Улукбек Келгенбаев из Deloitte London рассказал, как участвовал в помощи правительству Великобритании по выходу из кризиса после пандемии

27/01/21, 10:53  |  Обновлено: 28/01/21, 13:30

Limon.KG - Улукбек Келгенбаев работает в престижной консалтинговой и аудиторской компании Deloitte в Лондоне. В 2015 году мы делали с ним первое интервью, когда он только начинал свой карьерный путь. Его история произвела фурор. После нашей последней встречи в его жизни произошли значительные изменения: он перевелся в главный офис компании, в отдел слияний и поглощений (M&A – mergers and acquisitions). Главная его задача – помогать компаниям и частным инвесторам принимать стратегические решения. В связи с пандемией коронавируса правительство Англии привлекло Deloitte для оказания консалтинговых услуг по принятию ответных мер, где значительную роль также сыграл кыргызстанец.

Первое интервью с ним можете прочитать здесь.

3 (2)

L. Улукбек, мы с вами делали интервью в 2015 году, после нашего интервью в вашей карьере случились значительные изменения. Расскажите, какой путь вы преодолели, чтобы добиться этих результатов.

После прошлого интервью я работал пару лет в Делойт в Бишкеке, ведя различные аудиторские проекты в Кыргызстане и Казахстане. Затем в 2017 году с поддержки родного офиса я перевелся в Англию, где работаю по сей день.

По приезде в Лондон я продолжил карьеру в аудите, работая на проектах крупных публичных компаний. Параллельно с этим я также сдал экзамены для получения английской бухгалтерской квалификации ACA (Associate Chartered Accountant). Работая в Сити, в сердце финансовой столицы Европы, я лучше познакомился с индустрией и захотел попробовать что-нибудь еще. В итоге я перевелся в отдел слияний и поглощений (M&A – mergers and acquisitions). Теперь я помогаю компаниям и частным инвесторам принимать стратегические решения, а также веду для них сделки по покупке или продаже бизнесов. 

L. Вы перевелись в Лондонский офис Deloitte, отличается ли корпоративная культура внутри компании? Расскажите про специфику работы на другом рынке и скажите, какая у вас позиция в компании на данный момент?

Думаю, корпоративная культура внутри фирмы мало отличается и очень напоминает бишкекский и алматинский офисы. Скорее разнится общая профессиональная культура на уровне стран. Например, в Англии люди очень пунктуальны и опоздание на встречу — это редкость. Также мне показалось, что люди стараются приходить на работу раньше остальных. Я поначалу приходил ровно к 9:30, то есть к началу рабочего дня по контракту, но потом обратил внимание, что многие мои коллеги уже были на месте. Поэтому я адаптировался и стал приходить пораньше, чтобы быть готовым к рабочему дню заранее, а то и просто перекусить с утра и поговорить с коллегами.

Если говорить о специфике работы, то она более технически сложная и масштабная, так как размеры рынков и, соответственно, количество доступной информации несопоставимы. Также у наших клиентов есть интересы по всей Европе, и мы постоянно взаимодействуем с региональными офисами, например, в последнее время с Италией и Турцией.

Касательно позиции, я работаю Менеджером отдела, но в отличие от аудита, где число младших сотрудников в подчинении может доходить до 10-15, здесь их у меня всего два человека. Это объясняется тем, что работа специфичная и в этот отдел как правило берут уже состоявшихся профессионалов и людей с квалификациями ACA, ACCA (Associate Chartered Certified Accountant) или CFA (Certified Financial Analyst).

L. Как ваш опыт релокации на другой рынок повлиял на вас? С какими трудностями вам пришлось столкнуться?

Я уже имел опыт работы в Англии со стажировки, о которой я говорил в прошлом интервью, поэтому на работе все было знакомо. Но настрой был другой из-за ощущения, что приехал в этот раз надолго, и нужно было иметь долгосрочную перспективу. Например, планировать свою роль в организации на следующий год исходя не только из потребностей команды, но и из своих карьерных приоритетов. К счастью, с этим помогали индивидуальные менторы, поэтому я по большей мере работал над задачами, которые выбирал сам и на этом учился.

В плане трудностей – из-за конкуренции довольно непросто было перевестись в другой отдел, но к счастью, мне повезло, и меня взяли после трех этапов интервью и практического задания по оценке компании. Думаю, мне на руку сыграло то, что в аудите я работал над довольно специфичными задачами по оценке нематериальных активов компаний. Оценка компаний была одним из направлений для развития, которое я осознанно выбирал, таким образом у меня накопился релевантный опыт.

