«В Кыргызстане очень много талантливых людей, просто о них никто не знает». Элвира помогает развиваться школьникам в регионах

26/05/20, 10:10

Limon.KG - Элвира Калмурзаева один из молодых лидеров Кыргызстана, которая делает все для развития наших сельских школ в регионах. К такому шагу она пришла после того как приехала учиться в столицу из Нарына и видела, как трудно приезжим абитуриентам адаптироваться в большом городе. Как отметила наша героиня, она трижды меняла свою профессию и в конце концов нашла свое дело. Со студенческих лет она была волонтером в международных организациях и видела проблемы нашей страны. Она уже 4 года руководит организацией  IDEA и реализовала множество проектов школьников.

15027913_337203643308439_6808520370678521787_n

L. Здравствуйте, Элвира! Расскажите, как вы попали в IDEA?

Я руковожу уже последние 4 года. До этого IDEA открывалась как дебатная программа, я участвовала в этом сообществе. В 2014 году она стала уже организацией, они пригласили меня в наблюдательный совет. После того как директор переехала в другую страну, члены наблюдательного совета предложили мне руководить организацией.

В Оше_во время энкаунтера

L. Какова ее главная задача?

В целом истоки лежат в продвижении дебатов. Это сообщество считается одним из престижных, где молодежь может поднимать вопросы разного характера. В Кыргызстан дебаты пришли еще в 90-х годах. Тогда фонд «Сорос» открывали дебатные клубы в школах, учили преподавателей. Со временем он закрылся, но в 2010 году в вузах Бишкека начались появляться дебатные клубы. В 2014 году мы поняли, что недостаточно продвигать только дебаты, IDEA стала молодёжной организацией. Мы продвигаем неформальное образование, делимся опытом, который у нас есть. Поняли, если бы эти дебаты были в нашей жизни еще в школьное время, то, возможно, это помогло нам еще лучше. В 2016 году я пришла в организацию, мы пересмотрели нашу стратегию, думали, как можем работать с молодёжью. Одной из основных проблем, с которой сталкиваются молодые, это то, что их взрослые просто недооценивают. Когда принимаются какие-то решения в семье, очень часто родители сами решают за своих детей, к примеру, на кого поступать, чем заниматься. Мы начали собирать команду и спрашивать, какой у них был опыт. Например, я сама переехала в Бишкек, когда поступала в университет, до этого жила в маленьком городе Нарына. Знала, как трудно было переезжать с из маленького города в большой, быть первый раз в столице и адаптироваться. Из-за всего это нам нужно было менять вектор своей работы и продвигать такое видение, чтобы молодёжь воспринимали как равных партнеров, когда принимаются решения в семье, сообществе или стране. В 2017 году мы полностью вышли в регионы, 90% нашей работы проходит в отдалённых районах страны.


В международном университете «Ала-Тоо» есть компьютерные лаборатории, которые всегда открыты для свободного посещения. Нажмите для подробной информации.

Ekalmurzaeva_leading youth

L. Вы работаете только со школьниками?

Да, во многом со школьниками, в целом с молодёжью. Мы поставили себе цель, чтобы школьники принимали участие в сельских сходах, в общественных слушаниях, поднимали проблемы сообщества. Нам, как молодым, надоело слушать, что у нас нет опыта или неподходящий возраст. Решили на примере наших ребят доказать, что они могут что-то сделать. Организация работает по нескольким направлениям, одна это работа с молодёжью, которая проводит исследования и выявляет нужные потребности своих сел и сообществ. Выявленное они рассказывают местным органам самоуправления, айыл окмоту, чтобы показать проблему. К примеру, в селе Ырыс Сузакского района ребята поднимали вопрос о том, что школа находится на трассе, и там не было ни зебры, ни светофора. Две недели ребята стучались к главам, говорили, доказывали. Местные власти обратили внимание и сделали все необходимое для безопасности учащихся. А в Ысык-Ате ребята, поднимая проблему, осветили 17 улиц. На таких примерах мы показываем, что у молодежи очень много идей, как решать эти проблемы. Здесь их возраст совсем не причём, но единственное, что нужно, это прислушиваться. Мы еще не умеем общаться со своими детьми, к сожалению, никто нас этому не учил. Отсутствие коммуникаций это одна из проблем между родителями и детьми, мы недавно зимой попробовали протестировать, и дети с родителями играли в одной команде. Эффект был потрясающий. Когда у нас была сессия подросткового возраста, у родителей было много вопросов, хотя у них по несколько детей. Нам это очень важно, потому что подросткам не хватает именно поддержки со стороны родителей, семьи, школы. В школе, когда ты двоечник, то почему-то у тебя не могут быть классные идеи или к тебе не прислушиваются и все время критикуют. Кроме этого, мы начали работать с профессиональными лицеями, это другая категория ребят. Мы там работаем с преподавателями, потому что в один момент мы поняли, что недостаточно работать только с молодёжью. Так как один преподаватель остается в системе и может научить еще больше студентов. Вначале было сложно, они относились к нам как к молодым неопытным ребятам. Как только они познакомились с нами поближе, их отношение изменилось.

Преподаватели проф лицеев

L. Это организация ведь работает на Центральную Азию, у молодежи одинаковые проблемы?

У молодежи одинаковые вызовы, не только в Центральной Азии, а в целом. В нашем регионе, возможно, могут отличаться, так как какие-то социальные нормы не действуют. Например, до 18 лет никто у нас не спрашивает мнения, а потом начинают говорить завести семью. У нас с Казахстаном и Таджикистаном более-менее одинаковые проблемы, уровень жизни варируется, конечно, в зависимости от маленьких городов и сел. Мы работаем в сельских школах, потому что у них мало возможностей.

