Несмотря на стереотипы, Асель Жураева стала кинорежиссёром и обладателем множества международных наград

25/03/21, 16:26  |  Обновлено: 26/03/21, 09:02

Limon.KG - Асель Жураева окончила факультет театра и кино института искусств им. Б. Бейшеналиевой, параллельно училась в мастерской известного режиссера Темира Бирназарова. Она является одной из немногих девушек, которая продвигает важную инициативу, а именно – привлечение женщин к режиссерской деятельности. По ее инициативе был организован I кинофорум женщин-режиссеров Кыргызстана, который состоялся 17 декабря 2016 года. Ее короткометражные документальные ленты «Дорога в Мекку», «Граница», «Колыбель счастья» показаны на международных кинофестивалях и конкурсах, где были удостоены многочисленных премий и наград. На данный момент она работает над своим дебютным полнометражным фильмом «Тенир берди». О творческой деятельности, трудностях, с которыми встречаются девушки-режиссеры, а также о многом другом узнаете из интервью.

поетная грамота  

L. Асель, расскажите о своем бэкграунде, где учились?

Я родилась в Оше и жила в селе Мады. До 11 класса жила с бабушкой и дедушкой, училась в школе №86 им. Курманжан Датки. Родители уехали в Бишкек, а я осталась доучиваться в селе. После окончания школы тоже переехала в город. Мои родители по образованию – преподаватели русского языка и литературы, в данное время работают в городе Бишкек. Мама уже долгое время работает в школе №74, и я тоже временами веду там драмкружок, это дополнительный заработок.  

L. Как вы учились в университете и что послужило причиной выбора профессии?

Мои родители – творческие люди: когда я училась в школе, они написали стихи ко дню города Ош. Тогда был организован концерт в школе, где я рассказывала стихи, сочинённые моими родителями. Помню, две строфы написал папа, а третью – мама. Именно с этого вступления всё и началось: мне очень близко по духу творчество. Мы до сих пор, когда собираемся всей семьей, поём получившуюся песню. Сначала хотела стать журналистом, каждый вечер сидела перед телевизором и слушала новости. Но через некоторое время захотела пойти по стопам дедушки и стать врачом. Эта профессия кажется мне невероятно благородной, таким образом я хотела помочь людям, но в то же время именно творческая натура заставила меня передумать. Помню, в то время сочиняла стихи и это очень нравилось мне; когда переехала в Бишкек к родителям, стоял вопрос выбора профессии, и мы пришли к решению, что поступлю в институт искусств им. Бубусары Бейшеналиевой. На вступительных экзаменах в Институте искусств в комиссии сидел Каридин Акматалиев. Он спросил у отца, окончательное ли решение мы приняли, и после положительного ответа папы Каридин Сартбаевич стал отговаривать его: «Это очень тяжелая работа. Днями и ночами ваша дочь будет пропадать на студиях, возможно, даже не выйдет замуж», и дал время подумать. Однако отец настоял на своем, и я начала учиться на режиссера. Не жалею, что выбрала именно это направление.  

В университете училась хорошо, не пропускала занятия. Читала художественную литературу, занималась дополнительно, и на третьем курсе попала на съёмочную площадку киностудии «Кыргызфильм» в качестве помощника кинорежиссера на «хлопушке».

кинофорум

L. А что с дальнейшим обучением, с магистратурой?

В 2010 году окончила университет, хотела поступить в магистратуру, но в Кыргызстане не было возможности продолжать обучение, к сожалению. По этой причине не поступила в магистратуру. У меня высшее образование, в дополнение к этому старюсь каждый год ездить на зарубежные мастер-классы. Одна из самых запоминающих поездок – в киношколу им. Рустама Ибрагимова в Киеве, куда приглашают представителей стран СНГ, Балтии и Грузии, известных режиссёров и мастеров своего дела, которые делятся опытом. Обучение проводилось две недели.

L. Откуда берутся истоки, корни вашего интереса к режиссуре?

Как рассказывала ранее, наша семья очень творческая. Папа долгое время работал музыкантом, он хорошо поёт, играет на различных инструментах. Мама пишет и сочиняет стихи, иногда редактирует мои сценарии. В семье я старшая, нас трое детей, причем все музыкальные люди: младший брат – барабанщик, сестренка играет на бас-гитаре. Они вдохновляют меня, помогают и поддерживают, это очень важно.  

