История Шамиля Ибрагимова - выпускника Гарварда и директора фонда «Сорос»

19/11/20, 18:19

Limon.KG - Мысли глобально, действуй локально (Think global, act local) – девиз человека, о котором сегодня пойдет речь. Шамиль Ибрагимов - выпускник Гарвардской школы госуправления, исполнительный директор фонда «Сорос-Кыргызстан», он рассказал нашей редакцией о своей жизни, о Гарварде и своей формуле успеха.

13 кыргызстанцев, получивших образование в Гарварде (список)

Шамиль 3

L. Расскажите о себе.

Я родился зимой 1980 года в селе Базар-Коргон. Моя семья жила во Фрунзе, но на момент моего рождения у отца было назначение в Базар-Коргоне, где мне и посчастливилось родиться. Мой отец был юристом, а мама учительницей. Я закончил школу «Илим» в 1997 году и поступил в Национальный университет на факультет международных отношений. В 2002 году окончив университет, я устроился в проект USAID оператором данных, где выполнял самые рядовые и технические задания. Я смог себя проявить и меня заметили. В 2004 году  мне предложили новую позицию на работе, и одновременно я поступил на магистратуру в Академию ОБСЕ, это был их первый набор. Я стоял перед серьезным выбором: продолжить карьеру или продолжить учебу. Решил выбрать карьеру и получить больше опыта, и о своем решении никогда не жалел. До 2017 года строил свою карьеру, соприкасался с разными сферами деятельности. Был директором американской строительной компании, директором Фонда Евразия и сейчас директор Фонда Сорос. Везде проходил жесткий конкурс, где кроме меня подавали другие 80 потенциальных кандидатов, но мне везло. 

Через 5 лет работы в Фонде Сорос я осознал, что начинаю закостеневать в своей рутине. На тот момент это был самый долгий контракт в моей жизни, и я понял, что для моего профессионального и личностного роста мне надо или идти дальше в карьере или каким-то образом перезагрузить свой мозг, расширить горизонты.  Я был на том уровне, когда желал профессионального развития, изменения своего мировоззрения, мышления, я хотел расширять свой круг общения. Поэтому я решил поступить на магистратуру. Так в 2017 году я поступил в Гарвард, в магистратуру школы госуправления им. Кеннеди.

Шамиль 45  

Разумеется, Гарвард открывает достаточно много возможностей, тем более учитывая мой опыт. У меня был соблазн взять другой международный контракт, но были некоторые обстоятельства которые меня от этого удержали. Когда я был принят на учебу, я встретился с президентом Фондов Открытого Общества в Нью Йорке, который сам был профессором Гарварда, именно в той школе куда я поступил. И мы обсудили мою ситуацию, где он предложил мне вернуться обратно на свою позицию в Фонде. Меня это устроило, с одной стороны приятно, когда тебе дают возможность расти и готовы подождать, с другой стороны, я действительно люблю свою работу. Я также все еще верю, что в нашей стране можно добиться позитивных изменений. Я верю в те принципы, которые мы продвигаем, в важность подотчётности власти перед гражданами, развитие гражданского участия, верховенства законов, развитие образования и информационных технологий, я верю, что мы сможем построить в нашей стране общество основанное на принципах социальной справедливости.

Гарвард сам по себе дорогое удовольствие, я получил полную стипендию от университета на обучение, также получил частичную поддержку от программы Fulbright, потратил свои сбережения, но все равно пришлось взять еще образовательный кредит, который мне оплачивать еще 12 лет. На все деньги, которые я потратил на образование, мог бы купить квартиру в Бишкеке, но мы с женой решили что этот опыт и знания важнее, потому что это отличная возможность для всей семьи, особенно для детей пожить за границей. Для моих детей и Гарвард теперь, то что достижимое и естественное, а не из области фантастики, они там жили.

