Девушка из Иссык-Куля устроилась в Porsche и сегодня создаёт новый концепт электромобиля

01/03/21, 17:35  |  Обновлено: 02/03/21, 09:27

Limon.KG - «Помнится, мы голодали, болели, испытывали недостаток материальных средств. Таскали тяжелую воду за километры от дома». Детство у Эркеайым Таалайбек выдалось не самым лёгким, но благодаря постоянной поддержке родителей она никогда не забывала об образовании и добилась позиции инженера в Porsche. На данный момент ведётся работа над инновационным концептом электромобиля Porsche, где Эркеайым Таалайбек является ведущим разработчиком. Она водила все лучшие модели и BMW, и AUDI, но предпочитает велосипед быстрым суперкарам. Историю неподдельного успеха простой девушки из Иссык-Куля читайте в интервью Limon.kg.

photo5319139558568342677

L. Как прошло ваше детство? Чем запомнились школьные и университетские времена?

Родилась я и выросла на южном берегу Иссык-Куля. Мои родители являются физиками и работают в сфере образования уже много лет. Если поразмыслить, то наше детство было не таким радужным. На этот период пришёлся распад Советского Союза. Помнится, мы голодали, болели, испытывали недостаток материальных средств. Таскали тяжелую воду за километры от дома. Родители постарались дать нам замечательное воспитание, привили самое главное – свободу выражения. Очень благодарна за это им,  в особенности отцу. Он с наших юных лет пробуждал в нас любопытство и любовь к знаниям. Научил меня читать и писать, когда мне было всего 4 года. Мы постоянно играли в интеллектуальные игры. Поэтому в школе я училась отлично.

Многие критикуют образовательную систему в Кыргызстане. Однако знания, которые я приобрела в простой айылской школе и в КГТУ им. И. Раззакова мне очень пригодились на учёбе в Германии; и до сих пор нужны мне в повседневной жизни и рабочем процессе. На самом деле такие предметы, как математика и физика изучаются на том же уровне, что и в Германии.

L. Значит, вы полностью довольны тем школьным образованием, которое получили?

Мне всегда было интересно получать новые знания. Конечно, не всё так идеально. Над методами образования нужно работать, но всё же нельзя забывать о достоинствах тоже. Всем предоставляются ресурсы, чтобы добиться любых желаний и целей независимо от социального, финансового или географического статуса. Различие лишь в том, как мы будем ими пользоваться. Если ресурсом для нас на данное время является средняя школа в селе, то, даже посещая её, можно добиться всего.

L. Вы выбрали направление инженерии в КГТУ им. И. Раззакова. Почему решили стать именно инженером?

Мои родители – физики. Отец всегда старался чинить машину своими руками, любые технические проблемы по быту решал сам. Наблюдала за ним, и у меня загорелись глаза. Проявился интерес к инженерии и механики. Даже электрический чайник не оставался без внимания. Мы обязательно разбирали его, чтобы посмотреть, как он устроен.

Но когда оканчивала школу, действительно не знала, куда поступать. Мне помог дядя в этом вопросе. Он сказал: «Ты интересуешься техникой. Пусть ты девушка, но у тебя действительно получается. Может, попробуешь?» Прислушавшись к совету дяди, пошла на факультет инженерии. Ни на секунду не жалею о своем выборе.

photo5319139558568342672

L. В дальнейшем вы решили обучаться в Германии и поступили в Гамбургский университет. Каков был процесс поступления? С какими трудностями вы столкнулись?

В последние годы учёбы в Политехе поняла, что мне необходимо повышать квалификацию, что этого недостаточно. Также хотелось больше практики, потому что в Кыргызстане нет индустриальных крупных компаний, где можно практиковать инженерию. Поэтому ясно было, что Германия – идеальный вариант для меня.

Изучила немецкий за пару месяцев. Родители взяли кредит и купили мне билеты в Германию. Изначально по программе обмена жила в немецкой семье, присматривала за детьми, изучала немецкую культуру и язык. Я учила немецкий так, чтобы можно было применять его в университете в технической сфере. Нужно сдавать несколько языковых тестов. Таким образом поступила через год на подготовительный курс по технической сфере, где изучала все термины, связанные с инженерией. После этого опыта задумалась над тем, чтобы попробовать себя в новой сфере деятельности. Решила поступить на инженера-экономиста, ведь там можно применять не только инженерские навыки, но и экономические. Другой немаловажной причиной являлось то, что выбрав это направление, я в дальнейшем могла работать в любой индустриальной компании мира.

Приходилось подрабатывать. Вообще, первые деньги заработала лет в 11, когда фотографировала. С юных лет стремилась к финансовой независимости.  В Германии работала няней, потом устроилась в дигитальное агентство, где мы при помощи цифровых технологий помогали крупным компаниям цифровизировать все процессы.

