«ilimBox вошел в семерку мировых проектов по новому формату образования» - Талант Султанов рассказал о своем проекте

27/01/21, 16:40

Limon.KG - Талант Султанов –  выпускник Колумбийского университета, бывший сотрудник Всемирного банка, где работал координатором по внешним связям в Алматы и консультантом в Вашингтоне. Также вел проекты совместно с ПРООН и USAID. В его карьере немалое количество успешных проектов и вклад в развитие цифровизации Кыргызстана. В сегодняшнем интервью Талант рассказал об уникальном устройстве ilimBox, который установлен в 140 самых отдаленных школах Кыргызстана, где нет доступа к интернету и о своих будущих планах.

UNGA

Выступление на полях Генеральной Ассамблеи ООН по концепции Таза Коом

L. Чем вы занимаетесь?

Я работаю в сфере цифровизации, моя цель – провести интернет в самые отдаленные точки страны, обучать уязвимые группы людей цифровым навыкам, чтобы они могли получить максимальную выгоду от технологий. Наша организация называется «Кыргызское Интернет-Общество», это некоммерческая организация, где ведется много социальных работ. Например, мы построили Точку обмена интернетом-IXP в городе Ош. Недавно мы довели до села Суусамыр высокоскоростной интернет. Сначала жители сопротивлялись, спрашивали: «Зачем нам интернет, когда все у нас хорошо?» Но когда мы помогли построить сеть, жители сами вовлеклись и провели кабель. Сейчас там 17-летний школьник сам соединяет интернет-кабель, иногда при 30-градусном морозе, подключает все дома к высокоскоростному интернету и помогает своим односельчанам по любым техническим вопросам, придумывая креативные подходы к решению задач. 

Suusamyr2

17-летний Ибрагим, житель села Суусамыр, помогает подключать дома к высокоскоростному интернету

На самом деле такие гении существуют в каждом селе, просто их нужно направить и обучить.  В Суусамыре теперь качество и скорость интернета намного лучше, чем даже в Бишкеке, а что удивительно – это сами же жители полностью осуществили проект. Еще один пример – ilimBox; мы очень радуемся, что этот изобретение попало в семерку мировых проектов по новому формату образования. На данный момент из-за ковида и положения в стране проект актуален. Большая нагрузка попадает на долю детей и учителей, особенно в регионах, когда у тебя нет смартфона, интернета, где даже нет или не хватает телевизора. Если в семье несколько детей и у каждого своя программа, то как они должны это поделить? Вызовов очень много, пандемия обнажила все минусы. Наша цель – доставлять онлайн-образование детям самых отдалённых регионов, чтобы они имели доступ к тем же ресурсам, что и дети в городах.

Правительство поручило министерству образования подключить 2200 школ к интернету, министерство образования посчитало и подключило большинство школ. Но оказалось, что есть школы, которые находятся высоко в горах, где нет доступа к интернету, телевидению и радио, куда довести интернет просто невозможно. Когда я со своей командой узнал эту новость, мы поставили себе «Challenge» – некий вызов самим же себе, что начнем работу именно с этих труднорешаемых задач. Нами двигала мысль, что если мы добьёмся успеха в этом, то невозможное уже будет возможным. Наша команда объездила дальние места, где в некоторых селах проживали по 20 семей зимой – эти села безоговорочно отрезаны от коммуникаций, только летом приезжают туристы и отдыхающие. Городские люди очень плохо понимают, каково живется людям в таких условиях. Мы благодаря выездам увидели и поняли всю сложившуюся картину. На данный момент подаем на различные гранты, чтобы продолжить реализацию проекта.

L. Расскажите о структуре и содержании ilimBox. Из чего он состоит?

Технологически это несложная вещь, физически – это коробочка (отсюда и название Internet-in-a-box или «Интернет в коробке»), внутри которой есть жесткий диск и маленький компьютер, который называется Raspberry Pi. Есть разные вариации, но работает, как Wi-Fi-роутер. На жестком диске – все образовательные ресурсы: видеоуроки, электронные книги, различная энциклопедическая информация из Википедии. Коробку можно установить в любом месте. Всё, что требуется для дальнейшей работы – электричество. Чтобы воспользоваться содержащейся внутри информацией, нужен смартфон: включаешь Wi-Fi и подключаешься к сети ilimBox. Наши программисты написали программу так, что при входе она автоматически помогает пользователю с интерфейсом. Например, можно найти учебник по математике, видеоурок по физике или статьи из Википедии. Можно читать по смартфону или же скачать и изучать в удобном месте.