L. Где вы работали после окончания университета?

Я попала на съёмочную площадку к режиссеру Марату Алымкулову, на сьёмки фильма «Адеп – Ахлак», где работала помощником режиссера. Они отсняли 50% фильма, и помощница режиссера вышла замуж, на ее место искали другую. Затем я стала частью съемочной команды Темира Бирназарова, работавшей над фильмом «Неизвестный маршрут». В этот момент мир кино и весь процесс съемок открылся для меня с новой стороны. На площадке работали 20 человек, все были очень разные, у каждого свой характер. Мне было интересно всё; тогда и осознала, что режиссура — это моё, я смогу снимать кино и работать в этой сфере. После завершения фильма Темир агай позвал меня в свою кинокомпания «Tazar», где я прошла обучение режиссерскому ремеслу, параллельно училась в институте искусств. Мой мастер Темир агай помогал буквально во всем: с финансами, с поиском темы для первого документального фильма, открыл для меня мир документалистики. Благодаря мастеру, сняла первый дебютный документальный фильм против абортов «Колыбель счастья». Когда начала самостоятельно снимать, поняла, что документалистика – это мощное оружие, способное изменить людей и мир в целом.

отдых

L. Асель, расскажите, где вы сейчас работаете, в чем заключается ваша работа?

В 2011 году Темир Бирназаров открыл свою киностудию, куда пригласил меня работать. По сей день тружусь здесь в качестве режиссера и исполнительного директора. Плюс являюсь основателем «Общественного Фонда Творческих Женщин Азии».

На данный момент работаю над полнометражным фильмом «Тенир берди» – это мой дебютный фильм, сейчас ищу финансирование, из-за пандемии все остановилось. Сьемки были завершены два года назад, сейчас фильм на стадии монтажа. Надеюсь, в этом году завершу полнометражный фильм. Как и все режиссёры, я хочу, чтобы картина нашла отклик у зрителей.  

L. Что для вас является самым интересным в работе?

Это очень сложный вопрос. Не могу определить что-то одно, мне нравится находится на съёмочной площадке, снимать, работать с актерами. В документальном фильме работаешь именно с героем, должен раскрыть натуру человека, показать интересные стороны, чтобы зрители могли проникнуться историей. Больше всего в работе нравится сам процесс подготовки к съемкам, в общем, весь процесс от начала до конца (улыбается).

DSC_0949

L. Назовите ваши дебютные работы в качестве режиссера.

Самой первой работой в качестве режиссера был документальный короткометражный фильм «Колыбель счастья». Второй документальный фильм – «Дорога в Мекку», который профинансировало государство, и третий – «Граница».

L. Должен ли каждый режиссер иметь свой стиль в съёмке и есть ли он у вас?

Да, у каждого есть свой стиль, он появляется с годами. На этот вопрос лучше могут ответить зрители и кинокритики. Как мне кажется, режиссёрам не стоит на этом заморачиваться, у каждого появляется стиль со временем.

L. Вы являетесь основателем и руководителем «Фонда Творческих Женщин Азии». Расскажите об этом.

Да, в 2013 году создала «Общественный фонд творческих женщин Азии», целью которого является поддержка и оказание помощи творческим женщинам. К фонду часто обращаются молодые начинающие девушки-режиссеры, которым мы предоставляем бесплатно монтажный стол, кинокамеру и другие необходимые технические приборы. Также помогаем написать сценарии, до конца разработать идею, найти актеров и много чего ещё. При поддержке фонда на данный момент было отснято больше пятнадцати короткометражных фильмов. Все картины получают международные награды, и это не может не радовать. Каждый год мы проводим кинофорум женщин-режиссёров Кыргызстана и приглашаем профессиональных режиссёров из разных стран. Они проводят мастер-классы, где обсуждаются фильмы. На данный момент мы в процессе подготовки к IV кинофоруму женщин-режиссёров Кыргызстана; к сожалению, в прошлом году отменили, но в этом году планируем провести. Уже отобрали фильмы на участие в конкурсе, сейчас ищем партнёров. Если обстановка будет стабильной, проведём в мае или осенью. Хочу добавить, что главная цель общественного фонда – объединять всех творческих женщин Центральной Азии для единой цели.