Говоря о трудностях, вспомню, что профилирующие предметы по механике и инженерии давались мне очень легко. Но проблема была в экономических терминах. Первый свой экзамен я провалила. В Кыргызстане у меня не было проблем с экзаменами. Очень хорошо училась. Когда я провалила целых три экономических предмета, была в недоумении, мягко говоря. Однако собралась с силами и попробовала снова. Всё получилось.

L. Как изменил вас переезд?

После него я столкнулась с проблемой свободного выражения своих мыслей. Наш менталитет подразумевает послушание и следование воле старших, особенно когда ты девушка. Говорят: «Ай, чондор менен айтышпа!» Например, если сидишь с директором машиностроительной компании Audi или Porsche, и мы вместе размышляем о стратегических концепциях, мне очень хочется выразить свое мнение, но не могу перебивать людей. Я же ведь девушка, младшая, в том числе и по должности. Этот социальный код, привитый в кыргызском обществе, порой мешает. Работаю над этим и стараюсь свободно выражать свои умозаключения. Поэтому мне очень хотелось бы, чтобы родители в нашей стране содействовали тому, чтобы их дети свободно выражали свои мысли.

photo5319139558568342671

L. Кыргызская культура имеет много особенностей. Какие национальные ценности понадобились за рубежом?

На первых порах стеснялась говорить, что являюсь кыргызстанкой. Наша страна не такая развитая в экономическом плане, но зато у нас в стране очень дружелюбный и отзывчивый народ. Сейчас я очень горжусь, что принадлежу именно этому обществу. Мы всегда готовы помочь другим людям. Я работаю с представителями всего мира, и уважительное отношение к любому, привитое с самого детства, очень помогает при общении и переговорах. Мой background помог эффективно строить отношения с ребятами из любого культурного пласта, так как наша страна мультикультурна и многонациональна.

L. Удалось ли вам попутешествовать, учитывая доступность транспорта и открытость границ в Европе?

Учитывая Шенгенскую визу и доступность путешествий, в свободное время стараюсь посетить новые страны. Проколесила по всем странам Европейского союза. Когда работала в авиационной сфере, путешествовала по Азии и Америке.

L. Топ-3 лучших стран на ваш взгляд.

Выберу Израиль, Италию и Швейцарию. Когда проводила время в этих странах, находила что-то общее с Кыргызстаном. Швейцария похожа пейзажами и красотой природы. Всегда стараюсь вырваться на зимних каникулах в Альпы, чтобы покататься на лыжах. Италия понравилась тем, что итальянцы – народ весьма социальный и общительный, как и кыргызы. Они любят гостить друг у друга и собираться шумными компаниями, просто наслаждаться жизнью. По поводу Израиля могу отметить Тель-Авив. За всё время, что я жила в этом замечательном городе, мне понравилось его абсолютная открытость и терпимость к любым социальным укладам.

L. Вы настоящий полиглот! Изучаете и владеете 6 языками…

Свободно разговариваю на 4 языках: кыргызском, русском, английском и немецком. Турецкий, испанский и французский – это те языки, которые меня интересуют. Турецкий даётся легко, потому что он созвучен с нашим родным. Во французском мне нравится фонетика, а в испанском то, как люди вкладывают всю душу при общении на нём. Развиваю свои знания. Пока моего уровня хватает на базовое общение при посещении этих стран.

photo5319139558568342676

L. Германия известна тем, что предоставляет прекрасные возможности стажировки и практики.  Расскажите о первых шагах в карьере и о трудностях, с которыми пришлось столкнуться.

В Германии много программ практики. Либо университет помогает выбрать компанию, либо мы сами можем найти организацию для стажировки и дальнейшего трудоустройства. Можно предоставить резюме и предложение своей помощи. Многие фирмы очень отзывчивы и с радостью принимают тебя.

Существует обязательный этап собеседования. Я стараюсь не «продавать» себя, а изучить детально потребности компании. Проанализировав тщательно все нюансы, при интервью стараюсь продемонстрировать свои подходящие качества, благодаря которым я сделаю организацию лучше.

Много было вызовов. Я очень скромная. В случаях, когда приходилось торговаться насчёт заработной платы, всегда как-то недооценивала себя. Думала, что требовать свои условия будет не совсем прилично. Потом, конечно, изучив рынок, учитывая среднюю зарплату, я добавила 10 процентов. Аргументировала свои требования, и у меня получалось устраиваться в компании на оптимальных условиях.

L. Расскажите о своем корпоративном опыте.

Будучи студентом, работала в дигитальном агентстве SinnerSchrader. Мы помогали большим компаниям цифровизировать ключевые процессы работы. В Тель-Авиве мне посчастливилось поработать в компании ePlane в качестве консультанта. Это инновационная компания, штаб-квартира находится в Израиле. Они являются изобретателями мессенджера Viber.  С помощью искусственного интеллекта мы цифровизировали процесс технического обслуживания всех самолетов. Я работала непосредственно с директорами фирмы, и мы строили стратегические концепции бизнеса и продажи своих услуг всему миру. Изобрели онлайн-платформу, чтобы механикам больше не понадобилось записывать свои заметки вручную, а можно было просто вводить данные в эту самую платформу.

