Хрупкая девушка Фатима с железной хваткой о том, как стала руководить фирмой в 19 лет

19/09/19, 18:00

Limon.KG - «Я учусь на юридическом!» - именно такая фраза была наиболее популярна в недалеком прошлом. Очень многие молодые люди поступали на юридические факультеты, преследуя совершенно разные интересны и мотивы. Тем не менее, бум профессии сам по себе не стал ключом к успеху для всех вдохновленных. Еще со школьной скамьи героиня нашей сегодняшней рубрики Фатима Якупбаева поняла, что хочет работать в сфере юриспруденции и целенаправленно шла к своей цели, что в итоге привело ее к руководящей должности в юридической компании в юном возрасте 19 лет. Сейчас ей 26 и она уже имеет семилетний опыт работы руководителя и соучредителя.

«Мы основали фирму в надежде на то, что она будет поддерживать деятельность некоммерческой организации, и мы будет  также продолжать свою работу, то есть проводить тренинги для журналистов и активистов, инициировать судебные разбирательства  против государственных органов в случае нарушения чьих-то прав. Чтобы у нас было несколько источников дохода. Как вы возможно знаете, некоммерческие организации во многом живут на грантах», - рассказывает Фатима о целях их фирмы.

Фатима 11

Компания была основана в 2012 году и за 7 лет существования, по словам девушки, им удалось выполнить многие поставленные задачи, но тем не менее, им еще есть к чему стремится. Воодушевившись своим опытом, Фатима написала книгу.

«В ней описаны тридцать бизнес-моделей на которых можно заработать. В них учитывается бэкграунд и ресурсы, которые есть у предпринимателей. В основном предложенные идеи относятся к сфере услуг, то есть, там нет производства, есть немного про изготовление товаров, но там по большей части именно про услуги, на что стоит обратить внимание. Также приведены существующие примеры из разных стран с таким же уровнем экономики, как у нас. На самом деле нет ничего невозможного в этом плане, что можно начать зарабатывать и в развивающихся странах. Все зависит от подхода и стартовых ресурсов».

Фатима 2

В случае Фатимы и ее напарников стартовыми ресурсами были всего лишь условные 1000 сом, и то лишь для оформления нужных документов. Мы спросили о том, что же именно потребовалось для старта их бизнеса.

«Энергия. И все, - с мягкой улыбкой ответила Фатима. Затем продолжила. – Так как это услуги, здесь идет речь о том, чем больше ты вкладываешь своих внутренних ресурсов, то есть навыков, знаний и времени, тем больше ты можешь получить отдачи. Конечно, все надо с умом делать. Это ясно как день».

Как и в любом другом бизнесе, важнейшей частью старта является реклама. В юридической сфере работают далеко не все формулы. Фатима поделилась с нами своим опытом:

 «Тут надо сразу разграничить, что юридический бизнес, то есть консалтинг, если говорить о каналах продвижения, то реклама проходит  только через сарафанное радио, к сожалению, – девушка сделала акцент на последнем слове. -  В самом начале я пробовала все. Давала объявление в газеты, журналы, потом ходила на разные встречи, там выступала и раздавала визитки, затем на других лекциях. Я понимала, что надо выходить в публичное пространство как адвокаты, которые будут полезны бизнесу».

Фатима 4  

После Фатима решила поразмышлять о том, какая реклама может быть полезна начинающим бизнес-проектам:

«Еще надо было попадать на эти мероприятия, поэтому если говорить о самом начале, то можно попробовать, все зависит от сферы. Может газеты, бегущие строки и прочее будут эффективны, но в юридическом бизнесе точно нет, я в этом убедилась».

«Я не говорю, что было израсходовано много денег, просто было потрачено много усилий. Я пришла к выводу, что это неэффективно. Более полезно было ходить на мероприятия, знакомиться с людьми, рассказывать о себе и компании, публично выступать, демонстрировать свою экспертизу, потому что важно убедить людей в том, что ты можешь быть полезна, иначе какой толк для них, если они будут сотрудничать и платить деньги. Им нужно продемонстрировать преимущества сотрудничества, а для этого нужно рассказать интересную новость и сделать акцент на законодательстве».

Фатима 8

В резюме Фатимы Якупбаевой есть не только опыт руководства в юридической фирме, но и преподавания для бухгалтеров  и аудиторов в Палате Налоговых Консультантов (ПНК). В настоящее время она ведет там целый курс.

