«Кыргызский балет гремел на весь Советский Союз». Элдияр покорил своим талантом сцены России, Казахстана, Англии и ставит свои балеты в Канаде

11/05/20, 19:05  |  Обновлено: 12/05/20, 09:24

Limon.KG - Элдияру Даниярову 34 года, он родился в городе Балыкчы. Сейчас он ставит балеты в Atlantic ballet of Canada. Чтобы оказаться на руководящей должности, он прошёл большой путь. Элдияр учился у гениальных педагогов и хореографов, как Мелис Асылбашев, Берик Алимбаев и Булат Аюханов. Своим талантом он покорял сцены Moscow City балет, театр Б. Эйфмана в Санкт-Петербурге и театр современного танца «Самрук» в Казахстане. Ему также удалось поработать с американским хореографом и танцевать как приглашенный солист в Лондоне. Каково быть вдали от Родины и стать одним из востребованных артистов, вы узнаете в интервью.

Элдияр1

L. Здравствуйте, Элдияр! Расскажите, как вы начали увлекаться балетом?

Здравствуйте! В детстве я был непослушным ребенком. Моя тетя работала бухгалтером еще при Бишкекском хореографическом училище, рядом с рестораном Байтик. Вот она как-то предложила маме привезти меня в столицу и попробовать поступить туда. Видимо, я талантливый человек и мне можно там учиться (улыбается). Самое интересное, я переступил порог хореографического училища в декабре 1996 года.

L. У вас были данные к балету?

Думаю, что я не был настолько физически одаренным ребенком, но недавно я опубликовал свою фотографию в училище. Посмотрел и понял, что у меня балетная фактура: длинные руки, ноги, шея, я худой и высокий. Видимо, вот это и помогло.

L. Сколько лет учились в училище?

Я проучился в хореографическом училище 8 лет, с 1996 -2004 годы.

L. А чем занялись дальше?

Дальше я уехал в Казахстан, к одному из гениальных, известных по всему миру хореографу – Булату Аюханову. Но прежде чем уехать туда, во время обучения в хореографическом училище в Бишкеке, последние годы практики я проходил в народном ансамбле «Ак марал» под руководством Мелиса Асылбашева. Мне кажется, что он один из выдающихся хореографов у нас в стране. Когда я закончил хореографическое училище, всех начали отбирать в театр оперы и балета, а меня не приняли. Видимо, была большая конкуренция между Филармонией и театром, и повлияло, что я не пришел практиковаться в театр, а сразу пошёл в народный ансамбль. Но через год я приехал из Алматы и станцевал ведущую партию как приглашённый солист у нас, и люди, которые меня не приняли, сидели в зале. Это было очень странно.

Элдияр5

L. Сколько времени потребовалось вам, чтобы стать гибким? Это трудно или легко?

На самом деле, когда ты маленький, я бы не сказал, что очень трудно. Во-первых, тело ребёнка эластичное, оно ещё развивается, растёт. Мне кажется, у меня не было никаких трудностей, я просто старался делать растяжки, следовал всем заданиям, которые преподавали. Я закончил, кстати, у Берика Алимбаева, это педагог народного артиста СССР Чолпонбека Базарбаева. Такого педагога в Кыргызстане, мне кажется, больше никогда не будет. У него выпустились Максат Сыдыков, Талант Осмонов, много народных артистов СССР. Думаю, все это благодаря его умению учить детей. Он помог мне больше, чем моя растяжка.

L. Вы когда-нибудь задумывались бросить балет?

Нет, никогда в жизни. Видимо, мой педагог привил любовь, потому что очень важно, когда педагог учит ребёнка любить свое дело и преподнесить красиво. Я всегда хотел танцевать, выходить на сцену. Мне нравилась классическая музыка, я смотрел балеты. Мало того что я занимался своим классом, всегда ходил смотреть на старших. Меня невозможно было вытащить из зала.

L. Вернемся к моменту, когда вы уехали в Казахстан. Расскажите про этот период вашей жизни.

Уехал в Казахстан, работал ведущим солистом Булата Аюханова. Через год он сказал мне получить высшее образование, а я хотел танцевать. Он говорит: «Вот придёт время, когда ты закончишь танцевать, а учиться уже будет поздно». Мне кажется, больше по его наставлению я сдал государственный экзамен Казахстана и получил самый высший балл по истории среди поступающих в Казахскую национальную академию искусства им. Т.К. Жургенова. Получил бюджетное место и окончил там в 2009 году.

Для интересной жизни студентов в университете «Ала-Тоо» есть различные клубы, в которые может вступить каждый студент. Нажмите для подробной информации.

L. Как прошли ваши студенческие годы?

Во-первых, в моем классе было 7 девочек. Я был действующим артистом, у меня было очень много спектаклей и я был занят на работе, но по возможности мой директор в академии отпускал меня. Когда у меня не было каких-то конспектов, девочки мне помогали.

