Магистрант Université d'Angers во Франции рассказал как поступить на учебу по программе Erasmus Mundus

30/12/20, 10:45

Limon.KG - Рахат Уланбек уулу - пищевой технолог, магистрант университета Анже, обучается во Франции по программе Erasmus+: Erasmus Mundus. Молодой технолог является выпускником университета «Манас» и стремится развивать фермерское дело, повышая навыки фермеров Кыргызстана. Для этого он создал онлайн-школу, где вел курсы и рассказывал фермерам о тонкостях их дела. В интервью вы узнаете, как Рахат смог поступить на учебу во время пандемии, какие советы поступающим он может дать и с какими сложностями столкнулся.

e960f345-ead4-4318-b37c-d136b52495e2

L. Откуда вы родом? Расскажите о вашей семье.

Я родился в селе Дебелу в Нарынской области. У меня с детства было желание учиться в городе, ведь в селе всегда были другие заботы, нужно было помогать по хозяйству. В селе проучился до 6 класса, а с 7 класса учился в национальной компьютерной школе-гимназии №5, где проживал в общежитии. Одновременно поступил в турецкий лицей, но мои родители не могли оплачивать контракт. Вначале было сложно с русским языком, так как в селе разговаривал только на кыргызском, но постепенно я осваивался, получал больше знаний и возможностей. Например, в 2008 году в нашу школу приезжал Чынгыз Айтматов. Мы специально готовились и ставили спектакль. Все эти факторы помогли мне сформировать свою личность. Я попал в гуманитарный класс, хотя хотел в физико-математический. Английский у нас был по 6 часов в неделю, я получал хорошие оценки, но не умел разговаривать. Позже мне стало стыдно, и на протяжении трех лет я каждый день самостоятельно изучал английский, для этого приобрел книгу по грамматике.

У меня простые родители, живут в Нарыне. Мама - учительница начальных классов, кстати, и мне преподавала. Мне было сложно на уроке, всегда хотелось назвать её мамой (смеётся). Отец был трактористом, затем занялся фермерством. У меня есть сестрёнки, для них я стал путеводителем по учёбе, как и для своего села в целом. Стараюсь помогать своим родным и односельчанам.

L. Вы сказали, что изучали английский язык самостоятельно и смогли существенно повысить свой уровень. Каким образом вам это удалось?

Я начал с грамматики, уделил этому 2 месяца. С этого и надо начинать; после того, как я получил фундаментальные знания о грамматике, понял, что у меня маленький словарный запас. В библиотеке брал маленькие рассказы на английском, переводил весь текст и учил слова. Учил и снова переходил к другому рассказу. Именно этот навык помог мне хорошо понимать.

После окончания школы я хотел поступить в КГУСТА, но на бюджет не прошел, а контракт мои родители не смогли оплачивать, и я поступил в университет «Манас» на факультет инженерии, отделение пищевой технологии. Сложность возникла также из-за языка, так как основной дисциплиной была химия, книги и лекции были полны научных терминов. Вот литературные слова часто меняются, у них много синонимов, а с научным языком - если один раз понял смысл слова, то дальше легче учить, потому что есть свои стандарты. Я переборол свой страх и преуспел в обучении. Многие боятся научной лексики, я наоборот посоветовал бы уделять время этому.

de3f57b0-55d8-4120-aa39-672ecb9d3501

L. Что повлияло на ваше решение стать пищевым технологом? Расскажите о вашей профессии.

У меня был выбор: химическая или пищевая инженерия. На тот момент меня заинтересовали частые факты отравления. У нас распространён ботулизм, это серьезные случаи отравления, вызванные токсинами патогенных бактерий. Некоторые бактерии при порче проявляются брожением или в виде газов, а вот у ботулизма нет признаков. Когда я оканчивал школу, был случай в Токмоке: вся семья скончалась из-за консервированного салата. Меня это поразило, возник вопрос: «почему мы это не предотвращаем?». В нашей стране пищевая безопасность низкая, даже в производственных условиях много ошибок, санитарные нормы не соблюдаются, у нас нет хорошей производственной практики. Данные факторы повлияли на моё решение выбрать эту сферу.

