Эксперт в медиа Алия Мамытова рассказала, почему рекламный бизнес легче создать и расширять в Азии

21/01/21, 18:01  |  Обновлено: 21/01/21, 18:10

Limon.KG - Наша сегодняшняя героиня Алия Мамытова занималась консалтингом и работала в сфере туризма в Малайзии, а после переезда с мужем в Мьянму посвятила себя такому разделу маркетинга, как медиастратегия. О том, что такое цифровой маркетинг и медиапланирование, какими темпами развивается это направление, а также почему работники сферы рекламы и предприниматели в целом всё чаще открывают свои фирмы и ведут деятельность в Юго-восточной Азии, читайте в нашем интервью.

photo5208858941734367548

L. Расскажите о вашем детстве.

Я выросла в маленьком селе Байтик, которое находится за Бишкеком. Я очень любила природу, большую часть времени проводила в походах, в парке Ала-Арча или играя на речке. С детства во мне присутствовал дух конкуренции, я стремилась во всём быть лучшей. Любила танцевать и выступать на конкурсах. В учёбе также всегда хотела быть одной из лучших учениц, наверное, это мне и помогло быть отличницей. Любимые предметы – математика и литература. Когда мне исполнилось 12 лет, мы с семьей переехали в Бишкек, и уже там я окончила самую обыкновенную школу-гимназию №39.

У нас самая обычная семья. Мой отец из Нарына, был агрономом в советское время, потом стал юристом; а мама бухгалтер. В семье нас пятеро детей, я третья.

L. Кем вы тогда хотели стать?

Я хотела изучать лингвистику или программирование. После двух лет обдумываний остановилась на программировании. Я должна была поступить на бюджетную основу, так как две мои сестры уже учились на контракте. Однако из-за высокой конкуренции не смогла учиться в этом направлении, даже несмотря на достаточно хорошие баллы по ОРТ. Я поступила на бюджет в КГУСТА на специальность «экспертиза по недвижимости» – это сфера строительства. После выпуска работала год в консалтинговой компании, где занималась оценкой недвижимости. И тогда поняла, что эта сфера мне совсем неинтересна, «не мое», иными словами. После этого решила искать себя в других сферах.

photo5208858941734367556

L. Чем вы занимались после того, как ушли из компании? В каких сферах пробовали себя?

Один год я занималась покупкой и перепродажей квартир в Бишкеке. Одновременно искала пути переезда за границу, изучала английский язык. Жизнь в Америке была моей мечтой с детства, после выпуска из университета это желание лишь усилилось. У меня есть успешный кузен, высококвалифицированный программист, который работает в Cisco, на тот момент он жил в Сингапуре. Он мне и помог с жильем. Так в 2010 году я уехала в Сингапур. Было тяжело трудоустроиться, так как у меня был обычный кыргызстанский диплом и средний уровень знания английского языка. Я учила 4 месяца язык, но не смогла найти работу и переехала в Малайзию по рекомендации одной женщины, которая работает в медицинской сфере в Сингапуре; она тоже крыгызстанка. Связывалась со всеми знакомыми и начала работать в сфере туризма, полгода была туристическим гидом, но неофициально.

В Малайзии иностранцам, не достигшим 27-летнего возраста, не выдают визу. Никому, кроме программистов. Узнав об этом, я всерьез задумалась о своем будущем. В Малайзии есть сообщество дружных кыргызов, по их совету я устроилась в медиа-маркетинговую IT-компанию. У них была своя технология, продажа своих продуктов. К интервью готовилась через Google и собирала информацию через знакомых. Прошла интервью благодаря своим знаниям по математике. Компания сделала мне визу, и с января 2011 года я официально начала работать.

Первой моей работой был business-development, на тот момент медиа-продажи на Facebook были неразвиты, и мы делали нетворки из медиа-сайтов – брали все топовые сайты, составляли договор, разрешающий у них запускать рекламу, и продавали этот пакет разрешений на рекламу на сайтах нашим клиентам. Моя работа заключалась в раскрутке – агитации сайтов стать частью нашего нетворка. Находила сайты в Тайланде, Малайзии, проверяла и договаривалась с ними, предлагая условия. Эти медиа-продукты мы продавали в агентства и компании, которые хотят рекламировать себя, и реклама крутилась одновременно на всех сайтах, с которыми был заключен договор. Я проработала там 2,5 года, потом компания расширилась, и я начала ездить на Филиппины, в Таиланд по работе. А потом решила уйти в маркетинговую сферу. Я стала работать в другой компании, которая называется «ctrl-shift», она занимается продажами. А после работала в международном рекламном агентстве GroupM Mediacom.

L. Чем вы сейчас занимаетесь?

В агентстве мы напрямую работали с брендами и компаниями. С ними работали как партнеры – на бизнес-уровне. Я научилась планировать медиа, и сейчас продолжаю развиваться в этой же сфере, только уже работая на себя. Мы делаем медиаконтент – баннеры, видео, крутим рекламу на крупных сайтах. Уже как два года живу в Мьянме со своим мужем, он отсюда, кстати. Он креативщик – разрабатывает дизайн и всё сопутствующее, а я медиа-стратег – принимаю решение, где размещать рекламу. У нас одна команда и агентство. Мы предоставляем специализированные услуги в зависимости от их потребностей клиентов, готовим предложения с учетом их бюджета, возможностей и потребностей. На данный момент в нашей команде 6 человек. Несмотря на ковид, все работаем. Конечно же, дистанционно.

photo5208858941734367559

L. С какими сложностями сталкиваетесь на работе?

Единственная сложность: многие думают, что рекламировать в соцсети - это легко, и это может делать каждый. Самоучки, а также многие полупрофессиональные плохо обученные «эксперты» наводнили рынок и мешают продвижению бизнеса, потому что происходит дезинформация или мисинформация. Ложные знания, неправильное применение знаний – это происходит по всему миру. Но я думаю, что качество и результат возьмут перевес, и на рынке выживут только эксперты-профессионалы, таким образом, рынок самоочистится.