Myrza_Ake

Посещение родной школы в рамках проекта «Моя Школа-ProKG»

L. Вы распространяете ilimBox по школам на бесплатной основе? Сколько времени  люди могут пользоваться им? 

Да, распространяем по школам и библиотекам, остается у них навсегда. На данный момент охватили 140 школ, и ни одно из устройств не подключено к интернету, так как именно в этих местах либо нет интернета, либо он очень слабый. Но в перспективе мы хотим сделать ilimBox «умным». «Умное устройство» – это когда оно подключено к интернету и на постоянной основе обменивается данными. В этих мини-компьютерах есть пространство для сим-карты, таким образом можно подключиться к мобильному интернету и регулярно обновлять содержимое. И для детей и учителей было бы интереснее, если с каждым разом будет новая информация. Мы, к сожалению, не можем часто ездить и возобновлять.

L. Все ресурсы взяты из открытых источников; если кто-то будет распространять информацию из ilimBox, будет ли это нарушением авторских прав?

Мы столкнулись с этой проблемой. Это запутанный клубок, над которым все мы работаем. Кто является правообладателем на эти книги? Обычно автор учебника и есть правообладатель, а пользователь – Министерство образования, куда никто не может внести изменения, кроме самого автора. Главная сложность для нас – то, что во время использования этого контента, мы не уверены, защищена книга авторскими правами или нет. Мы используем тот контент, который действительно открыт во всех источниках, чтобы не возникало сложностей с юридическими аспектами. Это – вопрос государственного уровня.

L. Вы сказали, что жители сами занимаются проектом, а финансы и материалы вы предоставляете?

Да, мы помогаем, осуществление проекта состоит из нескольких задач:

1.         Финансы

2.         Технологии

3.         Различная документация (разрешение, лицензия, отчетности)

Во время реализации таких проектов мы поняли, что проблема с финансами решаема – есть международные организации, гранты и местные меценаты, которые готовы инвестировать. Если люди сильно заинтересованы, вопрос денег всегда решаемый.  Технологиям тоже можно обучиться; парадоксально самой сложной вещью оказалось получение разрешений, в особенности это острая проблема для жителей села. Допустим, я хочу построить интернет-сеть для своего села, мне нужно получить различные разрешения на частоты, на ведение деятельности, а когда получаю это, я каждый месяц должен предоставлять отчеты в различные госорганы (налоговая, соцфонд, нацстатком и др). Проблему с облегчением бюрократии мы стараемся постоянно поднимать и обращаемся к госорганам, чтобы облегчили процесс для жителей отдаленных сел, они ведь всего лишь действуют в рамках села.

Бывает, местное население готово из личных средств построить и внедриться в технологическую сеть, тогда мы с радостью содействуем и обучаем.

L. Сколько времени в среднем занимает сбор документации?

От нескольких недель (если повезет)  до нескольких лет. Есть ассоциация операторов связи, которая объединяет всех интернет-провайдеров. Там говорят: чтобы возвести многоэтажный дом в Бишкеке и построить телекоммуникационную башню в горах, требуется одно и то же количество разрешений и аналогичный сбор документов. Нужно смотреть на адекватность госрегулирования.

L. Какие у вас планы на будущее? 

Наши главные приоритеты в двух направлениях: технологии, цифровые навыки и зелёное устойчивое развитие экологии. На данный момент мы работаем над проектом возобновляемой энергетики. Мы хотим, чтобы дома и помещения отапливались зимой и охлаждались летом геотермальными источниками энергии, то есть использовать тепло земли. Наш инженер применил эту схему у себя дома, и расходы на отопление сократились в четыре раза – только потому, что он поставил тепловые насосы и пробурил подземную трубу. Земля может промерзнуть на один метр, но на самом деле, чем глубже, тем больше тепла.

