18-летняя Сабира, несмотря на финансовые трудности, прошла бесплатно в школы Yale и Oxford

14/10/20, 16:40  |  Обновлено: 14/10/20, 16:48

Limon.KG - Каждый школьник в той или иной степени хочет и стремится поступить в лучший вуз, но не каждый может финансово осилить такую возможность. О том, как с виду простая и непримечательная девушка Сабира Дуйшебаева, но целеустремлённо идущая в свои годы к цели получила гранты от топовых школ Лиги плюща, таких как Йельская и Оксфорд, читайте у нас.

Сабира 2

L. Расскажите, пожалуйста о себе, о вашей семье и детстве.

Я родилась и выросла в Бишкеке, в обычной кыргызской семье, у меня есть старшая сестра, родители и бабушка. Мой папа преподаватель, работал директором школы и в вузах Кыргызстана. Моя мама по профессии финансист, сейчас работает президентом центрального депозитария. Думаю, я пошла в маму, что хочу больше работать в сфере финансов и экономики. Сестра также по этому направлению закончила магистратуру в Швейцарии, я очень вдохновлена этим.

L. То есть, вдохновившись сестрой, вы решили сами попробовать подать заявки в Йельскую и Оксфордскую школы на грант?

Каждый член моей семьи повлиял на меня в той или иной степени, будет несправедливо говорить, что кто-то больше, а кто-то меньше (смеется). Меня вдохновляла вся моя семья. В 10 классе, когда я еще училась в гимназии №24, узнала о программе «Yale Young Global Scholars Program» и решила подать туда заявку. Не думала, что пройду, потому что очень маленький процент тех, кто выигрывает грант по этой программе. Подача была такая же, как в университет, нужно писать мотивационные письма, хорошие оценки, отправить резюме, заполнить анкеты, финансовые документы и предоставить рекомендательные письма. По этой программе могут предоставить полную стипендию, нужно лишь показать, что ты действительно не можешь оплатить, то есть доход родителей и т.д., а самообучение стоит $8000. Выигравшим грант также предоставляется питание и проживание.

L. Как вы прошли в Оксфордскую школу, расскажите подробнее об этой программе.

Сама программа называется «Oxford Royale Academy», о ней я узнала в своей новой школе «Bishkek International School», куда перешла после 10 класса. Онп тоже платная, но каждый год дают один полный грант на одну страну. И в 2019 году я выиграла полный грант, который был выделен Кыргызстану. Туда нужно было заполнить анкету и написать 3 мотивационных письма. В Оксфорд заявка была легче, чем в Йельскую школу, например, мне не нужно было предоставлять финансовые документы, нужно было только написать 3 хороших эссе и быть социально активной. Также можно поехать на платной основе, которое тоже стоит около $8000.

Сабира 01

L. По этим программам выделялся только один грант на одну страну? Вы единственная из Кыргызстана, кто выиграл грант?

Чтобы пройти в Йель, не зависело от страны, давали разные процентные скидки в зависимости от успеваемости и финансовой необходимости. В 2018 году прошли я и один мальчик из турецкого лицея. А в Оксфорд могут выделить полный грант на страну.

L. В каком возрасте вы получили грант?

В Йель я получила грант, когда мне было 17 лет, а в Оксфорд, когда мне было 18.

L. Расскажите, что вы чувствовали, когда прошли на грант, достигнув своей цели?

Когда я прошла в Йель, это было 28 марта, именно в этот день все университеты Лиги Плюща рассылают ответы всем тем, кто подавал туда заявки. Помню, утром, когда проснулась, пришел e-mail и там первые слова «Congratulations!». Я была очень рада и удивлена одновременно, не могла поверить, что у меня будет возможность посетить университет Лиги Плюща, что будет возможность обучаться у топовых профессоров. Там было очень много аппликантов, помню, даже заплакала.

L. У вас был страх?

Да, перед тем, как поехать в Йель, был страх того, что, возможно, не осилю академически их программу, что не смогу дебатировать на том же уровне что и американцы, свободно дискутировать на английском, как хотела бы. Поэтому перед поездкой читала всю литературу на английском, которую советовали, 12 часов летела в самолете и зубрила всякие научные термины, придумывала вопросы, которые буду задавать профессорам на лекциях. Когда я прошла в Оксфорд, тогда не было страха языкового барьера или еще чего-то, я была полна уверенности, что смогу показать себя хорошо. Была академически подготовлена, так как один год отучилась уже в Bishkek International School и была на 100% уверена в своих силах и академической успеваемости, по всем предметам вышли хорошие оценки – А(5+) и получила хорошие рекомендации от учителей.

