Как Аскат Жетиген уулу отказался от учебы в Беркли, а в 18 лет стал руководителем «Ордо Сахна»

25/09/20, 16:26

Limon.KG - Аскат Жетиген уулу – музыкант, композитор и поэт, который стал руководителем фольклорно-этнографического ансамбля «Ордо Сахна» в 18 лет, родился и вырос в Нарынской области в семье простых, но необычных  людей. Аскат с четырёх лет мечтал стать музыкантом, благодаря упорному труду у него все получилось. О том, как он объездил более 20 стран с выступлениями, добился успехов в творчестве и почему он отказался от обучения в престижном музыкальном колледже Беркли в США, узнаете из его уст.

WhatsApp Image 2020-09-25 at 16.27.15 (1)

L. Расскажите о себе.

Мне 26 лет, я роддом из Кочкора, музыкант, комузист, исполнитель, композитор, поэт. Окончил школу в Кочкоре, затем приехал в Бишкек, поступил в училище им. М. Куренкеева, отучился там два года и ушел. Учился у выдающегося учителя, народного артиста Нурланбека Нышанова.

L. У вас с детства тяга к творчеству, расскажете о своем детстве, семье.

В моём роду были великие люди, как Ормон хан, Кыдыр аке, Арык мырза, Тагай бий – выдающиеся люди, я ведь их потомок, они всегда меня вдохновляли. Сидя дома, научился читать. Мне было 3 года, когда родители не выпускали меня на улицу, возможно, боялись, что со мной, что – то случится. В школе, когда мои одноклассники начали изучать буквы, мне это было неинтересно, я уже это умел, и читал разную литературу. Это были книги, легенды, сказки, я даже прочёл все варианты эпоса «Манас». У каждого автора есть свои особенности, но, конечно, классическим у нас считается вариант Сагынбая Орозбакова. Он величайший, все его описания и метафоры. А  «Манас» это нескончаемая тема.

Все началось, когда мне было 5 лет, именно тогда я начал играть на комузе. Я не думал поступать по другим направлениям, я всегда знал, что стану музыкантом. Мой отец хороший и очень талантливый человек, но он младший в семье. По традициям он должен был остаться в селе, и, к сожалению, он не смог реализовать все свои способности. Его зовут Жетиген. На данный момент родители находятся в Москве. Мои родители хотели, чтобы я остался в селе. Они не сопротивлялись, но не надеялись, что я стану успешным музыкантом. Они не то, что не верили, они даже не думали об этом (смеётся).

L. Когда музыка вошла в вашу жизнь?

В 3 года увидел клавишный инструмент «Ямаха», когда увидел, сразу понял, что это мое и с того момента ни один день, не проходит без музыки. Я с детства знал, что стану музыкантом. Когда мне было 5 лет, научился играть первую пьесу «Кербезим», в первом классе мама научила играть «Чоң кербез», затем у отца научился играть «Маш ботой». В третьем классе меня взяли в школу «Устат шакирт» в класс Зайнидина Иманалиева, он комузист, с этого момента все и началось (улыбается).

L. Кто ваш кумир и есть ли муза?

Кажется, мой кумир это Сагынбай Орозбаков. Меня многое  вдохновляет, например, музыка, дети, любовь. Я люблю детей, когда они играют, смотрю и удивляюсь их фантазии, их спокойствию. Потому что они могут вообще не напрягаться, они занимаются тем, чем хотят, они могут вообще ничем не заниматься (смеётся). Я ими восхищаюсь.

Да, у меня есть муза, вы её не знаете.

