«Отказалась от всех предложений других компаний». Apple пригласил на работу девушку из Оша

30/03/21, 16:08  |  Обновлено: 01/04/21, 09:25

Limon.KG - С каждым днём все больше кыргызстанцев покоряет огромные мировые IT-гиганты, такие как Amazon, Facebook, Google, Microsoft, Samsung, Huawei и так далее. Мы продолжаем знакомить вас с кыргызстанцами, которые смогли добиться высокооплачиваемой работы в мировых компаниях. Сегодняшняя героиня Чолпон Медербекова работает в Apple, где трудятся более 200 000 сотрудников со всего мира. Компания была основана 1 апреля 1976 года и по сей день является одной из самых престижных, туда стремится попасть практически каждый программист. Apple, как и большинство других крупных технологических компаний находится в постоянной битве за таланты. Несмотря на большую конкуренцию, нашей соотечественнице удалось пробиться и найти место среди этих счастливчиков.

124085592_703560457027027_8247870767546768872_n

L. Чолпон, расскажите о себе.

Меня зовут Чолпон. Родилась в городе Ош. Затем переехала в Бишкек, окончила с отличием факультет Востоковедения и Международных отношений (японский язык) в БГУ, и благодаря обширной практике наставничества моей учительницы Нами сенсей и моральной поддержке родных получила грант на обучение в университете Цукуба (первый год магистратуры в Японии, второй – в БГУ). После окончания магистратуры мне посчастливилось ещё раз поступить в магистратуру по программе "студент-исследователь". Окончила Osaka Kyoiku University. И именно эта учёба сыграла решающую роль в том, как я оказалась в Apple, так как после окончания обучения даётся возможность трудоустройства в лучших японских компаниях.  Но моя учёба и специальность не имела никакого отношения к работе. В Японии компании, связанные с IT-инновациями практикуют набор новых сотрудников без IT-образования и обучают всему сами. Большое внимание уделяется потенциалу. А трудоустройство в Японии занимает долгое время. Низкооплачиваемую работу можно найти за короткий срок, а постоянную, в хорошей компании с высокой зарплатой ищут годами. Конкуренция большая. Есть культура «Job Hunting». То есть все выпускники за год до окончания университета проходят через этот этап: все компании проводят презентации, повествующие о своих проектах, открытых вакансиях. Я, как и все выпускники, тоже начала поиск работы за год до окончания учёбы. Вне зависимости от национальности требования ко всем одинаковы. Для получения хорошей работы языком нужно владеть на уровне носителя. В среднем каждый кандидат проходит до финала 5 этапов отбора: все виды тестов, интервью. И разумеется, есть психологический стресс.

124200346_487618808863057_3959380608229354893_n

L. Как вы устроились на первую работу в Юникло?

Туда мне было очень легко устроиться. Параллельно подавала и участвовала в отборе в другие компании, в том числе и в Apple. На втором этапе в Apple у меня были предложения «Job Offer» от таких компаний, как Shiseido, Kose и Mitsubishi. Но я сама больше всего хотела в Apple. Решила попытать счастья и дождаться финала. Отказалась от всех предложений вышеперечисленных компаний. На предпоследнем этапе интервью ушла из Юникло, потому что мне нужно было подтвердить, что я не привязана к работе и не планирую параллельно совмещать одну с другой, что противоречит правилам Apple. Дальше уже нужно было ждать результатов. В конце концов я попала в штат наряду с японцами, некоторые из них подавали заявку на работу на протяжении многих лет. Благодаря этой работе и поддержке коллег я поняла, что человек способен на многое, можно развиваться, учиться. В результате решила отучиться на IT-специалиста в Америке.

L. Как родные отреагировали на новость, что вы получили работу в Apple?

Когда к чему-то приступаю, советуюсь с родными, поэтому это не было секретом ни для кого. Но именно дату подачи не говорила, потому что конкуренция была большая и я не была уверена, что меня возьмут. Как до этого и говорила, некоторые годами ждали и не получили положительного ответа. И естественно, от этого падает уверенность. А с другой стороны, этот риск наоборот мотивировал, верила, что меня возьмут. И только через месяц получила долгожданный звонок. Была на седьмом небе от счастья; все, кто знал об этом, обрадовались (смеется).