L. Перебороли ли вы свой страх и что или кто вам помог?

В Йеле зачастую приходилось выходить из зоны комфорта и профессора были доброжелательные, всегда могла обсудить с ними какие-то темы. Главное не стесняться и я стала более открытой.

L. Как и на сколько изменилось ваше мировозрение после этих поездок?

После Йеля я была очень мотивирована поступить в Йльский университет. Поняла, какими крутыми могут быть мои сверстники, например, у одного из них уже был свой крупный бизнес-проект и он был послом UNICEF в африканских странах. Тогда я поняла, что все то, что я делала – было не достаточно, что нужно стремиться к большему.

L. Какие у вас были достижения до Йельской школы и как, по вашему мнению, вы выделились, что вас заметили и выдали грант?

Когда я подавала в Йель, на тот момент я волонтерила в Красном полумесяце, в организации Global Shapers Community, в правозащитной организации «Бир Дуйно», и GPA был достаточно высокий. И, конечно, мотивационные письма, где нужно рассказать, какую в будущем профессию хочешь изучать, почему и т.д. Я тогда была очень увлечена и заинтересована экономикой и международными отношениями. А когда подавала в Оксфорд, у меня было больше достижений, тогда я участвовала в более 10 моделях ООН.

L. Какие проекты вы реализовывали в рамках ООН?

На тот момент я участвовала в более 15 моделях ООН и в 7 из 9 взяла номинацию «Лучший делегат». После того, как у меня уже был достаточный опыт и много знакомых в этой сфере, знала, как это все работает, решила организовать модели ООН у себя в школе (Bishkek International School). Я хотела, чтобы сфера моделей ООН развивалась в нашей школе тоже. Потому что обычно устраивают только университеты. И через месяц, вернувшись из Оксфорда, у нас получилось реализовать это мероприятие. В ходе организации мы получили спонсорство от ООН UNDP Кыргызстан и «Adriano Coffee». Собралось более 100 участников: как учеников, так и студентов. Так как наша школа полностью устроена по западной системе образования, мы решили, что у нас будет больше комитетов на английском языке и в комитете экономики я была председателем. Наша школа первая из всех, которая организовала модели ООН. Создав в школе клуб моделей ООН, я стала там президентом. В 12 классе обучала ребят дебатам, как правильно писать позиционный доклад моделей ООН. До этого у меня уже был опыт в председательстве, сначала участвуешь в качестве делегата, затем сопредседателем и председателем. В школе у нас есть отдел «Creativity Activity and service», то есть нужно было заниматься волонтерством и чем-то в этом роде, чтобы получить диплом IB от школы. И тогда я и моя подруга вели блог в Instagram про поступление за рубеж, где рассказывали, что такое SAT, TOEFL, структуру этих экзаменов и как писать эссе, снимали про это видео.

Сабира 1

L. Организовывали ли вы проекты в других сферах?

Да, когда я волонтерила в Interact Club of Bishkek в рамках международной организации Ротари. Нас было, по-моему, больше 100 волонтеров, мы тогда реализовывали много разных проектов. Организовали ярмарку в новой «Дордой Плазе», где участвовали, и все собранные деньги направили на благотворительность детям, больным раком. Еще были новогодние проекты, когда мы делали елочные венки и продавали. Помню, как я стояла на площади Ала-Тоо и продавала их (смеется). Собранные деньги мы также отдали на благотворительность. Было еще много интересных проектов. Сейчас также участвую в одном проекте, называется «Zet Institute», цель тоже направлена на развитие молодежи, чтобы ее мнение тоже учитывалось.