Самый главный плюс профессии пищевого технолога — это актуальность. Одна из важнейших задач государства – сделать так, чтобы пища была безопасной. «Здоровая нация, здоровые дети», - в развитых странах тратят много денег на пищевую безопасность, тем самым экономят время и ресурсы на посещение больницы. Они искоренили источник. Такие методы и мы должны применять. Пищевая опасность делится на 3 вида: микробиологическая (токсины), физическая (присутствие инородных вещей, например, части металла и пластика), химическая (химикаты и соли выше нормы). Минусов в своей профессии я не вижу. Наоборот, желающим посоветовал бы развиваться в этой сфере, так как это востребовано. В бакалавриате можете брать общие предметы в сфере пищевой безопасности, это не узконаправленная сфера.

L. Как проходили студенческие годы?

В «Манасе» есть студенческая обменная программа «Мевляна». Я много читаю и размышляю, но плохо пишу. Это было и остаётся моей проблемой. Когда подал заявку, я не прошел на эту программу, но я сильно хотел побыть за границей. Тогда я связался напрямую с турецким вузом, рассказал про свои идеи, и меня пригласили учиться, только без стипендии. За год обучения в университете «Акдениз» я получил общее представление о производстве, масштабе и увлекся биотехнологией. У меня был полный график, мои дни проходили плодотворно. На тот момент у меня не было сотового телефона, никто не отвлекал меня, я был сконцентрирован только на учебе. Тогда я заметил, что у нас в стране в научной среде отсутствуют лидеры. Руководитель должен просвещать, направлять ассистента, куда идти и что изучать.

L. У выпускников обычно возникает дилемма: либо продолжить образование, либо работать. Что было в вашем случае?  

В 2017 году я окончил бакалавриат. Во время последнего семестра я был участником бизнес-школы от ассоциации социальных предпринимателей, где в течение двух недель нас учили бизнес-модели и финансовой грамотности. После курсов мои взгляды на жизнь изменились на 180 градусов. Несмотря на то, что у меня была возможность поступить сразу в магистратуру, решил поработать и набраться опыта. Некоторые студенты, которые сразу поступили в магистратуру без промышленного опыта, сейчас не знают, чем заняться, нет конкретного проекта. Но развиваться с научной стороны тоже было желание. 

У меня был контракт с кормовой компанией "Натурал Агро", где я был единственным научным сотрудником, работал, но активности было мало, профессионального роста и постоянства в промышленности не было. А ведь у человека в исследовании не должно быть рамок и ограничений, было ощущение, что я застрял. Через год я уволился. Далее начали проект с другом, где обучили 200 фермеров. Наши фермеры во многом не информированы. Есть основные факторы, в числе таковых - антибиотики, вакцины, с которыми они незнакомы. Я ездил в соседние страны, сотрудничал с разными компаниями.

Я начал бизнес со своим другом, также нас поддерживал знакомый из своего села, компании для сотрудничества сами искали. На данный момент все расходы покрываю сам, одновременно обучаясь в магистратуре, веду свой проект.

7e357c36-ae01-477b-8e91-d244ce0a27fa

L. Расскажите про поступление в магистратуру.

Я решил, что продолжу образование с моим состоявшимся опытом. И в Твиттере наткнулся на девушку, которая помогает с поступлением. Мы с ней договорились, и по программе Erasmus+ я прошел в программу MSc Food Identity. Эта программа уникальна тем, что позволяет учиться в разных университетах. Сейчас я во Франции, в следующем семестре переезжаю в Италию в Католический университет Святого Сердца, в Румынию, Грецию, Бельгию и так далее. В университете я единственный кыргыз. Программа предоставляет столько возможностей; удивлен, что в условиях пандемии посетил много промышленных центров. В Erasmus+ дедлайны заканчиваются в феврале. Первый, самый важный этап - это мотивационное письмо, второй - заполнение бланков заявления, третий - интервью.

L. А как вы писали мотивационное письмо?

Первый момент - я описал, почему выбрал пищевую технологию, описал важность пищевой безопасности. Второй - про мои увлечения биотехнологией, детально описал свои интересы и видения. Третий момент - что я ожидаю от программы. В Европе все стандарты на высоком уровне. Я написал, что хочу поучаствовать и увидеть, как все происходит здесь и применять эту систему в моей стране.

