Как мама двоих детей отучилась в Швеции, но решила вернуться в Талас преподавать физику

21/09/20, 18:32

Limon.KG - Мыскал Сагынбаева преподает физику более 20 лет. Эту профессию она выбрала еще школьницей, когда ее отговаривали все. Она отучилась в Uppsala University в Швеции и попала в США по программе «Развитие лидерства женщин в направлении STEM». Несмотря на то, что у нее были возможности остаться за рубежом, она вернулась в Кыргызстан и преподает в одной из школ города Талас. Недавно успешно окончила один из проектов в столице, где с командой провели 2-недельный лагерь для глухонемых детей. О своей жизни, зарубежном опыте и женщинах в науке она рассказала в интервью.

Мыскал13

L. Здравствуйте, Мыскал! Расскажите подробнее о проекте.

Здравствуйте! Это был двухнедельный лагерь «Deaf Space in STEM» (Science Technology Engineering Mathematics) при поддержке программы малых грантов для выпускников обменных программ, финансируемых Посольством США в Кыргызской Республике для 30 глухих детей 15-18 лет.

Основными задачами являются: научить веб-дизайну, фотошопу, программированию, конструированию Lego Mindstorms EV3, развитию навыков критического инновационного мышления, решению проблем работы в команде.

В основном глухие и слабослышащие дети визуалы, им очень хорошо удается создавать какие-то видео, рисовать, фотографировать, создавать анимацию игры и т.д. Считаю, что важно знакомить людей с программированием. Даже если ученик не станет программистом, он все равно должен четко понимать, как работают цифровые устройства, чтобы не зависеть от них.

Мыскал11

L. Очень интересный проект. Почему вы выбрали именно эту школу?

Я работала в этой школе более трех лет. Знаю проблемы глухих детей, их способности. Они обычные дети со всеми функциями, только не слышат. Когда ребенок не слышит речь, у него не развивается разговорная речь, поэтому они становятся глухонемыми, тем не менее благодаря этой школе дети могут читать, понимать смысл слова и писать. В глубине души у меня была мечта когда-нибудь вернуться сюда, помочь, увидеть их улыбку. После 17 лет я вернулась сюда, мы провели 2-недельный лагерь вместе с ними. Надеюсь, что мы помогли им выбрать направление, учиться и добиваться целей. Я бы хотела, чтобы этот лагерь дал им мотивацию, открыл глаза, помог понять, что они ничем не отличаются от других.

L. Вы по профессии физик, верно? В каком вузе учились?

Я поступила в 1995 году в Кыргызский Государственный Национальный Университет на факультет физики и электроники. В 2001 году окончила магистратуру по направлению теоретической физики, до обеда работала лаборантом, инженером и после ехала в школу глухонемых детей, была воспитателем.

Мыскал8

L. Как появились задатки к физике?

С 7 класса я была участницей олимпиад по физике, занимала места и это все благодаря моему учителю Сайракан Кубанычбековой. Я благодарна ей и ее мужу за вклад и становление меня как личности и профессионалом своего дела. Они мне дали начальную базу физики. Помню, когда заканчивали 11 класс, моя учительница спросила, куда собираюсь поступать, я ответила: «На факультет физики». Она немного удивилась, спрашивает, зачем мне это, а мне хотелось стать преподавателем физики. «Если у тебя есть желание, тогда учись!» - добавила она. Я поступила своими силами на факультет физики.

Мыскал12

L. В школьное время вся ваша жизнь была связана с физикой. А как и где прошло ваше детство?

Мое детство прошло в селе Бакай-Ата Таласской области. В то время в нашем селе было много немцев, русских. Мой папа был обычным гидротехником, мама работала в колхозе, мы помогали ей. У нас были бригады, в селе был табачный завод. В семье нас семеро, и благодаря родителям все получили высшее образование. Мы с раннего детства работали, везде успевали, учились, работали и ходили в лагери. После распался СССР, началось фермерское хозяйство и мы начали работать на собственных полях.

Мыскал2

L. Интересно, вернемся к теме физики. Как вообще общество воспринимало ваш выбор?

Я изначально выбрала это направление, но мои родители были против. В 1995 году было модно поступать на экономиста, юриста. Мир меняется, когда ученики спрашивают: «Зачем выбрали физику», я отвечаю, что сейчас, возможно, они не понимают этот предмет, но через 10-20 лет все естественно-технические направления будут цениться. Как мы видим, сейчас во всем мире ищут программистов, инженеров, обучают их, и они получают хорошую зарплату. Моя мечта сбылась и эти перемены пришли, поскольку мой стаж уже более 20 лет.