Элдияр3

L. Где вы еще работали?

Я еще работал в России приглашённым солистом в Moscow City балет, потом солистом в театре Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге. Также работал вместе с американским хореографом Полом Эмерсоном и с театром современного танца «Самрук» в Казахстане. Когда еще в постсоветском пространстве не было современной хореографии, у казахов это уже сильно развивалось. Потом как приглашённый солист работал в Лондоне. К сожалению, я никогда официально не работал в Кыргызстане.

L. Поделитесь, какие финансовые возможности у артистов балета?

Я думаю, самое хорошее это европейский, западный театр. Потому что здесь, во-первых, искусство ценится и оплачивается высоко. Я уже на руководящей позиции. Но вот артисты приезжают к нам со всего мира: Испания, Франция, Япония, Австралия и у них очень хорошая зарплата. Если в Кыргызстане $100 в месяц, то здесь они получают в 30 раз больше.

L. В Кыргызстане особо и не ходят на спектакли.

К сожалению, мне кажется, осталось 5-10 лет, когда еще есть возможность ухватиться за уходящий поезд и воссоздать былой кыргызский балет, который гремел на весь Советский Союз. Наш театр оперы и балета был одним из лучших в СССР. Все знают, что русский балет считается самым лучшим во всем мире, вы представляете, кыргызский балет стоял после него. Все артисты, которые тогда выступали, были выпускниками академии А. Я. Вагановой. Т.е. кыргызских артистов учили там, казахских в Москве. Наши педагоги и артисты учились у выдающихся педагогов академии. Они все приезжали обученные, были в такой форме как на уровне Мариинского театра.

Элдияр2

Сейчас, когда уже переменные министры культуры, президенты, каждый год приходят еще хуже, один глупее другого, они заменяют друг друга. Когда смотрю на министров культуры, понимаю, что очень мало образованных людей, которые действительно хотят сохранить искусство в нашей стране. Если мне предложили б стать министром культуры, то я не знаю, что сделал бы, во-первых, не взял бы такую ответственность. Если люди идут на такую должность, они должны знать, что их первостепенная задача - сохранить и поднять искусство. Ходить к президентам, должны стучаться к ним каждый день. Все боятся отстаивать, все идет в одном течении. Не буду себя хвалить, но я мог позвонить в администрацию президента и сказать, что хочу встретиться с главой и меня приглашали. Нашему балету, театру нужно внимание, инвестиции, большие деньги, но это необходимо сейчас. Первая балетная школа в мире окрылась в 1661 году, и это европейское искусство есть в Кыргызстане. Они могут это сохранить.

L. Так печально, что театру совсем не уделяют внимания.

Но у нас есть очень много энтузиастов, которые действительно работают и отдали свою карьеру. Буду честен, я был согласен отдать свою карьеру за мизерную зарплату. Есть люди, которые остались, танцуют и я бы хотел, чтобы их поддерживали. Очень много артистов, у которых нет квартиры, они все снимают или живут в общежитии, это недопустимо. Представляете, народные, заслуженные артисты нашей страны, отдавшие всю свою жизнь этому театру, которые блистали на сцене, создавали образы, остались на улице. Они были частью этой истории прошлого, сохраняли все это. Государство ничего не сделало им. Многие таланты, к сожалению, спились, многие умерли. Дай Бог, что министр культуры прочтет, это моя личная просьба к нему, пусть он обратит свое внимание на искусство. Представляете, жить на 100$ и снимать квартиру на 200$. О какой семье вообще идет речь.

У нас очень много талантливых артистов, они блестят по всему миру как звезды. Я б хотел, чтобы их приглашали как гостей. Если будет правильная агитация и преподнести все правильно, зритель придет в театр. В театре Канады работают многие сферы, чтобы продавать балеты, не просто один человек сидит на кассе. У нас есть менеджер по продажам, по рекламе, менеджер, который ездит по странам и продаёт нашу продукцию, идет на собрания по искусству. Вот почему это структура работает.

Элдияр4

Меня часто приглашали, я приезжал и танцевал, это было приятно. Был один нехороший инцидент с Султаном Раевым. Кажется, на тот момент он занимал должность советника президента по культуре. Так американский балет привёз труппу из Вашингтона в Казахстан, я подумал привезти их в Кыргызстан. У меня были контакты администрации президента, я позвонил и попросил оплатить трансфер из Казахстана в Бишкек, это всего лишь один автобус, а все остальное: проживание, аренда театра возьмёт на себя американское посольство. Он сказал: «Да, конечно», мы уже планируем. Осталось три дня до спектакля, я звоню, а он не взял трубку, а потом уже бросил. Во-первых, мне было стыдно перед артистами, потому что все было готово. Представляете, американцы и казахи приехали на своих машинах и выступили бесплатно.

L. Конечно, обидно, что так вышло. Вернёмся к вашей карьере, сколько уже вы работаете в Канаде?

Проработал как артист балета 6 сезонов в Канаде, он называется Atlantic ballet of Canada (Атлантический балет Канады).