L. Как вы стали руководителем «Ордо сахна»?

После того, как меня исключили из училища, я начал работать звукорежиссёром, много изучал музыку разных народов, разных жанров и самостоятельно начал делать аранжировки. Мой учитель Нурланбек Нышанов заметил, что у меня страсть к этому, он разглядел во мне лидера. В один день он приходит ко мне и  спокойно говорит, может, станешь руководителем Ордо Сахна?  Я подумал, для меня это вопрос жизни и смерти, как он просто говорит об этом? Не шутит ли? Но он человек, который не шутит такими вещами. Подумав я решил, что мне терять?  Попробую, раз он меня просит, значит, увидел  во мне что - то. Изначально было тяжело, во-первых, тогда я был ещё непрофессиональным музыкантом, только начал учиться в училище. Передо мной была большая задача – я должен был руководить лучшим ансамблем КР, писать произведения для этого ансамбля, быть руководителем, дирижёром, исполнителем, солистом одновременно. Кажется, я справился, иначе меня  давно выгнали бы (смеётся).

L. Как вы познакомились с бывшим руководителем «Ордо Сахна» Нурланбеком Нышановым?

Я был знаком с ним ещё в Кочкоре, он был руководителем центра «Устат шакирт» и, когда я приехал в Бишкек, учился у него, состоял в его ансамблях. Он знает меня с детства, и поэтому предложил стать руководителем «Ордо Сахна». Я посвятил всего себя ансамблю, но в 2018 я принял решение уйти из всех групп, где работал. Я должен был ещё поработать над собой, мне надо было оттачивать свои навыки и как исполнитель, и как композитор. Теперь я готов и вернулся навсегда в «Ордо Сахна».

L. Какие трудности возникали у вас на пути? Как вы с ними справлялись?

Было много трудностей, но сейчас для меня это хорошие воспоминания. До того как я приехал в Бишкек, Я всего несколько раз слышал, о том, что из меня выйдет хороший музыкант. Никто даже не говорил, что я стану музыкантом. Мой первый учитель, Зайнидин Иманалиев, говорил, что из меня  получится  не достаточно хороший  музыкант, но что он думал обо мне, я не знаю. Но я всегда знал, что способен на многое, и всегда верил в это. Поддержкой заручился 6-7 лет назад, которая к сегодняшнему дню стала сильней. Было время, когда меня в упор не видели.

L. Бывали ли те, кто предлагал вам бросить музыку и начать заниматься чем-то другим, более прибыльным делом?

Да, такой вопрос у меня всегда возникал с отцом. В то время  пока мои одноклассники работали, хорошо зарабатывали, я только учился, не зарабатывал. С отцом у меня возникали разногласия насчёт того, что я должен работать там, где хорошо платят, но я отстаивал своё мнение. Я буду работать там, где мне хочется. Это мое правило. Спустя пять лет, отец начал верить в меня, больше вопросов  не возникает.

L. На каких музыкальных инструментах вы умеете играть?

Умею играть на всех видах чоор, ооз комуз, комуз, гитара, фортепиано, аккордеон, на самом деле я могу играть на всех, но не играю (смеется). Мне нравится играть на всех инструментах. Я профессиональный комузист, получаю настоящее удовольствие, когда играю на комузе. Люблю многие композиции, но играю по настроению. Иногда мне хочется играть произведения Сатылганова, иногда совсем не хочется играть, иногда играю «Ниязаалы». У всех стили разные, все нравятся.

L. В каких странах вы побывали и где нашу музыку воспринимают лучше всего?

В странах СНГ – в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, а также в Турции, Польше, Кувейте, Японии, Франции, Голландии, Швейцарии, Австрии, в нескольких штатах Америки. Везде, где мы выступали, нашу музыку воспринимали хорошо.

WhatsApp Image 2020-09-25 at 16.27.17

L. Почему кыргызская музыка не так популярна у нашей молодёжи?

У нас нет идеологии. Почему мы любим, слушать американскую музыку? Потому что нам всегда показывают, что Америка лучше, что это сверхдержава, поэтому мы хотим стать как Америка. У меня тоже была такая болезнь когда-то, когда был моложе. Со временем я понял суть творчества, не только кыргызского народа и  вернулся  к кыргызской музыке.  В ней я нашел всё, что искал.