L. В школьные годы вы вдохновлялись своей сестрой, и ваши родители вкладывались в ваше образование.

Конечно, мои родители вкладывались в мое образование и меня очень вдохновляет моя сестра, потому что она очень ответственная и строгая и всегда направляет меня, она мне как наставник. Она работала в ВТО (Всемирная Торговая Организация) в Швейцарии, и я всегда восхищалась ею, она для меня как пример для подражания. Также хочу больше рассказать про свою школу. 10 классов я отучилась в гимназии №24. Тогда как раз увидела объявление, что в Bishkek International School идет набор, по моему мнению, это лучшая школа в Кыргызстане, тогда я очень хотела учиться там, но контракт был очень дорогой, в основном там учатся иностранцы. Местным студентам на программу IB (двухгодичная программа) выделяли 90% на обучение, ни одна школа не выдает такую большую скидку. И это так круто, потому что я никогда не смогла бы оплатить $14000 в год, а тут такая возможность, после чего решила подать свою заявку. Там был трехэтапный конкурс, было больше 70 человек. На 1 этапе было тестирование, на 2 - эссе и на 3-м собеседование, где спрашивали, почему мне должны предоставить скидку. Это была действительно уникальная возможность, за которую я очень благодарна. Я прошла и это было совсем другое образование, там была очень интересная учеба, правда сложная, зато я очень хорошо подготовилась к университету.

Сабира 43

L. По какому направлению вы обучались в Йельской и Оксфордской школах и чем вы там занимались?

В Йельской школе я обучалась по направлению политики, юриспруденции и экономики. Там мы выбирали семинары по каждому из этих направлений. Каждый день у нас было очень интенсивное расписание, преподаватели были очень крутые – это были Йельские и Гарвардские профессоры и ребята, с которыми я училась, очень талантливые и умные. Тогда я действительно увидела новый мир, это совсем другой уровень. Каждый день были семинары, лекции, групповые дискуссии, где мы разрабатывали проекты. По окончании программы, за 2 недели, совместно с командой мы должны были разработать проект «Food and Security in Kenya», мы исследовали проблемы недостатка еды в Кении, презентовали, получали фидбэки от профессоров. У нас был доступ ко всей библиотеки, это был очень интересный и крутой опыт. Также один день был посвящен симуляциям моделей ООН, дебатам.

В Оксфордской школе тоже выбираешь себе 3 направления, и каждый день получаешь лекции и уроки. Я взяла международные отношения и политику, бизнес финансы и академическое письмо. Каждый день по этим трем направлениям проходили занятия, были профессора из Оксфорда. Там тоже было очень круто.

L. Как вы начали заниматься моделями ООН?

В 10 классе я подала заявку на участие в модели ООН в МУЦА, первый раз был ужасный, я не имела никакого представления, как это все работает и плюс к этому подала заявку в английский комитет, не понимала и чувствовала себя потерявшейся и маленькой среди студентов. В первый раз, когда я пришла, все что-то обсуждали: «Торговая война между Китаем и США», и я была в недоумении. Потом я уже поняла структуру и адаптировалась. Во второй раз мы с группой поехали в Астану участвовать в моделях ООН. После того, как приехала в Бишкек, ходила на каждую модель, ни одну не пропускала и к каждой готовилась, участвовала в Ала-Тоо, КЭУ и МУЦА, там я завела очень много единомышленников, наработала скиллы.

WhatsApp Image 2020-10-14 at 17.05.59 (2)

L. То есть после того, как вы адаптировались в этой сфере, вы поняли, что вам это нравится?

Да, когда участвовала во второй раз, каждый должен был представлять определенную страну, и я была делегатом США. Помню, я яро участвовала, изучала структуру страны, мне очень понравилось выступать, представлять план и идею развития региона. И тогда я поняла, что мне это очень интересно, нравится геополитика и экономика и что в будущем хочу посвятить себя этой профессии.

L. На какую профессию вы поступили в университет США и в какой университет?

В этом году я закончила школу, получила IB диплом и поступила в Beria College. Хочу сделать двойной диплом, считаю, что нужно использовать эту возможность, если ты не платишь деньги ни за первый, ни за второй факультеты, то почему бы не попробовать? Мой первый выбор – это экономика, а второй – факультет международной политики. Меня уже зачислили на факультет экономики и хочу еще на второй. Сейчас жду, когда откроется посольство и форму с университета, которую нужно заполнить. Из-за СOVID семестр передвинули, а учеба должна начаться в январе.

L. Почему вы решили поступать в зарубежный университет, вы целились только в один вуз или рассматривали другие варианты тоже?