Также необходимо было сдавать квалификационные экзамены ACA. Это большая инвестиция со стороны фирмы, так как в сумме обучение стоит более 10000 фунтов, поэтому требования высокие. Экзамены нужно сдавать по несколько одновременно за одну сессию и проходить желательно все с первого раза. Если человек проваливает, получив низкий балл, или не сдает со второй попытки, то его/её автоматически увольняют по условиям учебного договора – при мне была пара таких случаев. У меня все обошлось, и я сдал все с первой попытки, но это далось непросто.

L. Расскажите, как выстроена процедура повышения сотрудников в Deloitte?

Процедура в целом простая и прозрачная. По окончанию каждого проекта сотрудник получает оценку от вышестоящего руководства. В конце финансового года оценки складываются за все проекты и сравниваются со средним показателем людей из того же «потока», то есть сотрудников на том же уровне. От полученного рейтинга зависит повышение и зарплата, а также в целом карьерные перспективы. Если ты себя хорошо зарекомендовал, то менеджеры будут стараться пригласить тебя к себе на проект и будет больше выбора возможностей для развития.

Дополнительно смотрят на факторы, характерные для занимаемой позиции. Например, количество пройденных экзаменов, наличие квалификации. Для людей на высших позициях – количество проектов, которые они ведут, и их прибыльность.

Например, меня в первый год не повысили, так как у меня еще не было квалификации. К счастью, удалось договориться, и на следующий год после успешной сдачи всех экзаменов мне дали двойное повышение.

2 (1)

L. Как нам известно, вы были в группе, которая помогла правительству Великобритании выйти из кризиса после пандемии. Как вы оказались в этой группе?

Да, в начале пандемии Делойт выиграл несколько больших правительственных контрактов на оказание консалтинговых услуг. В связи с нехваткой классических управленческих консультантов (management consulting) набирали людей из других отделов. Я из интереса подал заявку, описав свой опыт и как его могу применить, и после пары собеседований меня взяли «в аренду» в консалтинг на пять месяцев. 

L. Какая была ваша роль в этой рабочей группе, можете рассказать детально?

В проекте я работал в составе специально созданной межправительственной группы, состоящей из ученых, военных, врачей, госслужащих и консультантов. Мы помогали составить новую стратегию обеспечения английских больниц достаточным количеством средств индивидуальной защиты (СИЗ) и вели процесс принятия инновационных ответных мер.

Работа была очень интересная и новаторская, так как раньше с такими проблемами страна не сталкивалась. Ситуация развивалась стремительно, и моя роль постоянно менялась, поэтому нужно было быстро адаптироваться. Я занимался многими задачами, но в основном это была координация малых групп специалистов в разных областях, различная аналитическая работа, а также организация переговоров с поставщиками медицинского оборудования.

Я был приятно удивлен уровню организации работы и как хорошо министерства и другие правительственные структуры взаимодействовали между собой и с внешними консультантами. Кстати, в качестве главы рабочей группы правительство пригласило человека, который ранее руководил организацией олимпийских игр в Лондоне. На этом проекте мне довелось поработать с очень умными, образованными и трудолюбивыми людьми как внутри правительства, так и вне, а также познакомиться поближе с довольно сложно устроенной местной системой здравоохранения.

L. Каким образом развитие новых технологий влияет на вашу работу?

Наверное, напрямую не влияет, так как базовые вещи вроде программного обеспечения (Excel, Power Point и т.д.) и источники информации (Bloomberg, например) остаются примерно теми же. Однако развитие программ, позволяющих координировать работу удаленно, положительно влияет на продуктивность. Например, мы можем аутсорсить часть работы в другие страны, кооперироваться и работать над одной сделкой с коллегами из других городов и так далее.

Также новые технологии влияют на индустрии, с которыми мы работаем, то есть могут являться катализаторами изменений, смены стратегии и вести к консолидации или раздроблению компаний, так что у фирм, предоставляющих финансовые услуги появляется больше работы.

L. Какими профессиональными качествами нужно обладать будущему аудитору, чтобы работать в топовых финансовых компаниях?

Нет предела совершенству, но есть несколько базовых качеств:

Коммуникабельность – компании ценят умение найти общий язык с большим количеством разных людей, от рядового кассира до финансового директора.