Например, есть патогенная бактерия - сальмонелла, по закону в Европе в местах общественного питания показатель сальмонеллы должен быть на нуле, а в Бишкеке в прошлом году в одном из лучших ресторанов было отравление сальмонеллой. Для улучшения мы должны практиковать GHP (good hygiene practices), своевременно проводить дезинфекции, соблюдать требования.

Требовали базовые документы: диплом, транскрипт, фото, данные паспорта, справку с места жительства – все документы на английском языке и нотариально заверены.

L. Какие сложности возникали?

Хотя я 3 года изучал английский язык, особой практики не было. В последние годы был занят работой и не было времени учить. Я сильно волновался насчёт интервью, специально готовился со своими знакомыми. Кроме интервью все было легко и довольно просто. Я бы посоветовал делать role playing, попросить своего друга, к примеру.

b84d0f43-394f-4238-8dc7-c7af2765162a

L. Что можете посоветовать студентам, желающим обучаться за границей?

Первый совет - освоить английский язык. Лично я сам без этого не смог бы поступить. Развивать технический или академический словарный запас. Начните с маленьких публикаций, в интернете много доступных и полезных сайтов, например, всемирная база данных ResearchGate и ScienceDirect. Быть в тренде, знать то, что актуально.

L. Вы уже завершили один семестр во Франции. Проводили ли какой-нибудь эксперимент?

У нас был групповой проект, где должны были разработать продукт из белой фасоли. Мы изготовили хумус – это арабский продукт, мы нашли рецепт, сделали физико-химический и сенсорные анализы. Цель проекта - повысить ценность фасоли, определить себестоимость, чтобы компания могла продавать дороже. Также проводили этнографическое исследование. Нашли всю информацию о фасоли и приступили к эксперименту.

L. Как вы смогли уехать во время пандемии? Расскажите в целом о французской культуре.

Из-за пандемии я на месяц опоздал на учебу, и визу дали поздно. Посольство Франции находится в Астане, я отправил через службу доставки. После того, как получил визу, через Стамбул долетел до Парижа, и сдал тест на коронавирус. А до города Анже добрался на поезде. В университете есть ограничения, но так как мы магистранты, нам разрешили по несколько человек работать в лаборатории.

Здесь люди мало тратятся на еду. Живут просто и половина населения ездит на велосипеде. На транспорте экономят и тратят деньги на другие удовольствия. А наш народ потребляет много лишней еды.

703efe16-40f0-4d97-acfd-7131237d18eb

L. Посоветуйте, как пищевой технолог, какой еды нужно опасаться? 

Во-первых, нужно следить за репутацией производственной компании, смотреть, кто что практикует и узнавать про их ценности. Если вы не совсем уверены в репутации компании и не знаете никого из руководителей, я бы посоветовал ничего не покупать. Я сам лично сталкивался с такими случаями. Постоянная практика избавит от махинаций на рынке и приведет к появлению более здоровых продуктов. Например, при изготовлении колбасы добавляется нитритная соль. Она улучшает цвет, запах, но Всемирная Пищевая Организация выявила, что такая соль вызывает рак. А в нашей стране особенно малые производители колбас добавляют её в неучтенных количествах. И это только один из примеров.

L. Какие у вас планы на будущее?

Я думал, что после окончания обучения сразу вернусь в страну. Но решил, что нужно получить опыт и задержаться здесь на несколько лет. Я четко вижу себя в Кыргызстане и хочу реализовать программы по регионам. Я хочу привести европейскую систему в Кыргызстан, чтобы каждый регион самостоятельно развивался.

Во Франции все регионы развиты и у каждого есть свой продукт. Есть проект в рамках Европейского Союза, называется «Географическая идентификация», где цель - развивать местность своим же продуктом, чтобы население не переезжало в города.  Согласно требованиям, продукт обязательно должен быть разработан местными людьми по своей технологии. Необходимо взаимодействие людей, то есть большинство должно извлечь пользу от этой программы. Коллективная работа, стандартизация идей и продукции очень важны, чтобы следующее поколение могло продолжить это дело.

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.

Популярное

Понравилась статья?
Поделись с друзьями

Популярное видео

Посмотреть еще

Следите за нашими публикациями оперативно в Twitter и Facebook
Закрыть