В 9 классе я решила поступать за рубеж и тогда начала вести активную деятельность и подготовку, пробовать себя в разных сферах. На мой взгляд, образование в США – одно из лучших и на другом уровне. Не хочу уехать туда только потому, что не хочу оставаться в Кыргызстане. Я очень хочу получить хорошие знания, стать специалистом в своей сфере, хорошо знать свое дело, чтобы вернуться в Кыргызстан и свои знания инвестировать в нашу страну для лучшего изменения. Потому что если не наше молодое поколение, то кто? Также я подавала заявку в Duke Kunshan University, в Китай, в город Шанхай, попала в резервный список, нужно было ждать точный ответ, была вероятность, что примут. Но потом убрала себя из списка резерва, потому что узнала, что поступила в Америку и смысла ждать не было.

 

L. То есть получив образование в США, вы хотите поработать в своей сфере, получив практический опыт, это ведь тоже займет несколько лет и затем планируете вернуться в Кыргызстан?

Да, если честно, в будущем я хотела идти в политику в Кыргызстане, потому что считаю, чтобы сделать реальные изменения, нужно иметь власть для этого, но пока в этом еще не уверена. Но именно в сфере экономики хочу сделать в стране большие изменения.

L. Какие именно изменения хотите внести в страну?

Я думаю, что у нас есть очень хороший потенциал в сельском хозяйстве. 30 лет Кыргызстан стоит на одном месте и действительно жалко на это смотреть

L. Видя хороший потенциал в аграрной деятельности, вы хотите и планируете экспортировать нашу продукцию за рубеж?

Очень легко сказать, что нужно экспортировать. Это намного сложнее, потому что процент импорта у нас намного больше, чем процент экспорта. На долю ВВП экспорт очень маленький процент занимает, что очень плохо, потому что мы зависим от других государств. Помню, в школе я брала предмет экономики и делала исследование на тему «Как ЕС повлиял на текстильную индустрию в Кыргызстане», поэтому я поняла, что эта сфера мне очень нравится и я хочу работать там.

L. Что нужно для того, чтобы пройти на грант в Йельскую и Оксфордскую школы, как трудно пройти по этим программам?

Нужен хороший уровень английского языка и документы, туда входят: мотивационные письма, резюме, рекомендательные письма, хороший GPA (оценки) за последние 2 или 3 года. В Йель нужно сдать рекомендательные письма, эссе, резюме, еще мини-эссе очень много нужно писать. Если на скидку, то финансовые документы необходимы. Мне рекомендательные письма писали моя учительница и мой ментор. В Оксфорд нужны мотивационные письма.

L. Расскажите про свой опыт за рубежом, были ли у вас сложности?

Когда поехала в Йель, тогда я еще училась в местной школе и мой английский был недостаточно хорош в академическом плане, никогда не читала литературу на английском. В Йеле была очень сложная литература, нужно было не просто ее читать, но и высказать свое мнение, и на тот момент для меня это была огромная беда и проблема, потому что у нас в школах особо этому не учат. Тогда я чувствовала себя очень плохо, столкнувшись с языковым барьером, потому что не могла четко на английском сформировать свое мнение, тогда у меня не было такого опыта. А ребята там были такие классные, могли моментально что-то обсуждать. После одного года обучения в Bishkek International School, где все предметы велись на английском, поехав в Оксфорд, там я уже как семечки все щелкала, могла свободно использовать экономические термины, выражать свое мнение, дискутировать на английском без комплекса. Также помогло участие и опыт в моделях ООН.

L. Мотивационные письма являются самой значимой частью в поступлении на грант и за рубеж в целом. Как вы себя раскрыли в этих письмах, благодаря чему вас приняли на стипендию?

Пре подачи заявки в Йель я раскрыла себя в вопросах. Например, был такой вопрос: «Расскажи о факторах, которые повлияли на твою личность». И я рассказала про свою сестру, что она пожертвовала своей карьерой ради того, чтобы у нас в семье была финансовая стабильность, ей приходилось работать на разных работах за границей не по профессии. Она работала в Афганистане в американской базе. И только потом, спустя 5 или 6 лет, она поступила в магистратуру в Швейцарии и, кстати, получила полный грант. Она многим пожертвовала ради меня и семьи. Я всегда хотела отблагодарить ее за это. Она очень повлияла на меня. И если рассказать от души, то это чувствуется. Во втором эссе был вопрос: «Что ты хочешь изменить в своем обществе?» На тот момент в связи с происходящей ситуацией я написала про ошские события, конкретно рассказала и обосновала, чтобы у людей была толерантность к этническим меньшинствам и т.д. Я вложила в эти эссе свою душу.