«Он идет три с половиной недели, каждый день с пяти до девяти часов вечера, и вы можете себе представить, что они берут всю информацию, все твои знания, навыки по максимуму. Приличная часть клиентов пришла оттуда, потому что они убедились в экспертизе, и уже убедились, что в разных сферах юристы могут быть полезны. Надо ведь понимать, кто твоя целевая аудитория и в любом бизнесе надо думать о том, кем является ваш клиент. Есть очень много экономических метрик, по ним нужно ориентироваться, чтобы понять, выживет ли наша идея и по юридическому бизнесу. Мы не хотели быть юристами, которые знакомы со всеми судьями, прокурорами и чтобы легко решить тот или иной вопрос. Мы не такие люди, поэтому было важно выходить к общественности и говорить, что мы можем сделать все без взяток и коррупции».

Фатима 10

«Мне кажется, что это удалось воплотить в жизнь. За все годы у компании сложилась безупречная репутация, мы не были замечены ни в каких коррупционных историях, против нас не возбуждались дела, ни в правоохранительных органах, ни в комиссии по этике адвокатуры и в министерстве юстиции. Только положительные отзывы, насколько я знаю. Я надеюсь, что и дальше так будет продолжаться», – подытожила адвокат.

Нам стало интересно, как именно работают юридические услуги и как на них зарабатывают. Фатима ответила:

«Чем больше ты дашь платных юридических консультаций, тем больше заработает твоя фирма. Чем больше дел ты будешь вести в судах и выигрывать, тем лучше будет твой гонорар  и так далее. Если говорить о юридическом бизнесе, то там еще важна команда, потому что чаще всего речь не идет об огромных деньгах и стартовом капитале, либо дорогом оборудовании или еще что-то. Речь идет о людях, а именно, с какими людьми ты будешь работать. Если ты начинаешь работать с компетентными специалистами, которые верят в общую идею и готовы уделять свои силы и время, то все может получиться. Готового рецепта нет, даже какие-то ингредиенты, которые могут не так раскрыться. Поэтому на первом месте точно не деньги».

Фатима 3

Более подробно о подборе персонала и важности высшего образования в юридическом бизнесе юрист высказалась после.

«Нужно юридическое образование, потому что здесь идет реальная практика. Когда мы бежим, мы не можем объяснять другому человеку, как бежать. Соответственно, когда юрист получает задание, он не должен спрашивать, что «такое договор?» и «как его составить?», он уже должен уметь это делать и это абсолютно адекватное требование. Как работодатель я всегда обращала внимание на профессионализм и личные качества. Человек должен быть порядочным, и если он не умеет еще делать некоторые вещи, самое главное, чтобы у него была энергия и усидчивость для обучения».

Фатима считает, что обязательно учитывать предпочтения и склонности людей к той или иной форме работы. Ей важно знать, что сотрудники довольны своим положением и возложенными обязанностями.

«Это ведь все психологическая история. Индекс удовлетворенности твоих сотрудников напрямую влияет на индекс удовлетворенности твоих клиентов. Если твои сотрудники чем-то недовольны, они будут срываться на клиентах 100%. Я в этом убедилась. Чтобы наш клиент был доволен и понимал, что мы оказываем услугу, коллектив должен быть доволен, а чтобы был довольный коллектив, надо учитывать их интересы и способности. Тут надо исходить из способностей и потребностей твоей команды и дальше уже развивать общее дело».

Фатима 6

Сейчас, как утверждает Фатима, компания продолжает развиваться и после ее ухода месяц назад. У них широкая клиентская база среди малого и среднего бизнеса. Есть 9 специализаций, есть юристы по корпоративному праву и по семейному, таможенному, уголовному праву.  И достаточно широкий спектр по налоговому праву. Компания оказывает как юридические, так и бухгалтерские услуги, еще есть спектр образовательных услуг.

«Есть клиенты, которые заказывают тренинги, потому что знают, что мы можем их провести, и мы такие услуги тоже оказываем. Компания никогда не была убыточной, с первого года она начала приносить прибыль учредителям. Наша компания каждый год увеличивала доходы, никогда не было такого, чтобы в один год мы заработали одну сумму, а в другой год в два раза меньше, – подмечает Фатима. - Я говорю о нескольких миллионах.  И предпороговый порог НДС – это восемь миллионов сомов».

При нашей личной встрече Фатима создала впечатление успешного человека с четким осознанием определенных вещей и грамотностью, как и в своей специализации, так и в полученных от нее ответах. Многих интересует вопрос, каково быть женщиной в бизнесе в юридической сфере.