L. Как вы оказались там?

В балете есть специальные правила, где каждый артист, ученик отправляет свое резюме по всем театрам. Если ты каким-то образом понравился, они связываются с вами. Вот таким образом меня позвали, предложили приехать в Канаду, я приехал, проработал 6 сезонов. Два года назад, когда решил закончить свою карьеру, я пришел к руководству и сказал, что хочу пойти учиться или может ставить балеты в качестве хореографа, они предложили стать ассистентом директора этого театра. Т.е готовить спектакли с артистами, репетировать и учить их. Также они предложили ставить балеты в балетной школе. Сейчас он в процессе, должно было состоиться 1 мая, но из-за коронавируса отменилось.

Студентам МУА предоставляетcя возможность учебы за границей по программе Erasmus+. Нажмите для подробной информации.

L. У вас были травмы?

Да, были. Мне кажется, у каждого артиста есть хоть 1-2 травма за всю карьеру. У меня были проблемы с коленами, иногда тяжело. Это все тренируется, самое главное не сдаваться. Иногда думаешь, болит нога и все не буду танцевать, а потом смотришь на других и вдохновляешься. Говоришь нет, сдаваться еще рано.

Элдияр

L. Какие интересные или смешные моменты случаются на сцене или за кулисами?

На сцене люди видят одну картину, за кулисами происходит совсем другая жизнь. Человек выходит на сцену, улыбается, делает вариацию, заходит за кулисы, а у него одышка, не всегда хорошие впечатления (улыбается).

Когда мы учились в хореографическом училище, нас повезли в султанат Амман. С нами поехала наш директор. Вот настало время, когда мы должны выступить, вышли девушки в пачках, мы в лосинах и танцуем. Это арабская страна и многие сидели в хиджабах, включили музыку, мы выходим на сцену. Знаете, зрители просто вставали по рядам и уходили, закрывали друг другу глаза. После этого наши сказали: «Вы можете танцевать народные танцы, а вот балет мы лучше не будем показывать». Так мы просто месяц ходили там. Видимо, когда им сказали балетное училище, они предполагали, что будут дети.

Еще одна ситуация, я был на гастролях в одном из сел Шымкента. Танцевал с одной известной балериной балет «Дама с камелиями», это история о больной женщине, которая любила одного человека. Музыка длилась 17 минут и для начинающего слушателя она кажется вязкой и долгой. Мы танцуем, но в сельской местности не понимали, зачем они это смотря, и люди вставали и просто уходили. А моя партнёрша в то время должна была умирать, показывать эти эмоции, она поворачивается ко мне и у нее истерика, смех. Мы понимали, что зрителям скучно, но нам нужно продолжать, потому что может быть, есть тот, кто понимает балет. Мы ждали 17 минут, когда же музыка остановится, пока мы закончили, половина зала ушла.

L. Вы увлекаетесь другими видами танца?

Да, увлекаюсь, мне нравятся все виды танца. Люблю бальные, спортивно-бальные танцы и смотреть современный контемп, потому что у каждого времени своя стилистика танца и она очень красивая.

L. Есть разница в балетах?

Русский балет я могу отличить сразу, он отличается своей выученностью. Все позиции выворотные, правильные, руки мягкие, все положения корпуса правильные, очень музыкальный балет. Люди очень хорошо обучены, когда я иду в какой-нибудь театр, сразу вижу артистов, у которых русская балетная школа.

В Канаде школа не очень сильная, поэтому много приглашённых артистов со всего мира. Но она развивается.

Элдияр6

L. В чем вы себе отказываете?

Я ни от чего не отказываюсь, сейчас мир настолько другой, что человек очень мультифункциональный. Он одновременно может заниматься несколькими делами, не как в СССР: сказали трактористом и всю жизнь так. Часто можешь быть юристом, журналистом и артистом. В еде отказываю, все можно кушать, но в меру. Когда приезжаю в Кыргызстан, не получается. Нужно навестить родственников, той, боорсок, мясо. Я очень люблю кыргызские традиции.

L. Поделитесь ближайшими планами.

Мой спектакль отменился, ждем, что будет. Проектов много, хочу ставить красивые балеты. Потом уже надо задумываться о семье.

L. Что вы пожелаете нашим читателям?

Я читаю много о Кыргызстане и вижу, как молодые люди очень лестно высказываются о нашей стране. Может, это из-за того что много ситуаций изменилось там. Они как-то не ценят нашу страну и находят очень много изъянов. Наша страна такая красивая, с прекрасной природой. Я б хотел сказать, чтобы не делились на регионы. Там есть не только кыргызы, но и другие нации, они все ценят, любят, не делятся. У нас такая маленькая страна, столько разных наций, культур, красивых людей. Я не вижу разницы между кыргызом из Оша и Иссык-Куля.

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.
Понравилась статья?
Поделись с друзьями
Следите за нашими публикациями оперативно в Twitter и Facebook
Закрыть