«Столица стала безобразной и грязной». Мнение читателя Limon.KG Тенгиза Джумабаева

30/09/20, 15:00

Limon.KG - Возможно, многие наши читатели не в курсе, что нам можно отправлять свое мнение, статьи, которые мы с радостью можем опубликовать. Если интересная тема, если текст пройдет нашу редактуру. Мы всегда рады любым взаимодействиям с нашими пользователями и всегда считаемся с их мнением. Редакция читает все комментарии под постами. Сегодня мы предоставляем вашему вниманию статью одного из наших читателей Тенгиза Джумабаева, который решил поделиться размышлениями о нашем любимом городе Бишкеке. Тенгиз студент 3 курса кафедры философии в КРСУ.

Тенгиз Джумабаев

Город Солнца

Размышляя о городе, мы не испытываем никаких сложностей. Город предстает перед нашим внутренним взглядом как вполне понятный и целостный образ. Но как только мы задаемся целью дать определение городу, то эта интуитивная ясность и очевидность сразу нарушается. Что определяет современный город? Инфраструктура, внешний вид, уровень жизни, размеры? Это всё лишь материальные характеристики города. Город – это, прежде всего, люди, в нем живущие. Только люди делают город городом, а уж тем более столицей. Но, к сожалению, чуть меньше 30 лет назад началось исчезновение Города. А Город в Кыргызстане – это Бишкек.

Первые настоящие кыргызские горожане появились только в 1960-х годах, но спустя всего десятилетие, в 1970-х это были цивилизованные современные люди, уравновесившие со своим восточным менталитетом европейские (в основе своей) стандарты поведения и возникло бытовое евразийство. Кыргызы за несколько десятилетий прошли путь от феодального строя к социализму, что заняло у Западной Европы почти тысячу лет. Опираясь на городские традиции России, кыргызская интеллигенция как идеолог урбанистического мироощущения развивала и творчески преобразовывала их, задавая вектор и планку для развития не только Фрунзе, но и всей страны. К 80-м годам в прошлого столетия в Кыргызстане уже сформировалась культура Города, а культурный уровень горожан неуклонно повышался. То, что их отцам казалось невиданным, стало обыденностью. Конечно, в основном это были средние советские люди, где-то даже провинциальные, но благодаря своему образованию и возможности контактов со всей страной они находились в едином культурном поле, а потому в их сознании гармонично умещались «Манас», Пушкин и «Битлз». Народ, фактически не знавший до 1917 г. ни кинематографа, ни изобразительного искусства, ни театра и оперы, дал миру за годы советской эпохи сильнейших в Средней Азии кинематографистов и художников, известного во всем мире писателя Чингиза Айтматова.

53

Ныне Бишкек населяют в основном внутренние мигранты, а сам город превратился в поселок городского типа, обросший жилмассивами. Столица стала безобразной и грязной. Есть новые здания, новые машины, но это всего лишь внешние вещи. Главное – люди! То, как они ходят, здороваются, сорят, плюются, ругаются, проявляют отсутствие особой этики. Кыргызское отношение к миру еще во многом кочевое. Несмотря на то, что мы живем в городе и пользуемся всеми его благами, являясь урбанистическими жителями (по типу), многим горожанам всё равно присуща кочевая психология. Эта инерция будет длиться еще не один десяток лет (что тогда станет с любимым Бишкеком?). Кочевник ведь не очень-то заботится о той земле, на которой в данный момент находится. Символически говоря, он может в любой момент откочевать. Не появилось еще у нас традиции оседлого человека, который за этим клочком земли будет ухаживать, потому что знает: здесь будут жить его дети. До сих пор мы жили на советской инерции, что сохраняла нас. Наш слой городской культуры истончился, что как такового слоя уже нет, есть лишь отдельные личности. Культурные и архитектурные памятники забываются и разрушаются. А если убрать из столиц мира монументы выдающимся людям, их мемориальные квартиры, связанные с их жизнью и творчеством, - и что останется от культурной составляющей этого города? Разве не изменится полностью его культурный и духовный статус? Не потеряет он свое выделенное пространственное положение в национальной и мировой культуре? Уберите из духовной культуры народа жизнь и творчество выдающихся личностей – чем тогда этот народ будет культурно интересен для окружающих? Что останется от его духовной истории? Повседневная жизнь обывателя представляет чисто этнографический, исторический, социально-политический интерес, но отнюдь не культурный.

