Единственный выпускник MBA Стэнфордской бизнес-школы из Кыргызстана предложил пути выхода из кризиса

29/10/20, 10:36  |  Обновлено: 30/10/20, 12:35

Limon.KG - Limon.KG публикует мнения молодых активистов, политиков, предпринимателей и других кыргызстанцев, касающиеся актуальных вопросов образования, культуры, политики, общественности, здравоохранения и развития Кыргызстана во всех отраслях. К сожалению, на данном этапе у страны очень много проблем и мы вместе с кыргызстанцами пытаемся найти их решения.

Своим мнением, как вывести Кыргызстан из экономического кризиса, рассказал Чынгыз Джуманазаров - единственный из Кыргызстана выпускник МВА программы Стэнфордской бизнес-школы (США), магистратуры по экономике Высшей Школы Экономики Лозаннского университета (Швейцария).

1

О том, что в Кыргызстане наблюдается стагнация и даже экономический кризис, не говорит только ленивый. И в действительности, по сравнению со многими быстро развивающимися странами, темпы экономического роста Кыргызстана выглядят совсем печально. Наглядно это показывает сравнительный анализ темпов экономического роста Кыргызстана с другими странами. (Источник: Фейсбук КАФМИ)

ВВП

Посмотрев на эти графики, можно смело утверждать, что сегодняшнюю экономику Кыргызстана можно смело назвать экономикой упущенных возможностей и потерянных 30 лет. Последние события в стране еще больше обнажили проблемы, существующие в экономике. Игнорирование проблем во всех отраслях экономики, коррупция в таможне, налоговых органов и в других государственных органах привели к сегодняшней плачевной ситуации. Добавьте к этому пандемию, отток капитала, высокий уровень безработицы, размер государственного долга и невиданный доселе дефицит бюджета, и можно смело утверждать, что Кыргызстан находится в беспрецедентном экономическом кризисе. Соответственно, чтобы выйти из этого беспрецедентного кризиса и начать поступательный рост вверх, нужны такие же беспрецедентные меры. Но этот политический кризис, с другой стороны, который сейчас переживает Кыргызстан, создал уникальную возможность для реформ. Перечислю некоторые из них:

• В первую очередь, необходимо восстановить политическую стабильность и начать выстраивать институты для того, чтобы выстроить доверие с международными партнерами и инвесторами. Без международных партнеров и инвесторов маленькая и слабая экономика не сможет вытащить себя из экономического кризиса. Согласно Всемирному банку, доля Кыргызстана в мировой экономике составляет всего лишь 0.01% (для сравнения, доля ВВП России в мировой экономике - 2%, Казахстана – 0.21%, Китая – 16%, США – 24%). Эти цифры говорят о том, что мы не можем игнорировать остальной мир, и мы должны научиться выстраивать доверительные отношения со всеми нашими партнерами. В то же самое время руководство страны должно быть справедливым арбитром внутри страны и проявлять непоколебимую приверженность к законам о неприкосновенности частной собственности. А независимые и прозрачные суды должны быть на защите законов и справедливости.

• Во-вторых, необходимо снизить влияние государства в экономические процессы и победить коррупцию в государственных органах. Необходимо отменить лишние проверки предпринимателей, уменьшить количество разрешений, лицензий и т.д. Получение разрешений и лицензий создает предпосылки для коррупционных проявлений. Некоторые проверяющие государственные органы вообще необходимо ликвидировать. Другой элемент снижения государственного влияния это приватизация государственных компаний. Государство – очень плохой собственник, и поэтому надо распродать государственные компании, такие как "Мегаком", и передать управление аэропортов, энергокомпаний ведущим международным компаниям с определением для них четких KPIs.