Презентация новой программы в приграничном селе

L. В каких регионах и сколько школ вы охватываете?

Мы сейчас работаем практически по всему Кыргызстану, том числе в 9 приграничных локациях, на границе Кыргызстана и Узбекистана. Один из примеров, в селе Устукан рядом с Кербеном нет мобильной связи, нет транспорта добираться до города. Одна из наших участниц собрала подписи жителей и обратилась к госорганам, занимающимся по связям, с просьбой о том, чтобы провели мобильную связь. Они обратились к мобильным операторам и обещали до конца этого года провести мобильную связь. Ей 16 лет, но до нее столько людей жили там, все страдали от этой проблемы, а действия предприняла именно она.

Работаем практически по всей территории Кыргызстана, в среднем в год охватываем около 2000 молодых ребят.

Ekalmurzaeva_debates

L. Для реализации ваших проектов требуется сила, сколько сотрудников работают?

Как неправительственная организация пишем проекты, сотрудничаем с международными организациями, в основном, работаем с агентствами ООН. У нас в штате есть 20 сотрудников, есть офис в Оше, есть люди в Нарыне. Как организация, мы очень редко прибегаем к волонтерству, считаем, что каждый труд должен быть оплачиваем. У нас есть менторы, это местные активисты, которые расположены в определенных локациях. Мы им оплачиваем стипендию, чтобы они могли помочь нам с координацией, они находятся напрямую в контакте, если нужна какая-та помощь. У нас сейчас есть 40 менторов, которые активно помогают в работе. Время от времени у нас появляются стажеры. В целом в наших инициативах мы стараемся себе создавать молодежные группы. Они создают свою группу, идею, а мы им помогаем.

26962053_1886499854711850_1369447623453522596_o

L. Расскажите о вашем опыте работы до этой организации.

Я училась в университете «Манас», меняла свою профессию три раза (журналистика, английский язык, международные отношения), приходилось начинать с первого курса. Когда вступила в дебатный клуб вуза, поняла, что нельзя ограничиваться только университетом. Мы создали русскую лигу, и через дебаты я пришла к волонтерству в разных организациях, потом меня пригласили курировать программу фонда молодёжных инициатив при фонде «Сорос». Ребята подавали туда свои проекты, моя задача была координировать конкурс, ездить по регионам и рассказывать про эти возможности. Мне кажется, это было супер, через эту программу познакомилась с многими людьми, работала на полставки. Мой самый главный урок, я убедилась, что в Кыргызстане очень много талантливых людей, просто о них никто не знает и меньше доступа к информации. Я увлекалась политикой, ездила во все регионы, понимала, что, оказывается, не только в Нарыне такие проблемы. Мне захотелось больше узнать свою страну, лучше узнать свой регион. Я училась в магистратуре в академии ОБСЕ, по программе политологии и безопасности. Благодаря этому я начала лучше понимать, почему какие-то проблемы не решаются в нашей стране или почему такое происходит. После я проходила стажировку в штаб-квартире ОБСЕ в Вене.

Выпускница года_2017_Академия ОБСЕ

Я думала, что закончу магистратуру и сразу найду работу. Я полгода искала работу, это было очень тяжело, так как я старший ребенок, должна помогать родителям, хотя бы покрыть какие- то расходы. Потом начали поступать предложения, здесь хочу отметить, когда вы что-то делаете, вы всегда с кем-то знакомитесь, если они реально видели, как вы работаете, они всегда будут помнить вас. Меня приглашали на разные позиции, но целенаправленно шла работать в ОБСЕ.

В Университете «Ала-Тоо» обучаются студенты из более 30 стран. Нажмите для подробной информации.

Почему пришла в IDEA? Хотела понять, где я больше полезна или начать перемены. У нас сложно что-либо производить, но у нас человеческий потенциал, в него нужно вкладываться.

Инициативные группы

L. Вы и в школе были активисткой или наоборот?

Хорошо, что в школьное время у меня был шанс поехать по программе Флекс. Там я сравнила школы, где я училась и поняла, что сейчас может помочь нашей стране - это система образования. Нужно ее менять, это инвестиция в людей, поэтому с помощью IDEA большой акцент делаем на неформальное образование. Если в школе ты отличник, то всю жизнь будешь отличником и иметь другое отношение, а если два раза получил двойку, они ставят на тебе ярлык двоечника и в жизни ничего не преуспеешь. Представьте такое отношение на протяжении 11 лет, это же очень сложно.

L. Мы узнали о планах организации, а какие у вас личные планы?

Хочу дальше учиться, я проработала 4 года. Хотела бы больше изменений в стране, сделать вклад, а для этого мне нужно набраться опыта, навыков и знаний. Сильно увлекаюсь политикой, наверное, пойду по этому пути.

Я читаю очень много, из последнего советую прочитать книгу Дэниела Киза «Таинственная история Билли Милигана», Jonathan Tepperman The Fix: How countries use crisis to solve the world's worst problems.

Выступление на тему трудоустройства молодежи в рамках Ген Ассамблеи ООН в Нью-Йорке

L. Что вы посоветуете нашим читателям?

Постоянно развиваться, не лениться, спать поменьше. Все время быть в поисках, не нужно оставаться на одном месте, надо конкурировать со всем миром. Нужно всегда стремиться к знаниям и узнавать что-то новое. Не ждать, что кто-то придет и научит вас чему-либо, все начинается с вас.

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.
Понравилась статья?
Поделись с друзьями
Следите за нашими публикациями оперативно в Twitter и Facebook
Закрыть