«Всегда нахожу время для семьи». Как бизнесмен из списка Forbes Asia Дастан Омуралиев управляет временем

09/04/21, 18:19  |  Обновлено: 09/04/21, 18:29

Limon.KG - Мы запускаем новую рубрику «Правила бизнеса». В этом цикле состоявшиеся предприниматели Кыргызстана делятся своими принципами, которые помогли им достичь успеха в бизнесе. Герой цикла – Дастан Омуралиев, основатель «Экопродукт Азия», производителя соков Organic – самых натуральных в Кыргызстане. О том, как выдерживать конкуренцию в Кыргызстане, будучи полностью прозрачными и легальными, о важности воспитания сотрудника, о том, почему он отказался от реализации табачных изделий и роли семьи в его жизни специально для Limon.kg.

Дастан

О честности

Нужно вести бизнес предельно честно. Когда основатель создаёт бизнес, он должен быть честен по отношению к акционерам, контрагентам, ко всем stakeholder’ам, персоналу и государству.

С детства я был воспитан так, что всегда нужно говорить правду своим близким и окружающим. Рано или поздно ложь всплывает наружу, приводя к потере авторитета и репутации. В бизнесе самое главное – это доверие. Ситуации бывают разные, любой бизнес испытывает сложности. Иногда кажется, что, солгав, ты решишь многие проблемы, но это обманчивое впечатление.

Случаев, когда сотрудник что-либо недоговаривал, было достаточно. Самые запоминающиеся, конечно, отличились большими финансовыми издержками и потерей времени.  

О легальности

Сам факт выбора, каким бизнесом занимается предприниматель является одним из фундаментальных решений. Лет 10 тому назад мне поступило предложение взять дистрибуцию для реализации табачных изделий в Кыргызстане. Ни для кого не секрет, что табачные изделия продаются в очень большом количестве. Большие обороты, высокая маржинальность. К тому же, спрос у потребителя не эластичный. Несмотря ни на какие кризисы, люди как курили, так и продолжают курить.

Хоть мне и поступали достаточно выгодные с точки зрения бизнеса предложения, я категорически отказался сугубо по моральным принципам. Реализация табачных изделий – это отравление других людей. Для меня это табу. Не нужно оправдывать её и заниматься самообманом. Табачники травят людей! И на этом точка!

дастан омуралиев 2

О бизнесе, который должен решать определенную проблему

Фундаментально важно, чтобы бизнес решал определённую проблему потребителя. Если предприниматель открывает бизнес с целью просто заработать деньги, в этом ничего плохого нет. Однако, если такой вид не решает какую-либо проблему потребителя, у вас не будет клиентов. Бизнес становится неустойчивым с появлением дефицита клиентов. Поэтому важно задуматься о том, какую проблему, задачу, головную боль потенциального клиента вы решаете.

Крайне редко, когда продукт покрывает все потребности. Соки могут быть вкусными, но не полезными; полезными, но не вкусными. Увеличить количество клиентов в долгосрочной перспективе можно только в том случае, если ты предлагаешь нужный и качественный продукт для потребителя.

Завоевать доверие потребителя и увеличить клиентскую базу за короткое время крайне редко получается, только если не выделяется гигантский маркетинговый бюджет. В нашем случае эти процессы происходили ограниченно. Посоветую сарафанное радио. Личная рекомендация вызывает наибольшее доверие к продукту.

Разница возраста моего старшего сына и компании – 2 месяца, сын родился на 2 месяца раньше, чем была зарегистрирована компания. С 8 месяцев он употребляет соки Organic. Это самый большой показатель любого предпринимателя. Зачастую у нас на рынке многие производители не употребляют свою продукцию, зная, какого она сомнительного качества. Если производитель употребляет своё, значит он производит качественную продукцию и верит в успешность и пользу проекта.

О пользе

Необходимо, чтобы бизнес приносил пользу. В нашем случае мы приносим пользу очень широкому кругу контрагентов, как десятки компаний, с кем мы взаимодействуем; основным костяком их являются фермеры, и их больше 800. Они могут кормить свои семьи за счёт доходов, полученных от нашей компании.

Если затрагивать общественную пользу, то мы своим примером демонстрируем возможность успешного легального, ответственного и открытого бизнеса.

О постоянном развитии

Бизнес должен перманентно улучшаться и не стоять на месте. Век технологий ускорил время, и нужно быть гибким и оперативным, чтобы угнаться за ним. Без постоянного повышения эффективности тяжело оставаться на плаву.

Мы проводили пару лет тому назад исследования, которые показали, что каждый третий респондент отвечал о том, что знает о нашем бренде. Узнаваемость бренда в Бишкеке на достаточно высоком уровне. Но предстоит ещё много работы над повышением узнаваемости в регионах и внешних рынках.