124059025_2724982237713363_4397419384164243346_n

L. Посоветуйте какие-нибудь ресурсы или сайты для подготовки к интервью?

В Google–поисковике очень много ресурсов для подготовки. Но на английском больше достоверных источников. Как такового, определенного ресурса нет. Я проходила интервью в десятках компаний. Есть общие черты, но и различия тоже присутствуют в зависимости от специфики компаний корпоративных ценностей и вакантной позиции. И на этапе интервью с руководящим составом алгоритм собеседований различается. Главное – не сдаваться. А готовилась по справочнику рекрутинговой компании Японии. Также надо знать, что рассказать «О СЕБЕ» и «О БУДУЩЕЙ РАБОТЕ». Поэтому важно подготовить следующее:

«Самоанализ (на что вы способны, сильные/слабые стороны, цели...)», «Составление списка компаний (отрасли и компании), «Исследование компаний (изучение той компании, куда хотите подать)», «Резюме», «Подготовка к письменному экзамену (не везде так принято)», «Подготовка к собеседованию (ваши ответы на примерные вопросы)».

124181200_365744961545957_5395125066402650371_n

L. Что нужно делать человеку, чтобы быть конкурентоспособным на мировом рынке труда?

Работодатели особый акцент делают на индивидуализм, способности, творческий потенциал и креативность человека. Поэтому нужно посвящать время саморазвитию. Следить за трендами. Хотела бы сказать, что нужно больше времени посвящать практическим занятиям, чтобы набраться опыта. Ведь так можно развивать свои навыки для закрепления теоретических знаний.

L. Как внедрить цифровизацию в Кыргызстан и с каких отраслей государства нужно это начать, ваши советы?

Сейчас – время цифровых технологий и использования искусственного интеллекта в повседневной жизни. Цифровизация могла бы послужить основным инструментом в улучшении жизни граждан и совершенствовании госуслуг. Современные цифровые технологии преобладают в различных сферах жизни и производства. В случае с Кыргызстаном мы ещё не определились, с какого сектора именно начинать. Внедрение в экономику? В общественную безопасность? В образование? Или может в строительство?

То, как Бишкеке внедрили программу «безопасный город», произвело негативное впечатление. Камеры на дорогах и программное обеспечение больше применяются в карательных мерах – для получения финансовых выгод на дорогах в пользу частной компании, которая их обслуживает. Вместо предупреждения нарушений идёт тотальная фиксация, стремление всевозможными способами найти нарушение и начислить штраф. Если рассмотреть Америку, то здесь выезд за пределы стоп-полосы на перекрёстке не влечет за собой никаких штрафов; если ты нарушаешь и проезжаешь на красный свет светофора, тебе подадут световые сигналы, и если машина проехала, то штраф идёт автоматически по почте хозяину авто. А что мы имеем в Бишкеке? Заехал бампером на стоп-линию, и тебе штраф! Нет элементарно больших предупреждающих знаков, что камера снимает. Это банально, что каждый человек ввиду своего возраста, физических данных и обстоятельств может совершить такие мелкие нарушения. Поэтому цифровизация в обществе может некоторыми людьми восприниматься как усложнение жизни, ухудшение.

Мы хотим развивать туризм, который требует совершенства сервиса услуг. Я проработала в таких компаниях, как Юникло и Эппл. Там цифровые технологии решают много задач; взять к примеру Юникло: у каждого сотрудника есть мобильный телефон с датчиком, обеспеченный программами. Например, если клиент ищет какой-то предмет с помощью этой программы, можно с легкостью узнать локацию и количество товара. А с помощью датчика можно отсканировать номера недостающих на полке товаров. А на кассе клиент сам сканирует и автоматом клиенту выходит сумма товара. Более того, есть программа, по которой можно узнать точный размер одежды, и нет надобности мерить её.

124100756_1517961558396133_1450171681489284795_n

А в Эппл, например, не нужно каждый телефон чистить каждый вечер вручную, есть одна кнопка, которая обнуляет память на телефонах и во всех гаджетах на витринах. И как мы знаем, в Apple Store в отличие от других магазинов обслуживают 2 сотрудника. Первый – продавец, второй – тот, кто приносит клиенту товар. И как тут работает цифровизация: один клик кнопки заказа продавца, и сотрудник со склада знает, какой товар и именно какому человеку, в какое месте нужно подойти и отдать. Это очень удобно, когда в магазине десятки людей. Не как у нас, кто-то выходит и кричит: «кто заказал такой товар, кого так зовут?». Беззвучно одним кликом все такие задачи решаются, конечно, это обеспечивает миллионные продажи каждый день, причём оперативно и быстро, что хорошо для бизнеса. Тут ты понимаешь, что время – деньги.