Духовной культуры общества вообще не может быть без выдающихся личностей и их биографий. Само духовное историческое время, равно как и современное духовное пространство культуры, во многом сконструировано именно ими. Неслучайно, например, литературный или философский процесс делится на период до рождения гения, собственно, время его творчества и то, что произошло после его ухода с обязательным прослеживанием судьбы его идей. Последним таким большим человеком был для нас Ч. Айтматов, все творчество которого является зеркалом кыргызской/советской модернизации. А когда модерн в постсоветской Евразии стал исчезать – умер и его носитель-идеолог, большой советский писатель. И в этом проявился свой мифологизм, правда, уже не поэтический.

50

Культура, как известно, возникает задолго до появления городов. Первобытное общество имело свою культуру, которая была отражением жизни первобытных людей. В танцах, песнях, живописи первобытные люди отображали свою повседневную жизнь, свои переживания и радости. С появлением городов культура сделала огромный скачок. Если в первобытном обществе умственная деятельность была непосредственно вплетена в материальную, то в условиях цивилизации духовная деятельность отделяется от материальной и появляются люди, которые, выражаясь современным языком, заняты исключительно производством духовных ценностей. А это производство осуществляется в городах. Письменность, кстати говоря, благодаря которой сохраняются и передаются от поколения к поколению духовные ценности, тоже возникла в городе. Поэтому город – это культурный центр, прежде всего. В городе появляются сооружения, в которых воплощена человеческая мысль. Для этого достаточно вспомнить многие величественные здания античной Греции, которые говорят нам о высоком уровне материальной культуры античности. Благодаря этим сооружениям мы можем представить городскую жизнь античных людей, их талант и мастерство. Античная архитектура, скульптура, живопись, античная культура в целом оказали огромное влияние на последующее развитие европейской культуры.

Что касается кыргызов, то хоть у нас есть богатая культура, зато напрочь отсутствует опыт градостроительства и даже понимания, как это делать, нет. Недавний визит блогера Варламова и его отзыв был тому ярким примером. Инфраструктурные проблемы не являются корнем всех бед. Это следствие. Следствие низкого уровня культуры как населения, так и правящих кругов. Бишкек стал напоминать Рим, павший под натиском варваров. Упадок культуры – вот, что по мнению М. Вебера предшествовало гибели Римской империи. «Римская империя как политическое целое на несколько веков пережила ее расцвет – к тому времени он давно миновал. Уже в начале III века умолкла римская литература. Юриспруденция и юридические школы пришли в упадок. Греческая и латинская поэзия спали мертвым сном. Истории почти не существовало. И даже надписи начинали безмолвствовать. Латинский язык был близок к полному вырождению».

52

Значит, все дело в культуре. Культура – это и образование, и наука, всё, от политики до воспитания детей. В современном мире она переживает глубокий кризис. Хоть какая-то смысловая нагрузка и социальное содержание встречается лишь в авторских фильмах. Классическую литературу читает все меньше и меньше людей, а новые шедевры живописи просто не появляются. Победил примитивный подход к жизни. Люди всё меньше задумываются об окружающей их среде, о городе, в котором они живут. Чтобы хоть как-то задействовать горожан в благоустройстве, нужно организовывать специальные мероприятия, объединения и чуть ли не штабы. Важно понять, что не обязательно куда-то вступать, чтобы поработать над городом, как и не нужно ждать каких-то дат наступления счастливого будущего, сидя сложа руки. Надо начать с себя, со своего осознанного отношения к действительности и стремления к общему благу.

Города должны быть организованы для комфорта людей, чтобы жителей не тошнило от того места, где они живут – это идея 20-го столетия. Именно тогда Фрунзе, а ныне Бишкек, по-настоящему процветал и радовал глаз. И чем больше времени проходит, тем меньше остается от того самого Города в Кыргызстане.

51

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.

Популярное

Понравилась статья?
Поделись с друзьями

Популярное видео

Посмотреть еще

Следите за нашими публикациями оперативно в Twitter и Facebook
Закрыть