Мы хотим запустить этот проект в городе Ош, хотя все новые инициативы обычно начинаются в Бишкеке. Таким образом можно избавиться от проблемы смога, ведь это связано и с тем, что жителям приходится использовать для отопления уголь, а электричество дорогое.

L. Сколько лет вы в сфере цифровых технологий?

Я в этой сфере с начала 2010 года – тогда я начал задумываться о том, какая модель развития подходит для нашей страны. Есть богатые страны, есть те, которые имеют доступ к морю, но наша страна не имеет таких ресурсов. Однако и у нас есть сильные стороны: человеческие ресурсы и предприимчивый дух жителей Кыргызстана. В 2013 году я стал директором государственного аналитического центра НИСИ, где мы стали проводить исследования в этом направлении, которые выявили перспективу. Таким образом появилась стратегия Таза Коом.

L. Вы сказали, что хотите построить Общинную интернет-сеть в Оше. Но почему до этого никто об этом не задумывался?

Я считаю, что инициативы должны создавать частные сектора, так как мы живем в системе рыночной экономики. Но частные сектора будут финансировать в те проекты, где есть окупаемость. Тогда уже возникает необходимость помощи государства, где оно должно создать правильные условия. Однако если нет поддержки со стороны государства и частных секторов, то приветствуется гражданская инициатива. Когда мы построили интернет-сеть в Сусамыре, эту новость увидел предприниматель из Нооката. Сейчас он настолько успешно реализовал проект, что в течение двух лет у него появились тысячи подписчиков, качество интернета улучшилось в разы, цена упала в три раза. Мы идем на какой-то риск, некоторые проекты не срабатывают, но мы стараемся провальные проекты брать в учет и делать выводы.

Osh

Презентация для жителей г.Ош проекта «Ferghana IXP» (Точка обмена интернетом)

L. Вы упомянули про проект «Точка обмена доступом в интернет», расскажите поподробнее про это.

Точка обмена доступом в интернет или Internet Exchange Point (IXP) – это, по сути,  интернет-коммутатор, который позволяет провайдерам и мобильным операторам обмениваться интернет-трафиком. Пока такие коммутаторы есть только в Бишкеке. Недавно мы построили и запустили такой IXP в городе Ош. Он будет некоммерческим и открытым для всех провайдеров. Это позволит снизить цену на интернет, улучшить качество для жителей Ошской, Джалал-Абадской, Баткенской областей. В перспективе это поможет городу Ош стать региональным интернет-хабом, учитывая соседство с Узбекистаном и Таджикистаном.

L. Вы учились по направлению «международные отношения», как вы перешли к цифровым технологиям?

Когда ты молод, у тебя есть возможность пробовать себя в разных направлениях, чтобы понять, что тебе интересно и от чего получаешь наибольшее удовольствие. Когда я выбирал специальность международного отношения, я не знал, какие существуют профессии. Это было середина 90-х, мне не хватало знаний. Для меня эта сфера была интересной, хотя я плохо представлял свою карьеру там. Когда я выпустился, сразу начал свою деятельность в секторе образования. Получается, что необязательно работать там, на кого ты учился. Я считаю, что образование должно раскрыть горизонты, а ты потом на основе этого должен решить, куда пойти. Существует шанс поменять направление в магистратуре. Мне было интересно изучать финансы, и поэтому в магистратуре я уже изучал эту специализацию. Постоянные поиски в жизни никогда не должны прекращаться. Сейчас модель образования такая, что учиться нужно всегда, и никогда ничего не поздно. Среди моих знакомых есть примеры, когда люди в 50 лет решаются сменить сферу деятельности. Что касается технологий, я пришел в этот сектор благодаря своим друзьям. Когда ты общаешься с людьми, которые воодушевлены, то и ты воодушевляешься. Я хотел тоже попробовать сделать какой-то вклад в развитие страны.