L. Вы сталкивались с творческим кризисом?

Да, у меня был творческий кризис, и он длился  год, справился с этим благодаря игре на комузе. Также был эксперимент, когда  я не играл на комузе. Я играл только то, чему меня научили, хотелось не просто игры, а летать (улыбается). Но для этого мне не хватало ни знаний, ни уверенности, чтобы набраться опыта. В один прекрасный день мне приснился вещий сон, где Токтогул Сатылганов сыграл мне свою мелодию «Тогуз Кайрык». На следующий день я стал изучать эту пьесу, и  вышел из творческого кризиса.

L. Расскажите о своих творениях, как вы их создавали? Какое самое любимое?

Я не считал, сколько у меня авторских композиций, около 50-60. У каждой есть своя особая история создания. Одну мелодию написал для комуза «Жаш Камбаркан», говорят, Камбаркан – прародитель всех мелодий. Это была моя первая работа, тогда я был молод и описывал амбиции молодого человека, который хочет добиться всего. Это был как раз тот момент, когда я бросил комуз, потом начал играть. До этого я увлёкся сочинением песен. Однажды проснулся посреди ночи, мне хотелось играть. По привычке я искал гитару, но увидел комуз, не взял его, а тут подумал, сыграю на комузе. Просто баловался и нашёл очень интересный ритм. Я следовал этому ритму, и вот через час у меня уже была почти готовая пьеса. Тогда я понял, как древние кыргызы сочиняли мелодии, только тогда понял смысл слова «күү».

L. Расскажите, как вы добились успеха в сфере традиционной музыки? Сложно ли развиваться в этом направлении в Кыргызстане?

Потому что я люблю своё творчество – это первое, что может дать человеку такой успех. Именно  традиционным музыкантам  развиваться в этом направлении – да, сложно, потому что 1  выступление таких музыкантов, как я. В Бишкеке стоит не больше 2000 сом за час. Если то же самое я буду играть в Европе – это будет стоить в 100 раз дороже.

WhatsApp Image 2020-09-25 at 16.27.17 (1)

L. Какие современные исполнители вам нравятся? Какой жанр музыки ваш самый любимый?

Мне нравится Гульнур Сатылганова, Гульнара Тойгонбаева, я уважаю их творчество. Из известных слушаю Элвиса Пресли, Майкла Джексона, Эми Уайнхаус, Битлз, мне больше нравится старая школа. Я люблю все жанры музыки, начиная с классики и барокко, заканчивая регги, R&B. Мне нравятся все жанры, потому что у каждого есть свои особенности, своя энергетика и их не стоит сравнивать друг с другом, не стоит ставить кого-то выше или ниже. Все зависит от настроения, если я на улице, слушаю обычную попсу, ставлю Пресли, Боба Марли, Майкла Джексона, когда хочу спать, ставлю Рагу, индийскую музыку, арии Баха.

L. У кого ещё хотели бы обучиться?

Я обучился у всех, у кого хотел, и эти учителя дали мне многое. Если бы мог выбирать, то у Токтогула Сатылганова, так как это был выдающийся человек, не только комузист, акын, демократ, он был философом, политическим  лидером того времени  и любимцем всего народа.

L. Вы не думали учиться за границей?

Я на английском говорю лучше, чем на русском. Да, раньше мечтал учиться за границей. Меня даже приглашали в музыкальный колледж Беркли в Бостоне, они были готовы взять меня. Но мне не хотелось бросать своих друзей в «Ордо Сахна», я добивался того, чтобы мы все вместе поехали туда и отучились хотя бы год. Поставил такое условие тем, кто предложил это. Они попросили записать нас две мелодии, но мы были не готовы к этому – это было в 2015-2016 году. Это было неожиданное предложение, времени было мало, именно в этот момент в Европе проходил фестиваль WOMEX, мы должны были участвовать в этом фестивале, но организация отказалась спонсировать такое большое количество людей. Я принял решение, что не оставлю своих друзей.

L. В каких ещё фестивалях вы приняли участие?

Несколько раз участвовал в Silk Road фестивале в Турции, в Америке. Первые годы мы были неопытные, в 2005 году мы участвовали в «Түрк дүнүйөсү». В 2012 году поехали на Silk Road фестиваль в Техас, потом в 2014 году я один поехал в Америку участвовать в фестивале One beat, и был первым участником из Кыргызстана. Он проходил в Калифорнии, мы объездили несколько штатов с выступлениями. У нас тоже проходил такой фестиваль – Unsound фестиваль в 2015-2016 году, это был фестиваль электронной музыки, я выступал с немцами.