L. Какие люди, ситуации или примеры сыграли решающую роль в вашей жизни и развитии?

Это моя семья – сестра, мама и папа. Так как мой папа работает в сфере образования, скорее всего, он повлиял на хорошую успеваемость в учебе, мама повлияла на выбор профессии, которая мне нравится, а сестра просто вдохновляла меня своими поступками и достижениями.

Сабира 4

L. Как именно ваша семья вдохновляла вас?

Моя мама очень грамотный специалист в своей сфере. Каждый день я ходила к ней на работу и видела, как она отлично зная свое дело, всем координирует, что ее все там уважают и при этом мама успевала и с домашними делами. Часто сидела у нее в кабинете и видела, как совместно с сотрудниками она обсуждает проблемы, предлагает различные идеи. Она повлияла на то, что я хочу быть профессионалом и хорошим специалистом в своем деле. В позапрошлом году моя мама организовывала съезд центрального депазитария и увидев это, мне так это нравилось, я сама хотела туда пойти и быть переводчиком. Именно мама вдохновила меня на выбор профессии. Когда сестра приехала из Афганистана, поступила в магистратуру в Швейцарию, затем работала в министерстве экономики, я видела, как она ездила в разные страны по командировкам налаживать контакты. Это очень сильно повлияло на то, что я захотела поступать на экономику. Также в моих исследованиях сестра мне очень помогала. Считаю, что мне очень повезло в том, что мои родители никогда не давили на меня, например, никогда не говорили, что я должна хорошо учиться или должна поступить за границу.

L. Какие у вас хобби и увлечения? Чем занимаетесь в свободное время?

В свободное время смотрю сериалы на Netflix и люблю играть с папой в шахматы (смеется). Играю на комузе с 5 класса, что является моей отдушиной, когда не хватает вдохновения и мотивации, часто изучаю новые композиции.

L. Вы учились в Америке и Англии, опираясь на свой опыт и знания, как думаете, чего не хватает для развития нашей страны?

Я думаю, что все дело в образовании. Многие любят обвинять чиновников в коррупции, из-за чего Кыргызстан не развивается, но если посмотреть со стороны и требовать от депутатов глобальных перемен, тех же самых экономических реформ, для того, чтобы изменить что-то в сфере экономики в нашей стране, нужны очень хорошие специалисты, которые действительно хорошо проанализируют ситуацию, чтобы понять, в какую сторону двигаться. И я считаю, что для этого, в первую очередь, нам с корня нужно менять образование – как школьную, так и университетскую системы. К примеру, в наших местных школах не учат тому, как выражать свое мнение, сочинения списывают с интернета, по школьной программе говорят читать то количество книг, которое школьник не осилит и, соответственно, будет читать краткое содержание, из-за чего не будет умения критически мыслить. Вся наша система образования построена так, что ученик зубрит, отвечает и все. Например, в школе (BIS) я брала читать 2 книги в год, казалось бы, это мало, но зато каждую книгу мы прочитали от и до, анализировали каждую строчку и какой смысл несет произведение, затем писали эссе на выражение своего мнения, благодаря чему мы научились критически мыслить и анализировать. И если будет хорошее, качественное образование, будут достойные кадры, которые будут смотреть шире и смогут внедрить что-то стоящее в страну. Если чего не хватает, то это качественного и разностороннего образования, чтобы студенты и школьники самостоятельно формулировали свое мнение и умели критически мыслить, вот таким народом будет сложнее управлять.

L. То есть вы хотите сказать, что не хватает soft навыков?

Да, еще в начальных классах сидят по 50 человек – это очень много и, конечно, у преподавателя не хватит сил и времени, чтобы уделить достаточно времени каждому ребенку, нужно открывать больше школ.