Columbia

Впервые дегустация кымыза в Колумбийском университете

L. Обычно люди советуют смотреть вакансии или информацию о поступлении на учебу на официальном сайте. Что вы можете посоветовать?

Есть понятие «нетворкинг» – это создание сети контактов, у кого можно учиться и совместно работать. Сейчас в мире создавать связи – один из самых необходимых навыков. Я считаю, что образование везде одинаковое, принципы схожие. Но думаю, что образование состоит наполовину из того, что ты изучаешь, и наполовину – с кем ты учишься или у кого учишься. Молодым людям стоит постараться поступать в самые лучшие университеты страны и мира. Выстроившаяся сеть контактов может помочь в дальнейшем. Человек должен активно себя проявлять, быть сильным в своей сфере. Тогда другие компании могут заметить и пригласить на работу.

Никогда не бойтесь задавать вопросы. У нас сложилось мнение, что слова учителя – закон, постулат, и вопросы воспринимаются, как вызов; а в современной системе наоборот – чем больше вопросов, тем лучше и для преподавателя, и для ученика. Есть выражение «нет глупых вопросов»: когда ты молодой, это твоя задача – спрашивать. Если молодые люди хотят, чтобы их заметили, нужно поднимать руку первым и задавать интересные и нужные вопросы. После лекции подойти и познакомиться – это откроет многие двери.

В современных реалиях человек никогда не должен останавливаться: ни в образовании, ни в саморазвитии – это не выбор, а необходимость. И у меня бывали большие провалы, оказывался безработным. Но мой опыт показал, что трудности преодолимы и всегда временны, а проходящий через такой путь человек закаляется. Когда я завершал учебу в США, мне нужно было дополнительное финансирование, и мой однокурсник посоветовал работу в ресторане. Администратор сказал, что есть позиция посудомойщика, так я несколько месяцев работал в не самых комфортных условиях: маленькая кухня, огромный объем грязной посуды. В какой-то момент заходит хозяйка, она говорила на английском и я, подумав, что вопрос адресован мне, ответил. У нее был шок, а я испугался – думаю, уже посудомойшику нельзя разговаривать с хозяйкой. Но оказалось, что не хватает официантов, знающих английский язык, и она меня отправила обслуживать клиентов. Доходы официанта были в разы выше; если бы я тогда спросил, требуется ли им официант, а не молча согласился на предложенную работу, то моя ресторанная карьера была бы более успешной (смеется).

L. Как вы смогли устроиться во Всемирный банк?

Я начал работать в центральноазиатском офисе в Алматы после бакалавриата. Когда подавал туда, я сомневался, что могу пройти в такую организацию. Однако мои друзья посоветовали быть более уверенным и более целеустремленным, что в итоге помогло получить работу. Когда ставишь перед собой цель, она обязательно сбудется. Может даже через месяц или год.

L. Вы поехали в штаты по программе «Кадры 21 века», но она закрылась. Как вы оплачивали контракт и что вас мотивировало остаться?

Это произошло во время глобального экономического кризиса 1998 года. Нам оставалось доучиться до конца всего лишь один год. Я решил продолжить образование, но если будет слишком трудно, уехать домой. Ресторанная работа была моей третьей по счету. Помимо этого, были еще 2 работы – одна в университете, где студентам позволяют работать в библиотеке и компьютерном зале за минимальную оплату, и ещё одна работа – в международной организации. Тоже на полставки. 

L. А что сейчас вас мотивирует?

Проекты, которые мы с командой реализуем, меня сильно воодушевляют, это нами движет. Это еще больше нас подталкивает творить, создавать что-то новое. C другой стороны, наша жизнь полностью не связна с работой. Нужно держать баланс между работой и жизнью, важно уделять время семье. Также необходимо оставлять время для хобби. Например, я увлекаюсь велосипедом. В этом году попробовал ездить даже зимой (иногда при -15 градусах мороза) – оказывается, это возможно. Призывают всех читателей limon.kg пересаживаться на велосипед!

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.

Популярное

Понравилась статья?
Поделись с друзьями

Популярное видео

Посмотреть еще

Следите за нашими публикациями оперативно в Twitter и Facebook
Закрыть