L. Как к вам пришла идея переиграть мировые саундтреки?

Это началось случайно, этого не было в планах. Тогда я только начал работать в «Ордо сахна» в качестве руководителя в 2012 году, и как раз в то время мы начали интересоваться саундтреками. Однажды мы записывали, и наш режиссер поставил музыку из фильма «Пираты Карибского моря» на двух гитарах. До этого я слышал эту музыку, но без гитар, когда я очередной раз услышал, подумал, может сыграть ее на комузе? Сразу же  попробовал. Потом мы вышли в отпуск, я сидел дома, начал записывать это по нотам, просто баловался (улыбается). Я слышу звук гитары, потом мне нужен был второй инструмент – добавил второй, тоже гитару. Я представлял комуз – т.к. привык, потом третью, потом четвертую, потом пятую. Записал квинтет для комузистов за три часа. На следующий день  разделил по партиям и предложил ребятам сыграть, потому что мы все были без ума от «Пиратов Карибского моря». На следующий день мы попробовали сыграть, все, кто слушал, были в восторге. Они удивлялись: ничего себе! И мы начали играть, «хулиганить». Потом наш руководитель, продюсер Шамиль Жапаров спросил: а какие вы еще можете саундтреки сыграть? Мы играли музыку из мультфильма «Кунг-фу панда», «Мадагаскар», «Ну погоди», «Ромео и Джульетта» и «Список Шиндлера» - саундтреки легендарных фильмов. Тогда мы были молодыми, если бы сейчас мне предложили, думаю, я бы не согласился. Это несерьезно, мимолетная вещь, понимаете. Сейчас я играю более серьезные мелодии.

L. В каких конкурсах вы принимали участие?

Три года назад я получил первое место в республиканском конкурсе «Кыргыз салттык музыка жумалыгы». После я покончил с участием в конкурсах, т.к. у меня уже есть свои ученики, которые готовы участвовать в конкурсах, и я не хочу конкурировать с ними (смеётся). Первый конкурс, на котором мы взяли гран-при, это «Турк дүнүйөсу» в 2005 году. Тогда наш состав был только из комузистов, нас было 5 человек – ансамбль комузистов, тогда мы жили в Кочкоре. Каждую весну ассоциация «Дордой» проводила конкурс «Жаш таланттар». В тот год мы получили гран-при, и поехали в Турцию представлять страну. В 2008 году участвовал еще в одном конкурсе, взял первый приз. Потом приехал в Бишкек, участвовал в республиканском конкурсе «9 кайрык», получил третье место. Когда проходила «Неделя национальной музыки», я решил  участвовать и выиграл. Больше в конкурсах не участвую.

WhatsApp Image 2020-09-25 at 16.27.16

L. Каждый человек в жизни сталкивается с трудностями на пути к цели, с какими вам пришлось бороться?

Когда-то я сильно болел, был потерян, мне было сложно и психологически, и физически. Я разучился мыслить как раньше, не знал, о чем я думаю. Были такие моменты, когда я заикался, говорю одно слово и не могу договорить, забываю, что хотел сказать. Это был переломный  момент, когда я потерял близкого для меня по духу человека, моего брата. Мы были очень похожи. Его звали Канатбек Токтобек уулу, когда его не стало, я был потерян, чего-то не хватало. Я ни с кем не хотел разговаривать, что - либо делать, даже спать не мог. От этого окружающим меня людям было тяжело, и я это понимал. От этого мне становилось еще хуже. Тогда я  решил оборвать связи со всеми, кого знал, и просто жить. Но жил я  как живой труп. У меня не было цели, амбиций – ничего не было. Мне было 23 года, начали сниться вещие сны, после я встретил свою любимую девушку. У меня появилось желание жить, чего-то добиваться.(улыбается).

