«Вижу цель, не вижу препятствий». Елена Калашникова, директор Ak-Sai Travel, о туризме в Кыргызстане

01/12/20, 15:48

Limon.KG - Елена Анатольевна Калашникова – основательница «Ак Сай Трэвел», самого преуспевающего в Кыргызстане туристического агентства. Её компания на рынке уже 22 года; сегодня она организует велосипедные и конные туры, треккинги и горные экспедиции, индивидуальные и бизнес-поездки и даже вертолётные прогулки и хели-ски (это когда лыжников доставляют на склон вертолётом).

Сама Елена Анатольевна – очень энергичная и яркая женщина. Она много работает и считает, что всегда надо развиваться и нельзя останавливаться на достигнутом. Она не просто занимается туристическим бизнесом – она сама страстная путешественница и альпинистка. В прошлом году, например, Елена Анатольевна покорила высочайшую гору Европы – Эльбрус. Мы поговорили с ней о её бизнесе, об успехе и о роли женщины в туристической индустрии Кыргызстана.  

2020-10-28-DSC_4865---0050   

                                                         О себе и своём бизнесе

L. Как вы оказались в Кыргызстане?

Я сибирячка, родилась в Омске, а в Кыргызстан впервые попала в 1989 году, когда была студенткой и занималась альпинизмом. Уже здесь, в Кыргызстане, я добилась успеха на спортивном поприще.

Вначале я влюбилась в кыргызские горы, а потом влюбилась в будущего мужа, который является гражданином Кыргызстана. С тех пор вся моя жизнь здесь.

L. Каково вам было переехать из холодного климата в жаркий?

Великолепно. Я считаю Кыргызстан удивительным местом в плане климата и географического расположения: здесь есть и горы, и озеро, а значит, находить себе спортивные развлечения можно круглый год. Это не сравнить с моей родиной.

2020-10-28-DSC_2140---0003

L. Путешествия для вас – это хобби или бизнес?

Я самый счастливый человек, потому что занимаюсь тем, что люблю. То, что мне нравится, ещё и приносит мне деньги. Я не завидую тем людям, которые работают и зарабатывают только ради работы, ведь большую часть жизни мы проводим на работе.

Не завидую тем, кто не любит тратить 8 часов в день на то, чем они выбрали заниматься в жизни. Если ты не любишь своё дело, то оно никогда не принесет тебе хороший доход. Если ты занимаешься бизнесом, ты должен его любить.

L. Чем в основном занимается ваша компания?

Туризм – наше основное направление. Шестьдесят процентов наших туров – это путешествия по Великому шелковому пути и культурно-исторические экскурсионные программы. Они приносят основной доход.

Когда мы создавали фирму – в 1998 году – естественно, все мы были влюблены в горы и в альпинизм и планировали, что будем заниматься только активными видами отдыха. В этом направлении мы, безусловно, игроки номер один на рынке. Но альпинистов всегда мало, сейчас альпинизм как направление составляет 20% нашего бизнеса. И всё же все альпинисты, приезжающие в Кыргызстан, приезжают именно к нам и через нашу компанию.

Вертолёт и джипы – это все инструменты, с помощью которых мы делаем туризм. На многие пики нельзя добраться без вертолёта. К тому же мы проводим все спасательные операции на территории Кыргызстана, и это тоже важная составляющая того, чем мы занимаемся.

Ещё у нас есть магазин спортивного снаряжения. Он тоже связан с туризмом.

2020-10-28-DSC_4884---0056

О туризме в Кыргызстане

L. Как вы находили первых клиентов?

Когда открываешь фирму, надо использовать все доступные средства эту фирму прорекламировать – то есть нужно заявить о себе. Сейчас это можно делать через интернет, а в конце девяностых, когда мы начинали, это были публикации в журналах или, например, туристические выставки. Выставки до сих пор наш главный инструмент в поиске туристов. Это монотонная и очень длительная работа. Надо было презентовать Кыргызстан в разных странах, налаживать связи с нашими консульскими представителями.

Когда мы 22 года назад открыли компанию, я начала ездить на выставки и первые 5 лет была просто информатором, потому что никто не знал, что такое Кыргызстан и где он находится, путали его с другими странами. Я всем объясняла и рассказывала, что это сердце Центральной Азии с великолепнейшей природой и климатом. Сейчас, конечно, уже многие о нас знают. Для туризма это изумительная страна с большим количеством нереализованных рекриационных ресурсов.

Но если сравнивать с тем, что было 20 лет назад, то сейчас туризма намного больше – и он гораздо интереснее.

Об успехе

L. Как считаете, на чем стоит концентрироваться в становлении туристического бизнеса?

Концентрироваться нужно на знаниях, на изучении успешного опыта. Когда к нам приезжают гости, нужно знать, что показывать им, как показывать, чтобы оставить хорошее впечатление. Знание истории и умение её преподносить – это очень важно. Конечно, есть очень много тонкостей профессии, которые приходят с опытом.