• В-третьих, нужна полноценная интеграция в глобальную и региональную экономики. Часто при обсуждении экономики страны я привожу в пример аналогию экономики страны с экономикой семьи. Пока члены семьи не начнут зарабатывать деньги вне семьи, ее благосостояние не будет улучшаться. Семья не станет богаче из-за того, что папа дал деньги маме, а мама перераспределила деньги детям. Это просто перераспределение. Так обстоит дело и со страной. Страна должна зарабатывать извне. На сегодня в Кыргызстане деньги, поступающие извне, это экспорт золота (около 10% от ВВП), переводы от трудовых мигрантов (около 30% от ВВП) и небольшой экспорт других товаров. Но правительству необходимо работать над тем, чтобы страна как можно больше зарабатывала за пределами страны. Как же можно повышать доходы за пределами страны?

- Повышать добавленную стоимость экспортируемых товаров. То есть надо стараться экспортировать товары, в которые бо́льшая часть стоимости добавляется на территории Кыргызстана. Суть в том, что нужно стремиться не просто делать бизнес «купи-продай», а в том, чтобы усовершенствовать продукт внутри страны, при этом затратив трудовые, материальные и другие ресурсы в стране.

- Развивать IT-услуги. У Кыргызстана нет доступа к морю, но в 21 веке интернет и есть океан. К нему есть доступ у всех. Одним из успешных примеров выполнения данной стратегии можно считать Беларусь, которой удалось построить высококлассный IT-сектор, в котором занято около 60 тысяч человек, и генерирует около 2 миллиардов долларов США, что примерно равняется бюджету Кыргызстана.

- Развитие компаний, предоставляющих аутсорсинг бизнес-процессов, таких как обслуживание клиентов, кодирование данных. Например, можно развивать колл-центры на русском языке, а потом и на английском, которые смогут обслуживать крупные компании в России и в других русскоговорящих странах. Например, Филиппины стали мировой столицей аутсорсинговых услуг, и этот сектор сегодня генерирует примерно 25 миллиардов долларов США, что составляет примерно 10% от ВВП Филиппин.

- Необходимо рассмотреть легализацию казино с определенными ограничениями для местных жителей или определенным зонированием. Например, в Сингапуре, местный сингапурец должен заплатить «штраф» в размере 75$, чтобы поиграть в казино. Это сделано, чтобы местные не злоупотребляли игрой в казино. Это позволило бы повысить туристическую привлекательность Кыргызстана и приток иностранных денег в страну, а бонусом станет трудоустроенность определенного количества людей в стране.

- Облегчение в ведении бизнеса по майнингу крипто-валюты и создание площадок для торговли крипто-валютой в Кыргызстане. В какой-то момент, если это легализовать, майнинг упрется в способность государства предоставлять свободные энергетические мощности. В Кыргызстане в последние годы не вводилось новых мощностей, что объясняется низкими тарифами и отсутствием денежных средств. Все последние модернизации, реконструкции осуществлялись за счет кредитов и грантов. И тарифы на электроэнергию давно перешли из экономической плоскости в политическую. Но энергетика и тарифы — это тоже вопросы, требующие безотлагательного решения. Без решения вопросов в энергетике не будет экономического роста, так как любой инвестор, который захочет построить завод или фабрику, должен будет решать вопрос с мощностями. А их уже недостаточно.

- Развитие туризма - дальнейшее упрощение визового режима с другими странами мира, включая такие большие страны как Китай и Индия. Также можно рассмотреть и более радикальные меры, как легализацию марихуаны. Показателен пример Нидерландов, в которых употребление марихуаны легально. Многие думают, что это обязательно ведет к злоупотреблению. В краткосрочном плане, возможно, это так. Но удивительно то, что в Нидерландах потребление марихуаны было ниже, чем в других странах, (США, Великобритания и др.), в которых потребление было нелегальным.

При этом всегда нужно помнить, что без четких и равных правил игры для всех участников и неукоснительной исполняемости законов ни одна из этих мер не сработает.

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.

Популярное

Понравилась статья?
Поделись с друзьями

Популярное видео

Посмотреть еще

Следите за нашими публикациями оперативно в Twitter и Facebook
Закрыть