L. Как мы знаем, вы еще отучились в Uppsala University, как вы прошли туда?

Я перевелась из КНУ в Таласский Государственный университет и начала работать на кафедре энергофизики. Данное учреждение участвовало в проекте партнерства с европейскими вузами. В 2012 году по программе Erasmus Mundus, MARCO XXI выиграла стипендию в Швецию как аспирант по обмену.

Мыскал

L. Сложно ли было учиться за границей?

Учиться в Уппсальском университете было нелегко. Представьте еще меня, кто не владел английским языком хорошо и при этом изучала теории. В течение этого периода я успела опубликовать 4 статьи и это было здорово. Труд и старание дают свой результат. Я свободно училась, не было давления с других сторон и даже руководители аспиранты самостоятельно выбирали метод работы, выполняли научные исследования, птсали статьи, получали результат и обсуждали с руководителем. У каждого профессора есть группа, где они помогают, поддерживают совместные проекты, пишут статьи и делают расчеты. Назвать обучение тяжелым или легким не смогу, все прошло на ура.

После окончания программы 6 месяцев работала научным сотрудником в Университете Уппсала.

Мыскал4

L. Вы испытывали какой-нибудь шок за границей?

Я была очень удивлена, когда в Швеции машины автоматически останавливались, увидев пешехода. Это, оказывается, обычно для шведов. Кроме этого, мне понравилось их спокойствие, они могут целыми часами стоять в очереди и улыбаться друг другу.

L. А как вы попали в США?

В 2016 году я подала заявку на TechWomen, но, к сожалению, не прошла. Меня взяли как кандидата. Через некоторое время после получения отказа мне позвонили из посольства США и сказали, что есть программа Empowering Women liders in STEM. Они предложили мне подать заявку туда. Я подала и, к большой радости, была одобрена и приглашена как участник в Америку.

Попасть в Америку было моей детской мечтой, и она сбылась через 22 года. До этой поездки я представляла Штаты другими, думала, там много людей и грязно. Мы полетели в Washington DC и я увидела ее совсем с другого ракурса: экологически чистый воздух, приветливые отзывчивые люди, чистый город. Программа длилась 3 недели, в течение этого времени увидели 4 штата, посетили Голливуд, Лос-Анджелес, Талса, Вашингтон, Сиэтл, также были в компании Microsoft. Проводились культурные мероприятия, походы, зоопарки, аттракционы, разные ярмарки и это все бесплатно. Мы поделились своим опытом, увидели, в каком направлении работает STEM направление. Каждый второй считается бизнесменом, у всех есть свои компании, открывают частные бизнесы и развиваются.

Мыскал5

L. У вас была возможность остаться за границей?

Возможность остаться за границей была, но я не хотела. Когда поехала в Швецию, мне было 35 лет, у меня были муж, двое детей. В жизни я всегда больше ценила семью, родных, Кыргызстан. Знаете, за рубежом есть все социальные условия высокого уровня, даже не работая, будешь получать пособие, но тем не менее это не твоя родная земля. Когда вы попадаете за границу, вы чувствуете, что вы чужой там. За границей у меня больше раскрылись чувства патриотизма. В Швеции никто не знал о Кыргызстане, я была немного огорчена, а после знакомства все начали искать информацию о моей родине в интернете.

L. Почему вы переехали из Бишкека в Талас?

Талас - маленький, тихий, красивый город с чистым воздухом. Мы жили в Бишкеке, я работала в университете, потом заболел муж, и мы решили поменять обстановку и переехали сюда.

Мыскал3

L. Чем вы занимаетесь сейчас?

Я работаю учителем физики и робототехники в частной школе. В Американском уголке в городе Талас проводим разные бесплатные семинары, мероприятия для детей всех возрастов. Моя тема направления волонтерский деятельности это STEM образование в школах, мотивация и проявление интереса девочек к STEM, чтобы они не боялись стать специалистами в естественно-технической области.

Мыскал9

L. Что вы посоветуете нашим читателям?

Хотелось бы дать советы девушкам, в первую очередь, уважайте себя, учитывайте свое мнение, желание, интересы. Нужно бороться за свою мечту, доказывать окружающим, что вы тоже можете достичь своих целей, добиться результатов. Родители должны поддерживать их, дать время для учебы и занятия любимым делом. Как мы замечаем, девушки в регионах более застенчивы, чем столичные, так как там принято быть как все, слушаться всех.

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.

Популярное

Понравилась статья?
Поделись с друзьями

Популярное видео

Посмотреть еще

Следите за нашими публикациями оперативно в Twitter и Facebook
Закрыть