L. Каким образом вы внесли бы изменения в структуру образования в нашей стране?

Это хороший и достаточно сложный вопрос, потому что с корня менять систему достаточно сложно. Скорее всего, я не разрешила бы списывать в школах, например с ГДЗ (готовое домашнее задание), лучше получить тройку, но своими силами. Создала бы больше кружков, где ученики получали бы нужные навыки для жизни, открыла бы кружки по дебатам, чтобы ученики могли на одну тему посмотреть с разных сторон. Потому что в школах очень много ненужного, например, «99 правил русского языка», кому это надо зубрить? Вот я зубрилка, из-за чего в новой школе мне было сложно. Например, на уроках я видела, как мои друзья иностранцы умеют высказывать свое мнение и анализировать. Когда у меня спрашивали: «Сабира, а что ты думаешь?», у меня всегда был ступор «А что я думаю». Но зато очень легко могла выучить какой-либо текст или термин, а зачем это надо, если не умеешь эти знания применять на практике?

L. Применили ли вы в Кыргызстане тот опыт, который получили на учебе за рубежом и в различных проектах?

Думаю, организация моделей ООН – это по-своему вклад в сферу образования, потому что это была действительно полезная платформа для нетворкинга, где участники познакомились друг с другом, дебатировали, тем самым, развили навыки ораторства. Особенность моделей ООН была в том, что они были на английском языке. Есть много ребят, которые учат английский, хотят поступить за рубеж, я считаю, что это была хорошая возможность для знакомства с единомышленниками и практики дебатерства на английском.

WhatsApp Image 2020-10-14 at 17.05.59

L. У вас есть какие-либо идеи, которые вы хотите воплотить у нас в стране по возвращении с Америки?

Хочу продвинуть вперед аграрную систему, тем самым сделав изменения в сфере экономики. Как раз недавно была в Джалал-Абаде и, когда проезжала мимо, в поселках Токотогул, Суусамыр как были земли пустыми, так и остались, где можно было построить столько заводов, чтобы в стране продвигалась отечественная продукция. В регионах столько земли пропадает и именно там, можно развить инфраструктуру, по сути в стране только Бишкек развивается.

L. С чего вы начнете осуществление ваших идей в аграрной сфере?

В первую очередь начну с того, что соберу действительно стоящую и крутую команду из толковых специалистов, возможно, привлеку знакомых. После Йельской программы у меня построился хороший нетворкинг и большинство моих друзей с этой программы в основном учатся в университетах Лиги Плюща. Думаю, смогу привлечь хороших специалистов и инвесторов в нашу страну путем нетворкинга. Самое главное – это создать крутую и продвинутую команду, и с ней идти вперед и действовать и, возможно, создать свою партию и баллотироваться.

L. Чем вы занимаетесь на данный момент?

Сейчас я работаю у себя в школе ассистентом учителя в начальных классах. Учителя в этой школе иностранцы, носители языка и дети иногда нуждаются в переводе, что я и делаю. С 8:00 до 15:30 работаю, а потом учу французский, прохожу различные курсы по математике, экономике и статистике, готовлюсь потихоньку к учебе, чтобы было легче. Недавно закончили проект «Sharing is Caring» c ребятами из моделей ООН.

L. Как вы считаете, в начале осуществления ваших целей, касающихся экономики и аграрной сферы Кыргызстана, где вы сможете получить поддержку?

Как раз во время выборов вступила в молодежное крыло одной из партий, чтобы посмотреть, как все работает изнутри: как формируются и продвигаются партии. Думаю, что я смогу собрать хорошую команду и, если смогу привлечь международных инвесторов или специалистов для развития регионов Кыргызстана, то все получится. Если у тебя есть единомышленники и желание, то возможно достичь совместных целей.

WhatsApp Image 2020-10-14 at 17.05.59 (1)

L. Что вы хотите сказать нашей молодежи, смотря на нынешнюю ситуацию в стране?

В текущей обстановке у большинства теряется надежда на светлое будущее страны, в особенности у молодежи. Смотря на эту несправедливость, опускаются руки, хочется просто улететь и оставить все на самотек. Я призываю молодежь не отчаиваться, продолжать помогать, поддерживать друг друга и постараться внести свой вклад в будущее страны – ведь если не наше поколение, то кто?

L. Ваши пожелания нашим читателям.

Учитесь, развивайтесь, постарайтесь найти то дело, которое действительно вам нравится, попытайтесь понять, чего вы хотите от этой жизни.

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.

Популярное

Понравилась статья?
Поделись с друзьями

Популярное видео

Посмотреть еще

Следите за нашими публикациями оперативно в Twitter и Facebook
Закрыть