L. Какие книги вы любите?

Я не читаю современную литературу, пробовал читать зарубежную, но это не моё. Обожаю Пушкина – кто его не любит? Европейских авторов мне почему-то неинтересно читать. Читаю книги наших писателей, например, «Санжыра» (Родословная — это «древо жизни» человека. прим. ред.) «Каныбек», автор Касымалы Жантошев в сюжете есть очень интересные моменты, сыгравшие важную роль в сохранении нашей культуры, государства, которые нужно знать. Иногда смотрю зарубежные фильмы, но сейчас не могу их смотреть – они потеряли ценность. Поэтому в основном смотрю документальные фильмы про животных, читаю истории, особенно нравятся греческие мифы и легенды.

L. Есть ли место, где вы ищете вдохновение?

Я не ищу вдохновение, если мне надо что-то сделать, ко мне сразу приходит вдохновение, как только у меня появляются мысли об этом. Если кто-то попросит написать текст для песни, послушаю и сразу создаю мелодию, я вижу полную картину. У меня само собой начинают появляться нужные слова для этой песни – это и есть для меня вдохновения. Я всегда спокоен, потому что нашел Бога, и когда ты находишь Бога, никто не может тебя напрягать или тревожить.

L. Один из лучших моментов в вашей жизни.

Самый запомнившийся момент в жизни? Думаю, когда я увидел свою возлюбленную. Если в творческом плане, когда мне было четыре года, я услышал, как мой двоюродный брат играет на аккордеоне – это очень сильно на меня повлияло, когда он закончил играть, я заплакал. Это было сильнейшее волнение, которое я испытывал, тогда и решил стать музыкантом.

L. Как вы считаете, человек рождается талантливым или становится таковым?

Если ты человек – ты уже талантлив. Для меня жизнь и есть искусство, искусство познания самого себя. Наш разговор и есть для меня искусство, я не хочу говорить просто так, впустую, я хочу извлечь какой-то урок, чтобы этот разговор был для меня и для вас каким-то толчком. Многие ошибаются, говоря, что творчество это то, что связанно с картинами и музыкой. Например, компьютер –  творчество. Человек, который его создал, не был бы творческим – он бы не создал этот компьютер, и владеть компьютером тоже искусство. Есть у меня друг, который хорошо разбирается в них, он хакер, но я так не умею, это тоже талант. Талант – это уникальная вещь, которую ты можешь использовать для всех своих хороших желаний, если у тебя есть дар, ты должен беречь его и развивать, есть разные способы это сделать.

L. Чем вы занимаетесь на данный момент?

На данный момент я работаю в национальном культурном центре ведущим специалистом по проведению государственных и юбилейных мероприятий, занимаюсь творчеством – исполнением, сочинением. Также стараюсь развивать традиционную музыку в Кыргызстане, преподаю, сочиняю, даю частные уроки на дому.

L. Какие у вас планы на будущее?

Недавно я окончил  подготовительный курс в Национальной консерватории, взял академический отпуск, скоро хочу возобновить своё обучение в консерватории. У меня очень большие планы. Сомневаюсь, что у кого-то есть планы больше моих (смеётся). И в творческом, и в жизненном отношении.

WhatsApp Image 2020-09-25 at 16.27.15

L. Кем вы хотите стать? Кем видите себя через 5 лет?

Я хочу стать величайшим человеком. Вы скоро увидите.

L. Какие рекомендации вы можете дать тем, кто только начинает развиваться в этой сфере?

Слушайте хорошую музыку, читайте полезные книги, думайте позитивно, надейтесь на хорошее и молитесь, чтобы все ваши мечты реализовались. Я не различаю музыку от профессиональной, или профессионального музыканта от обычного – я отношусь к этому по-другому. Потому что есть выдающиеся люди, которые не получали профессиональное образование, но стали известны на весь мир. Главное – это труд и желание.

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.

Популярное

Понравилась статья?
Поделись с друзьями

Популярное видео

Посмотреть еще

Следите за нашими публикациями оперативно в Twitter и Facebook
Закрыть