Шамиль 6

L. Что вам дал Гарвард за такие большие деньги?

В Гарварде есть старая поговорка: «Учиться в Гарварде, это как пытаться попить воды из пожарного шланга», в том смысле, что напор такой мощный, что ты не можешь его весь охватить. Также и с количеством мероприятий в университете, там постоянно, одновременно проходят десятки интереснейших мероприятий. Я помню, по вечерам я посещал серию лекций «Наука и кулинария», где повара делились своими рецептами, рассказывали о своей работе, а химики показывали  формулы тех процессов, которые происходят во время готовки. Например, формула для идеального французского багета когда корочка получается твердой, а внутреннее тесто воздушным и мягким. Каждый раз когда на экране появлялась научная формула, люди аплодировали.  Там постоянно идет культивация ценности интеллекта, это очень вдохновляет и мотивирует. Вокруг тебя происходят странные вещи, но все это способствует изменению твоего кругозора и мышления. Конечно же, помимо знаний, одной из самых важных ценностей являются люди, твой новый круг общения. Ты встречаешь очень интересных людей, как в личностном, так и в профессиональном плане, закладываются профессиональные связи и дружба на всю жизнь.

Шамиль 5

Что я оттуда взял? В своей учебе я взял фокус на городские инновации (urban innovations).  Мне интересна эта тема, и я лично верю, что в будущем проблемы и перспективы развития городов лишь будут усложняться. Тренд урбанизации растет глобально и нам тоже надо думать о том, каким образом формировать наши города, чтобы они создавали условия для комфортной жизни и развития. Ну а если говорить конкретно о продуктах, то в этом году я начал один проект под названием Civic City Dashboard. Это попытка создания интерактивной панели индикаторов города, которая позволит горожанам понять, насколько эффективно работают городские службы, анализировать процессы которые происходят в городе и строить теории причинно-следственных связей, на основе открытых данных.

Еще один важный момент, это расширение кругозора и аналитики в исторической перспективе. Я брал курс «Лидеры и лидерство в истории», где мы обсуждали различные исторические события и что за ними стояло. Учеба выстроена на принципе дискуссии, когда ты не просто получаешь знания, а развиваешь мысль, а профессор лишь показывает тебе разные грани ситуации. Я думаю, что этот курс, один из тех, который дал мне больше всего. Это то, что я называю нетехническими знаниями, когда ты учишься смотреть на вещи с другого угла, учишься мыслить и сам определять истину, исходя из собственных убеждений. Именно в этом заключается ценность Гарварда и это то, за что люди готовы платить такие деньги. 

Шамиль 1

L. В Кыргызстане в связи с коронавирусом падает качество образования, можете подсказать какие-нибудь решения? 

Нам нужно четко понимать, что есть продукт образования. Это технические знания, которые позволяют человеку зарабатывать деньги? Но есть миллион примеров, когда люди не заканчивали школы и университеты, однако достигали больших  финансовых успехов. Тогда что есть продукт образования? Если мы осмыслим этот простой вопрос, тогда и выявится ответ. Джейн Джекобс, выдающийся гражданский активист США, в своей книге «Dark ages ahead», говорит о том, что когда мы рассматриваем продукт системы образования, только в контексте технических навыков для зарабатывания денег, мы создаем большую проблему. В таком случае образование становится индивидуальной инвестицией, а не общественным благом в формировании образованных граждан. Это в свою очередь приводит к ситуации, когда количество рабочих мест и прибыли становятся единственным мерилом, что в свою очередь определяет политический выбор. То есть другими словами, целью образования, по крайней мере, школьного, должно быть формирование разносторонне развитого гражданина с развитым критическим мышлением.

Представьте себе общество, в котором каждый просто умеет зарабатывать, обладает техническими навыками, но уровень гражданской, политической, культурной грамотности очень низок. Такое общество не способно развивать дискурс о социальной справедливости, общественном благе, каждый размышляет на уровне личных предпочтений. Именно такая ситуация формирует благоприятную среду для авторитаризма, когда к власти приходят популисты не способные на системные позитивные изменения и вся их политическая риторика очень поверхностна. И это проблема не только Кыргызстана, сейчас мы наблюдаем эту картину по всему миру.