Кроме этого, маркетологи и специалисты получают все повседневные данные и делают анализ продаж, предпочтений людей. В современном мире на протяжении последних десятилетий в крупных компаниях используются программы, которые мониторят деятельность сотрудников. Это не шпионаж, подобная практика проводится в целях эффективного использования времени человеческих ресурсов. Программа может сказать, сколько часов работает сотрудник за рабочим столом, сколько раз заходит и выходит, сколько раз посещает ненужные сайты, каково потребление трафика, электричества и другое. Например, если это касается сотрудников, которые выполняют канцелярскую работу, то сколько времени потратили на ввод информации в базу данных, с кем ведут переписку, какие данные отправляют. В итоге цифровизация позволила бы сократить расходы на персонал и повысить эффективность их работы. Почему бы это не применить на госструктурах?

А в сфере финансовых услуг могли бы использовать искусственный интеллект для удовлетворения запросов клиентов и их потребностей. Например, в банках зачастую ждёшь в очереди, и при этом сотрудники банков висят на телефонах. В современном мире в банках программное обеспечение отвечает на звонки клиентов, причём полноценно говорит с ними. В крайнем случае, когда проблема требует вмешательства человеческих рук, то соединяет с сотрудником.

У нас проблема в сфере государственных услуг везде. В современном мире люди не стоят в очередях для получения своих документов государственного образца. Например, получение сертификатов, свидетельств, обновление паспорта - ID-карты. Зачем ходить и тратить время в очереди, когда можно самому всё заполнить онлайн, распечатать, подписать и отправить по почте, и дальше получить тем же образом необходимый вид документа. Да и почта была бы обеспечена работой.

124009859_2888700971390719_7388006384737011742_n

Теперь о сфере образования. Могу поделиться случаем из своего личного опыта. Будучи студентом, делала исследовательскую работу. И мне были необходимы данные школ, в частности, учебно-календарные планы по государственному языку в кыргызских и русских школах. Находясь за границей, собирать эти данные было очень сложно. Для этого приходилось попросить родственников, знакомых, чтобы они сходили в своё рабочее время и договорились с директорами школ, чтобы получить необходимые данные, а в некоторых школах – даже стыдно говорить – спрашивали за эти данные определенную сумму денег. А директора школ в Бишкеке в основном бывшие или нынешние жены депутатов. Но в современном мире всё это должно быть доступно. И у каждой школы должна быть своя интернет-страница, которая будет обновляться. Родители, отдавая детей в школу, должны отдавать предпочтения учебной программе, какому предмету больше внимания уделяется, педагогическому составу.

Другой пример в высших учебных заведениях. Студенты стоят в очереди, чтобы получить справку о том, что они там учится. Если поставить автомат для распечатки различных справок, то все быстро и без нервов закончили бы этот процесс. Если говорить о персональном профиле каждого студента – это уже отдельный и долгий разговор. Вкратце, это всё в режиме онлайн: расписание, силлабус, оценки, все новости университета, персональные задания от профессоров, библиотека вуза, бронь книг и так далее. Если говорить, то примеров очень много.  Поэтому нужно начать хотя бы с малого: реализовать хотя бы только в одном определенном государственном органе.

В государственных услугах цифровые технологии снимают бюрократические барьеры, это упрощает бытовую жизнь людей. Главное – цифровизация стала бы основой для успешной реализации государственных проектов. Это для нас очень выгодное будущее. И жизнь наша должна соответствовать времени.

124024110_353320722437337_6576796502947945527_n

L. Желаете ли вернуться на родину?

Да, в будущем. Но сейчас точно не знаю, через сколько лет. Потому что пока есть возможности и время, надо набраться опыта. Ведь Родина – это дом, родные, там всегда уютно и тепло.

L. Ваш совет для молодых людей, которые делают свои первые шаги в построении карьеры.

Быть всегда в поиске. Подавать резюме на все интересующие вакансии и никогда не сдаваться. В конце концов, всё получиться. Если не сегодня, то завтра. Если не завтра, то послезавтра. И всегда быть готовым к неожиданным поворотам. Верить и рассчитывать только на СЕБЯ. Вы – желанный кадр! Успехов!

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.

Популярное

Понравилась статья?
Поделись с друзьями

Популярное видео

Посмотреть еще

Следите за нашими публикациями оперативно в Twitter и Facebook
Закрыть