Туризм – это великолепный бизнес. Это не нефтедобыча, не золотодобыча, он не приносит миллионы, но он приносит эмоции, которых нам в повседневной жизни очень не хватает. Это общение с разными людьми, с разными культурами, с природой. Когда ты видишь горящие глаза туристов, которые как заворожённые восторгаются нашей природой и благодарят за то, что их привезли в Кыргызстан, это дорогого стоит. В такие моменты понимаешь, что не зря работал, потому что подарил счастье и эмоции этим людям.

Туризм, к тому же, – это бизнес постоянного развития и роста.

2020-10-28-DSC_4908---0066

L. Было ли что-то, что мешало вам в самом начале? Страхи, сомнения, неуверенность в себе? Отговаривали ли вас родственники или друзья?

Нет. Когда молодая, ничего не боишься. Ошибается только тот, кто ничего не делает. Когда начинаешь что-то делать, то уже в процессе понимаешь, правильно это или неправильно.

Да, Кыргызстан был для меня чужой страной, и, когда я приехала, я знала тут всего около двадцати человек. Но сейчас это тысячи, чему я очень рада.

L. С какими сложностями вы столкнулись?

При открытии компании не было сложностей, разве что отсутствие опыта и финансов. Мы кредитовались и очень долго просто выживали, потому что в одном месте забирали деньги и в другое отдавали. То есть нам поначалу не хватало финансовых ресурсов для того, чтобы реализовать всё, что мы задумали. Но все решалось, и мы учились.

L. Нужны ли какие-то особые качества, чтобы добиться успеха? Какие? Какие есть у вас?

Меня воспитал спорт. Благодаря спорту я научилась добиваться целей. Я научилась относиться к трудностям как к чему-то временному. Да, сейчас трудно, но нужно просто найти правильный выход. Также по образованию я математик. Находить решение какой-нибудь задачи – это то, что приносит мне удовольствие и помогает достигать своих целей.

L. Когда вы почувствовали прорыв? Каким он был? Опишите свои эмоции.

Первый раз мы свободно вздохнули только через 12 лет работы – и то ненадолго. Всё это время мы жили в напряжении и в гонке. А ещё постоянно ведь появляются новые идеи, которые необходимо реализовывать.

В бизнесе не бывает просто прорывов. Невозможно выдохнуть и успокоиться. Ведь жизнь идет, всё меняется. А туризм так вообще имеет тенденции меняться каждые 7 лет.

L. Было ли желание поменять род деятельности? Хотели бы вы заниматься чем-то еще?

Нет, никогда. В туризме очень много возможностей для реализации.

2020-10-28-DSC_4846---0040

О женщинах в туризме

L. Поделитесь ещё какими-нибудь правилами успеха.

Ещё одно правило, наверное, в том, что туристический бизнес – это бизнес мелочей. И я считаю, что это женский бизнес. Я объясню. Например, мужчина строит дом. Для него важно, из чего он его строит, стены из какого кирпича, важно, какая будет крыша, какое будет отопление. Ему абсолютно не важно, подойдут ли занавески к цвету покрывала. Он, скорее всего, даже не обратит на это внимание.

Женщине же, когда она заходит в дом, абсолютно не важно, из чего этот дом построен, какие стены, какие окна, но, если будут красные занавески и зеленое покрывало, она обратит на это внимание сразу же.

Турист тоже очень сильно обращает внимание на детали, когда приезжает в гостиницу. Ему всё равно, каких трудов стоило построить гостиницу где-то в горах, что в горах сложно провести воду, например. Но, если будет чуть-чуть грязная простынь или вилки из разных комплектов, он обязательно это заметит.

Нельзя просто построить гостиницу и не обращать при этом внимание на детали. Акцент на мелочах – это то, что приводит к успеху.

L. Какие особенности женской психологии играют роль в ведении туристического бизнеса?

Созидание, творчество и внимание к деталям. Чего только стоит создание туров, ведь ты вкладываешь туда свою душу.

L. Какой совет вы бы дали начинающим предпринимательницам?

Ничего не бояться. Теоретизировать можно сколько угодно; нужно пробовать, и только в процессе можно понять, что правильно, а что нет.

Мой девиз: «Вижу цель, не вижу препятствий».

Данный материал был подготовлен в рамках деятельности кыргызско-германского проекта GIZ “Зеленая экономика и устойчивое развитие частного сектора в КР”

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.

Популярное

Понравилась статья?
Поделись с друзьями

Популярное видео

Посмотреть еще

Следите за нашими публикациями оперативно в Twitter и Facebook
Закрыть