Сейчас работаю в компании Porsche. Наша команда разрабатывает концепт электромобиля. Мы трудимся над автоматизацией; проще говоря, чтобы при нажатии определённой кнопки выполнялась правильная функция – включались фары, опускались окна, работали безотказно тормоза. Тщательно разрабатывается система управления. Моя задача заключается в том, чтобы оптимизировать процессы работы. Porsche уже выпустил несколько электромобилей, и перед нами стоит задача улучшить и обновить уже имеющийся концепт. Безопасность превыше всего, и такие проекты длятся около 10 лет. Все процессы должны быть доведены до идеала перед производством. 

L. Сколько лет вы в автомобильной сфере?

Более 3-х лет уже. В первые годы работала в концерн-проектах от группы VW: разрабатывала стратегические IT-концепты для всех марок группы Фольксваген (Porsche, Audi, VW, Bugatti, Lamborghini, SEAT, Škoda, MAN - все они принадлежат Фольксваген). Я не прямой работник Porsche, являюсь внешним инженером-консультантом. Я работаю в другой фирме, и на данный момент занимаюсь проектом Porsche около полугода.

L. Как проходили собеседования в компанию Porsche?

Прошло в качестве делового договора с моей компанией Tagueri AG и Porsche, где я одна представляла свою компанию. Спрашивали у меня, как мы сможем помочь им решить их данные проблемы (тема: electrical vehicle update); как я сама в частности занялась бы решением этой проблемы. Также проверяли мои технические навыки и знания. В моей команде 7 человек. Клиенты мои - менеджеры из высокого поста от Porsche, их команда насчитывает 1000 человек.

L. Встречали ли вы наших соотечественников в таких больших компаниях?

Других пока не встречала. Почти во всех проектах в автомобильной сфере я единственная иностранка, остальные все германцы, и зачастую я - единственная девушка.

L. Наверное, у вас имеется свой Porsche в гараже.

Успела поводить различные модели Porsche и другие суперкары. Но если честно, признаюсь, вообще не интересуюсь машинами в смысле вождения. Меня интересует техника не в окончательном виде, а сама конструкция, заставляющая работать эту машину. Предпочту изучить аэродинамику машины, а не поводить её. Не могу даже отличить Porsche Taycan от Panamera.

L. У вас имеется машина?

Нет. Осознанно не покупаю машину, потому что живу в Гамбурге, а здесь нет большой необходимости ездить на авто. Общественный транспорт хорошо развит, и в основном я добираюсь до места работы на велосипеде.

photo5319139558568342678

L. Что вы можете сказать о Гамбурге, живя в этом городе долгое время?

Красивый, зеленый  исторический город. Здесь люди не такие общительные и открытые. Но если удастся узнать их получше, то понимаешь, что гамбургцы – очень интересный народ. Они солидарные и готовы помочь любому. Именно в Гамбурге говорят на чистом немецком языке, это одна из причин моего переезда сюда. Например, в Баварии совсем другой акцент. Здесь также много заводов, например, AirBus. Можно сказать, рай для инженера!

L. Какие проекты планируете реализовать в ближайшие 5 лет?

Очень много планов. В первую очередь хочется делиться приобретённым оптом в течение 10 лет с другими. У меня было много трудностей, и я хочу, чтобы другие ребята смогли обойти их. Планируется много гуманитарных проектов, пока называть их не буду. Скоро узнаете.

L. Планируете ли вернуться в Кыргызстан?

Очень хочется жить в Кыргызстане. Надеюсь, когда-нибудь я смогу приложить свои усилия, чтобы наша родина смогла развиваться дальше. Особенно чтобы молодые девушки смогли работать инженерами, и вообще кем угодно в этой стране. Но на данный момент хочется учиться и развиваться в профессиональной деятельности, а в Европе намного больше шансов для этого.

L. Возможно ли машиностроение в Кыргызстане?

Очень даже. Конечно, не хватает ресурсов, но у нас есть высококвалифицированные инженеры. Надеюсь, что политическая ситуация улучшится, и мы сможем реализовать такие масштабные проекты, как машиностроение.

L. Какие навыки посоветуете развивать молодежи?

Любопытство. Если мы интересуемся чем-либо, то у нас всегда хватит сил достичь весомых результатов в этом направлении. Всё начинается с интереса. Желание развиваться в программировании начинается с того, что вам интересно узнать, как устроены процессы и схемы в вашем смартфоне. Так происходит в любом деле. Любопытство – ключевой фактор. У нас имеются все ресурсы, чтобы мы смогли реализовать все наши самые смелые мечты и желания.

L. Говорят, что сила в правде; мы говорим: «сила в образовании».

Я более чем согласна с этим утверждением. Образование и знание помогают добиться всего. Мир становится лучше и интереснее с образованными людьми!
Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.

Популярное

Понравилась статья?
Поделись с друзьями

Популярное видео

Посмотреть еще

Следите за нашими публикациями оперативно в Twitter и Facebook
Закрыть