L. Насколько актуальна ваша профессия в глобальном плане? Где деятельность таких специалистов больше всего распространена?

Медиастратегия – это часть маркетинга. Для качественного медиа и креатива нужно понимать, что такое стратегия и как вести бизнес. Нужно удостовериться в правильном местоположении произведенной тобой рекламы, необходимо, чтобы она привлекла внимание нужной аудитории. Это огромный рынок, он существует везде: и в странах Запада, и здесь, на востоке. Но Китай и Юго-восточная Азия в целом – один из самых быстрорастущих в мире регионов, в том числе и в экономическом плане, показатели различных отраслей увеличивается из года в год. Рядом развитые экономические гиганты – Япония, Китай и Корея, их влияние огромно, и это тоже способствует развитию соседних стран. Филиппины, Индонезия, Мьянма, Вьетнам представляют собой огромную перспективную рыночную площадку. И такие отрасли, как интернет-маркетинг и медиакреатив, конечно, востребованы тут и занимают свою нишу. Многие организации из тех, кто не трансформировался в интернет-формат идут двумя путями: или трансформируются, или умирают. Без малого – миллион брендов, которые не учли онлайн-формат в маркетинге.

L. Насколько прибыльно заниматься медиапланированием?

Одиночные медиа-специалисты много не зарабатывают. Тебе всегда нужна будет команда. Медиа не работает самостоятельно, без креатива; или же работает неэффективно. Если бы я работала, как фрилансер, то может и хорошо зарабатывала бы, но все же есть минусы. Нужно постоянно работать и быть онлайн днем и ночью, на выходных, контролировать все постоянно. Возможностей много, но в целом нужно собрать команду, иначе больших показателей капитализации не жди.

photo5208858941734367550

L. Чем планируете заниматься дальше?

В ближайшее время – развить команду, которая могла бы работать без контроля руководства. Я бы хотела принести пользу своей родине и развивать сектор образования, а также помогать матерям-одиночкам зарабатывать.

L. Сколько лет вы уже живете за границей?

Уже 10 лет, как переехала.

L. Что повлияло на вас и ваше мировоззрение после переезда?

Когда в свои 24 года я уехала за границу, я была совсем неопытной, и сейчас очень необычно это осознавать. Меня большего всего впечатлили люди здесь, они очень вежливые и приветливые. У нас в стране, да и в целом русскоязычные люди просто так не улыбаются, и это отличает наших приезжих от других. Я стала намеренно улыбаться людям. Также изменились мои взгляды на религию. Я больше и лучше поняла ислам здесь, в Малайзии. А в целом человек волен выбирать то, что ему по душе и нужно уважать это. Живя здесь, я стала самой собой, приняла себя и стала проще. К сожалению, в нашей стране социум контролирует и управляет обществом. Здесь я делаю то, что мне хочется, что мне нужно.

L. Какие у вас хобби?

Я люблю танцевать и читать. Я успела даже стать инструктором по танцам в Малайзии и также покорить самые высокие малазийские горы. Вылазки на природу помогают в самопознании, успокаивают. Сейчас в Мьянме ищу новые варианты путешествия. А насчёт моей любимой литературы – мне нравится история стран, истории успешных людей… всё в таком роде. Это мотивирует меня.

L. Как вам удается сохранить баланс между работой, хобби и семьей?

В один момент я была руководителем в одной компании. Многим кажется, что это – должность мечты. Но я работала в день по 15 часов и тратила несоизмеримо много энергии, хоть и зарабатывала много. Потом начала задумываться: а стоит ли мне на кого-то работать? Экономический бум происходит в мире, но экология портится, мир не улучшается, а человеческая энергия тратится. Я сменила свою позицию на этот счёт: неважно, сколько я заработаю денег. Куда важнее применить свои знания так, чтобы изменить мир к лучшему.

photo5208858941734367554

L. У вас есть жизненный принцип?

Никогда не сдаваться! Делай и пробуй что-то новое, не ищи легкие пути. Если легко, то скучно. С трудностями веселее. Преодолевая их, ты становишься лучше и сильнее.

L. Какие рекомендации по вашей профессиональной деятельности вы можете дать? Если рядовой кыргызстанец захочет построить аналогичную карьеру, с чего ему начинать, где учиться? Какие альтернативные пути существуют?

Я посоветую касательно маркетинга и медиапланирования одно: искать информацию в интернете, так как все есть там. Не надо держать в себе вопросы, стесняться. Это препятствует успеху. Нужно спрашивать. Я сама со своими руководителями организовывала встречи, чтобы получить ответы. Просто читая и обучаясь, невозможно добивается успеха, надо действовать. Важна практика. В первую очередь нужно научиться слушать и коммуницировать - эти навыки помогут не только по этой специальности, но и во всех.

L. Что можете посоветовать нашим читателям?

Слушайте только себя, независимо от того, что диктует социум. Пробовать и идти за своими желаниями. Не позволяйте обществу менять свои убеждения. Просто двигайтесь и необязательно знать все шаги наперед: в любом случае вы получите результат. Если он вам понравится – прекрасно. Если не удовлетворяет – работайте над этим дальше.

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.

Популярное

Понравилась статья?
Поделись с друзьями

Популярное видео

Посмотреть еще

Следите за нашими публикациями оперативно в Twitter и Facebook
Закрыть