Трудолюбие – необходимо справляться с большим объемом информации, работая добросовестно и эффективно.

Знания английского языка и бухгалтерского учета – без них не получится ни работать, ни даже пройти вступительные тесты.

4 (2)

L. Как правильно составлять резюме и готовиться к собеседованию? Ваши советы.

Мне в этом помогли статьи в интернете и советы опытных людей. Например, хороший совет для резюме – взглянуть на него глазами постороннего человека, представить, понятна ли терминология и правильно ли передан контекст. Когда меня просят взглянуть на резюме, я часто замечаю, что люди только перечисляют свои обязанности, и резюме теряет интересные детали. Отделы кадров, как правило, и так понимают стандартные служебные обязанности и не нуждаются в описании того, что кредитный специалист занимается выдачей кредитов или сотрудник колл-центра отвечает на звонки, например. Лучше стараться дать контекст и показать свои достижения. Например, тот же кредитный специалист может написать, что за время работы он привлек в банк 50 клиентов и 10 из них стали постоянными.

Для собеседований метод подготовки зависит от предпочтений самого человека, наверное. Некоторые любят заучивать все стандартные ответы, а некоторые не любят зубрежку и боятся звучать как роботы. Также зависит от того, с кем вы разговариваете. Допустим, рядовой сотрудник будет скорее всего задавать технические вопросы, а глава компании будет смотреть на ваши личностные качества, то есть опять же важно понимать контекст и готовиться соответственно.

Я думаю, что поиск работы — это путь проб и ошибок, особенно для людей в начале карьеры, и если не получается, важно не отчаиваться и приложить максимальные усилия для следующей попытки, и так до победного.

L. Можете поделиться полезными ресурсами и книгами, которые помогли вам в профессиональной сфере.

В целом, в профессиональной сфере мне больше помогают моя команда, бывшие коллеги, а также наставники. Таким образом, мое профессиональное окружение – это самый лучший ресурс, так как эти люди имеют практической опыт и владеют актуальной информацией.

Что касательно книг, то я использую разную техническую литературу, и тут применимость зависит от индивидуальной ситуации. Если дать пару общих примеров, то мне понравились книги Value: The Four Cornerstones of Corporate Finance и Valuation: Measuring and Managing the Value of Companies. Обе книги были выпущены партнерами McKinsey & Company и дают хороший фундамент для работы в корпоративных финансах.

L. У вас достаточно плотный график работы. Как вы поддерживаете работоспособность?

По западным меркам у меня нормальный график. Обычно мне помогают сфокусироваться разговоры с коллегами и клиентами для расставления приоритетов. Когда есть понимание, что и для чего делается, гораздо легче справляться с работой. Еще есть хорошая практика тайм-менеджмента – делить задачи на: 1) срочные и важные; 2) срочные и неважные; 3) несрочные, но важные; 4) несрочные и неважные. В такой очередности решать задачи меня научили в Делойт в Бишкеке, и с тех пор это помогает мне в работе.

1 (2)

L. Что вам помогает соблюдать баланс между работой и личным временем? Остается ли у вас свободное время? Расскажите про свои увлечения.

Из увлечений у меня чтение, прогулки и путешествия с женой, друзьями. Когда жил в другом районе города, ходил год в бассейн, где в 2012 году проводились Олимпийские игры, и мне очень нравилось, что там когда-то выигрывал медали Майкл Фелпс. Сейчас мы переехали в район неподалеку от Уимблдона и, вспомнив о своей детской мечте играть в большой теннис, я начал усиленно им заниматься. Еще недавно заинтересовался верховой ездой и снова попрактиковался в катании на сноуборде.

L. Ваш совет молодым людям, которые делают свои первые шаги в построении карьеры.

Наши достижения – это почти всегда прямой результат наших усилий. Наверное, это очевидная вещь для многих людей, но я сам этого не осознавал, когда был младше. Сколько усилий вложишь, столько «выхлопа» и получишь. Это также помогает установить реалистичные ожидания. Например, вряд ли получится хорошо сдать тест или устроится на желаемую работу, если готовиться с минимумом стараний, надеясь, что пронесет или повезет. Так что мой совет: либо вкладывайтесь в достижение своих целей от души, либо меняйте их вовсе – на те, в которые будете хотеть вкладываться.

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.

Популярное

Понравилась статья?
Поделись с друзьями

Популярное видео

Посмотреть еще

Следите за нашими публикациями оперативно в Twitter и Facebook
Закрыть