Отвечая на ваш вопрос о возможных решения на личном уровне, по моему мнению, нужно вначале определиться, что мы хотим, чтобы ребенок знал и, во-вторых, каким образом. Я считаю, что сам процесс образования должен быть основан на любопытстве. Надо формировать у ребенка интерес к самому процессу обучения, научить ребенка учиться. Дети на самом деле очень любят учиться, но если этот процесс скучен и непонятен, то конечно он им не интересен. Самое ужасное это когда школьная система убивает в детях любопытство и интерес. Но для этого нужен креативный подход, нужно мотивировать и давать возможность учителям находить необычные подходы в образовании и привлекать на эту работу лучших выпускников, а для этого надо повысить социальный статус учителя. Требуется переосмысление системы образования, финансирование, много усилий и ресурсов.

Шамиль 65

L. Во всех аспектах мы натыкаемся на бюджетную дыру. А что могут родители предпринять?

Я думаю, что родители как раз таки и могут развивать это стремление к знаниям, разжигать это любопытство. Я со своими детьми, например, каждый день обсуждаю различные темы, от истории до квантовой физики. Мне не надо быть физиком, чтобы обсудить с 12 летним ребенком, что такое Черная Дыра и пробудить в нем интерес пойти и почитать о ней в интернете.

Как минимум мы должны разговаривать с детьми. И неважно, сколько лет ребенку, всегда должен быть разговор на равных.

L. Какие книги можете порекомендовать? У людей мало досуга, так как многие места закрыты, по вашему мнению, чем можно заняться?

Я бы порекомендовал почитать «Антихрупкость» Нассима Талеба. Это книга о нас, о нашем мышлении, о том, что делает нас хрупкими на личном уровне и на уровне государства. Также книги Бориса Акунина «История российского государства», его серию исторических романов и его блог в интернете. По-моему он очень хорошо размышляет об истории и долгосрочных последствиях тех или иных событий. Я думаю, эти книги помогут лучше понять и те процессы, которые происходят у нас в стране, да и в пост-Советском пространстве в целом.  

Также советую послушать серию лекций Гарварда «Справедливость». Это замечательные лекции, которые распаковывают понятия этики, морали, справедливости. Я вообще думаю, что каждому депутату и судье стоит прослушать эти лекции, чтобы понимать саму природу справедливости и морали.

Я считаю, что этот карантин, на самом деле отличная возможность для саморазвития.

Шамиль 8

L. Расскажите о ваших хобби.

У меня за всю жизнь бывали абсолютно различные увлечения от реставрации мебели до робототехники с сыном, я даже начал учился играть на пианино в 39 лет. Но как такового хобби у меня нет, есть вещи которые меня интересуют в определенный момент, но я бы не назвал себя страстным коллекционером или фанатом чего либо. Есть вещи, которые я делаю постоянно – спорт и чтение. Если можно это назвать хобби, то именно эти вещи.

L. Какие у вас планы?

Я пока не знаю. Продолжу свою работу здесь, пока будут существовать два составляющих фактора: первое вера, что работу которую я делаю имеет смысл, я считаю самым большим проклятием, если ты не любишь свою работу и второе – интерес в этой работе. Я легко отношусь к идее уехать из страны, не потому что это побег от трудностей, но скорее я верю, что если есть возможность расширить горизонты, пожить в другой культуре, это надо сделать. Я говорю именно об опыте жизни в другой культуре, а не иммиграции. Об иммиграции я даже не задумываюсь, Кыргызстан это мой дом и я хочу жить дома.

L. Какой совет можете дать нашим читателям? У вас есть формула успеха?

Моя формула эта последовательность в достижении своей цели. Это необязательно четко сформулированная цель, но план к этой цели должен быть ясным. Самый большой риск в этом плане, это разменяться на сиюминутные выгоды и отойти от своего пути. Я посоветую не поддаваться сиюминутным выгодам. Также я думаю, что очень важно писать свои мысли, возможно, это блог или статьи, но писать на интересующие вас темы. На это есть несколько причин. Во первых писательство лучшее упражнение для ума, а во вторых, излагая свои мысли на профессиональную тему, вы развиваете свою экспертизу и вы ее демонстрируете миру. Неважно какая это область, пишущий повар всегда успешнее своего коллеги, который просто готовит.  

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.

Популярное

Понравилась статья?
Поделись с друзьями

Популярное видео

Посмотреть еще

Следите за нашими публикациями оперативно в Twitter и Facebook
Закрыть