«Если говорить в целом, создают ли мне проблемы тот факт, что я женщина, думаю, что нет. Я лично сталкивалась с сексизмом только в мелких бытовых вещах, - отвечает Фатима, меняя свой настрой на более серьезный. - Для начала стоит понять, к чему бы это привело, к каким последствиям. Если говорить о проблемах, то я думаю, что у меня их не было, как и от того факта, что я женщина, последствий я не ощутила. Понятно, что что-то могло пойти иначе, если бы я была мужчиной, может быть, но я такой картой не обладаю, поэтому скажу сейчас, что таких катастрофических проблем не было. Были какие-то разговоры, неприятные отзывы, но меня это совершенно не задело. На самом деле я больше сталкивалась с эйджизмом, так как в основном я всегда была моложе своих коллег».

Фатима 7

Чуть позже Фатима призналась, что в сфере юриспруденции она считается выскочкой, как раз таки из-за своего возраста. Не все более взрослые коллеги воспринимали ее всерьез. Тема дискриминации по возрастному и половому признаку является глобальной проблемой не только в юриспруденции, но и в других профессиональных областях. Девушка имеет свою позицию на этот счет.

«Битва полов – это важно, но зависит от контекста. Не всегда битва ради битвы является эффективной стратегией. Я считаю, что вообще не должно быть пола в бизнесе. В моей сфере просто кто-то лучше, а кто-то пока нет. Там не имеет значения, кто с какими, грубо говоря, гениталиями ходит. Все зависит от твоих способностей и интеллекта, скорости работы и множества других критериев. Если так делить, например, что кто-то из представителей одного пола или возраста делает работу быстрее, а кто-то медленнее обрабатывает информацию, то это тоже неправильно. Надо смотреть на профессионализм».

Фатима 9

Здоровая конкуренция полезна в любой области, так как это заставляет людей выжимать из себя больше ресурсов и делать работу наиболее качественно. Область юридического бизнеса не является исключением. Мы спросили Фатиму о конкурентном поле в ее профессии.

«Конкурентная среда разнообразна, тут все зависит от того, кто твой клиент. Иногда юристы могут позволить себе оказывать посреднические услуги, то есть может оказаться так, что юридическая экспертиза идет вместе со знакомством. У некоторых специалистов есть богатый опыт работы в других сферах, например, в государственных органах и правоохранительных органах, и когда они уходят, например, в свободное плавание, в частный сектор, то они могут открывать фирмы и их услуги пользуются весьма большим успехом, так как у них есть опыт с системой. Они знают, как система работает изнутри. Я, например, не знаю, как работает система изнутри, так как я там не работала. У них, можно сказать, уникальные знания. Чаще всего это свободные птицы, насколько я знаю, они редко открывают фирмы или работают очень небольшой командой  и все сосредотачивается на них. Если мы говорим об этом сегменте конкурентов, то он достаточно весомый, потому что с такими людьми очень сложно конкурировать честно, так как они обладают большей информацией из внутренней кухни  и здесь конкуренция неравна, на мой взгляд. Другая категория конкурентов, это юристы, которые работают лишь в компаниях, которые обслуживают исключительно крупный бизнес и крупные международные проекты. Такие компании у нас есть, но их немного, может быть, даже на пальцах одной руки можно сосчитать, но они есть. Они молодцы, они все эксперты в своих сферах, владеют несколькими языками и обладают зарубежным образованием. Есть сегмент как у нашей компании, малого  и среднего бизнеса, там конкурентов больше, потому что у нас средний ценник. Консультации, к примеру, стоят от 1000 сом. У нас достаточно много сфер представлено и специалистов немало, но и немного по сравнению с крупными компаниями. Я думаю, что мы как раз-таки в той золотой середине, где наиболее большее количество конкурентов и фирм. В Кыргызстане таких зарегистрировано около трехсот».

Фатима 1

В конце нашего интервью Фатима обсудила с нами те идеи, которые могут успешно зайти на рынок юридического бизнеса, и какими они должны быть.

«Тем, кто хочет открыть юридическую компанию, я бы, наверное, посоветовала предоставлять уникальные услуги. Нечто гибридное, какой-то комплекс действий, чтобы, к примеру, делали не только условный договор, но и еще какое-то сопровождение обеспечивали, любую дополнительную экспертизу. Потому что, как я говорила ранее, конкуренция достаточно большая. С точки зрения маркетинга, это называется теорией красного океана. Если применять к нашей теме, то это означает бизнес-поле, где много таких же фирм с похожими услугами. Нужно воплощать теорию голубого океана, когда ты заходишь на уникальный рынок и у тебя есть какая-то уникальная экспертиза, и ты ее продаешь, в красивой упаковке и хорошем формате. Заходить на наш рынок с таким же набором всего, можно, конечно, но будет очень нелегко в плане продвижения. Уникальность услуг ускорит продвижение и о тебе сразу узнают».

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.