В производстве постоянно можно что-то улучшать. Перед нами стояла задача повышения эффективности переработки, то есть выхода сока. Изначально мы перерабатывали яблоки всех сортов и урожаев, потому что не было должного опыта и понимания. Со временем научились работать с оборудованием и начали отбирать конкретные сорта. Нашли подходящее время для переработки выбранного сорта. Разница выхода сока в 2-3% может показаться незначительной, но, если вы посмотрите на масштабность переработки продукции в 1000 тонн, эти показатели покажутся вам достаточно большими в абсолютном значении. В производстве нужно постоянно улучшать процессы, учитывая каждую мелочь, которая может показаться незначительной на первый взгляд.

Также вопрос цен очень щепетилен и актуален. В прошлом году была высокая инфляция, и в этом она только продолжает расти. Темпы не сбавляются. Нам удалось сдержать цены путём изменения переключения на местных поставщиков материала, чтобы не было валютного риска, и мы могли оптимизировать расходы. Если взять в пример «Той даамы», то мы перевели его рецептуру из импортных пюре и концентратов на наше отечественное сырьё.

Наши конкуренты – мультинациональные корпорации, известные по всему миру. Понятно, что конкурировать с их маркетинговым бюджетом нереально при всём желании. В такой ситуации необходимо быть более креативным и эффективным.

Также я являюсь поклонником японского принципа «Кайдзен», который фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства. Ни на секунду нельзя останавливаться и входить в зону комфорта.

О системе work and life balance

Можно на самом деле совмещать семью и бизнес. Семья – приоритет номер один. В то же самое время бизнесу приходится уделять львиную долю своего времени. Если предприниматель не уделяет должного внимания своему здоровью, правильному питанию, то рано или поздно он потеряет свою эффективность и будет выпадать из процессов. От правильного тайм-менеджмента может зависеть судьба бизнеса и ваше качество жизни.

Раньше я работал не менее 12-14 часов в день, включая выходные. Мне не хватало времени на спорт и отдых. Приоритеты были такими, что я не успевал восстанавливаться. Как говорит моя мама: «Тот, кто не умеет эффективно и хорошо отдыхать, не умеет и эффективно работать.»

Только недавно полностью понял этот принцип. Сейчас всегда нахожу время в первую очередь для семьи, для спорта тоже. Для меня воскресенье – семейный день. Мозг тоже должен отдыхать от рабочих процессов хотя бы один день в неделю. Без этой практики неизбежно падает КПД (коэффициент полезного действия), а это сказывается на производстве, особенно если ты руководитель компании.

дастан омуралиев 3  

О капитализации

В Кыргызстане преобладает бизнес-модель, основанная на генерировании прибыли, нежели на капитализации бизнеса. Тому есть объективные причины – капитализировать бизнес достаточно сложно. В Кыргызстане нет большого рынка для слияния и поглощения компаний, а также привлечения капитала посредством размещения акций и облигаций.

Капитализация говорит о стоимости вашей компании. Оценить стоимость бизнеса в Кыргызстане довольно сложно. Есть 3 классических способа оценки бизнеса:

1) затратный,

2) сравнительный,

3) NPV (Net Present Value).

NPV оценивает будущие потоки и потенциал бизнеса. В Кыргызстане метод NPV применить сложно просто потому, что многие не знают о нём. Если учитывать сравнительный способ, то условно стоимость магазина оценить проще, чем завода, аналога которого нет в Кыргызстане. Остаётся первый способ, но он самый не корректный с точки зрения учёта потенциала того или иного бизнеса.

Любой бизнес должен иметь стоимость и должна быть возможность его продать.

Но если посмотреть на модель развития бизнеса в США и Юго-Восточной Азии, то она везде одинаковая. Там компании стремятся к капитализации, потому что понимают, что прибыли может и не быть на начальных этапах. Однако важно масштабировать компанию до максимальных уровней, чтобы потом монетизировать капитализацию и генерировать доход.

Капитализация важна в развитии бизнеса Кыргызстана, потому что такое мышление позволяет строить компании гораздо более масштабные, нежели те, которые получают какую-то прибыль и довольствуются этим.

О воспитании

В первую очередь для меня важны не сколько hard и soft skills, сколько порядочность, преданность, вовлечённость в процессы.

До пандемии, признаюсь, я делал акцент на Soft и Hard skills, то есть ориентировался на гибкости, критическом мышлении и теоретических способностях сотрудника. Но после пандемии пересмотрел свои взгляды и поставил на первое место такие качества, как порядочность, преданность, лояльность и обучаемость. Это либо есть у человека, либо нет. Таких случаев было множество и на самых разных уровнях, начиная от линейных специалистов, заканчивая топ-менеджментом. Казалось бы, у людей есть все необходимые компетенции, знания, но не хватало стержня. Все научились писать резюме, правильно и красиво отвечать во время собеседований, но в кризисных ситуациях эти качества куда-то девались. Не каждый выдерживает давления.

Можно обучить soft и hard skill’ам. Убедился в этом ещё в прошлом году. Считаю, что каждый сотрудник компании должен иметь должное воспитание.
Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.

Популярное

Понравилась статья?
Поделись с друзьями

Популярное видео

Посмотреть еще

Следите за нашими публикациями оперативно в Twitter и Facebook
Закрыть