модный режиссер приз

L. Как обстоят дела в режиссёрской деятельности у женщин в Кыргызстане?

Меня очень радует, что женщин-режиссёров становится всё больше, они снимают хорошие картины. Мы становимся свидетелями того, как эти фильмы получают призы и признание; конечно, искать финансирование трудно. На этом этапе у нас много проблем, всё зависит от финансирования: если есть деньги, можешь воплощать свои идеи в жизнь; если нет, то приходится годами ждать походящего момента. Хотелось бы, чтобы на государственном уровне была оказана поддержка женщинам-кинематографистам. Я планирую добиться финансирования от государства именно для женщин.

L. Порекомендуйте медиаресурсы, где вы черпаете новую информацию и вдохновение.

Смотрю фильмы на сайте «Настоящее время», там публикуют документальные ленты в рубрике «Реальное кино». Острые темы, необычные герои, всё интересно снято. Несомненно, получаешь вдохновение от просмотра; если вам близки документальные фильмы, советую взять на заметку.   

Для кыргызоязычных есть интересный контент «Рухеш». Автор – Олжабай Шакир – публикует интересные истории, по некоторым рассказам можно снимать короткометражные фильмы. Все говорят, что у нас нет талантливых писателей, сценаристов, но здесь вы можете убедится, что это не так. У нас есть писательница Топчубубу Шайбулайева, у неё удивительные рассказы о женщинах, которые не оставят вас равнодушными. Она – единственная писательница, которая смогла описать портрет кыргызских женщин в своих работах. Она меня вдохновляет, и надеюсь, в будущем сможем совместно поработать над фильмом. 

Всем, кто интересуется фильмами и планирует попробовать свои силы в режиссёрской деятельности, советую заглянуть на сайт «Искусство кино». Мне нравится кинокритик Антон Долин, который пишет рецензии на фильмы. Но в основном у режиссёров мало свободного времени. Когда оно появляется, люблю читать художественную литературу.

съемки (3)

L. Остаётся ли время на себя, и чем ещё вы увлекаетесь в свободное от работы время?

Я потихоньку учусь медитировать. Мне кажется, что для каждого человека очень важно принять себе и ценить. С того момента, как начала любить и ценить себя, мне хочется всё время совершенствоваться и добиваться больших результатов. Поэтому всё свободное время посвящаю себе: читаю, смотрю фильмы, гуляю, занимаюсь танцами. Также преподаю два раза в неделю в театре «Тунгуч» актерское мастерство, передаю знания молодому поколению. Это приносит удовольствие. 

L. Какие цели и задачи стоят сейчас перед вами? Планы на ближайшие 5 лет?

Очень много планов. Во-первых, завершить начатый фильм. Во-вторых, написать сценарии для полнометражного художественного фильма, снять полнометражный документальный фильм, провести четвертый кинофорум-2021. Также в последнее время слушаю подкасты, планирую записать свой. В-третьих, желаю выучить несколько иностранных языков.

приз

L. Ваши рекомендации тем, кто хочет попробовать себя качестве режиссёра. С чего начать? Насколько это затратно с финансовой точки зрения?

Во-первых, надо верить в свои силы, попробовать сделать первый шаг навстречу цели. Поверьте, у вас обязательно все получится! Самое главное – не надо бояться, страх все разрушает, надо прислушаться к себе и идти к цели. Поверьте, если это ваше, то вы найдете возможность всё это реализовать в жизни. Если говорить о финансовым вопросе, то, всё зависит от формата фильма. Если вы начнёте с короткометражных, то это малозатратно, на этом фоне полнометражная лента обойдётся вам в круглую сумму. Чтобы снимать качественные фильмы, надо искать финансирование и спонсоров, партнёров. Начинающим режиссёрам советую начать с короткометражного документального фильма, потому что здесь в основном задействована только съёмочная группа: режиссёр, оператор, звукооператор. Если вам интересна это тема, то можете и сами все снять. С этой стороны сфера документалистики немного легче для дебютирующих. В художественном все намного затратнее, режиссёр должен оплачивать работу актёров и другого персонала, который задействован в съёмочном процессе. На данный момент в пределах $1000 снимают студенческие проекты, и если вы бесплатно достанете технику, то уйдёт не так много финансов. Если у вас интересный проект, то всегда найдутся партнеры и спонсоры, которые поддержат. Хочу обратиться к девушкам, которые хотят снять фильм: вы можете обратится в наш фонд, по результатам конкурса самые лучшие проекты получат поддержку.

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.

Популярное

Понравилась статья?
Поделись с друзьями

Популярное видео

Посмотреть еще

Следите за нашими публикациями оперативно в Twitter и Facebook
Закрыть