Как любовь к химии привела Тынчтыка в МГУ и помогла стать молодым учёным в исследовательском институте в Германии

29/04/20, 14:09  |  Обновлено: 30/04/20, 09:54

Limon.KG -

Тынчтык Аматов с детства любил химию и получал призовые места на олимпиадах. Это увлечение привело нашего героя к учебе в знаменитом университете МГУ им. М.В.Ломоносова в Москве. Позже он получил докторскую степень по химии в Карловском Университете Праги, а сейчас работает в научно-исследовательском институте общества научных исследований имени Макса Планка. Как столь молодому кыргызу удалось получить степень PhD и что он сейчас исследует, вы узнаете в материале.

Тынчтык5

L. Здравствуйте! Откуда вы родом?

Родился я в городе Ош, вырос в маленькой деревне, на ее окраине, которая известна местным жителям как Жинди Маала. Ходил первые пять лет в местную школу номер №36, где до сих пор преподают мои родители. Мама - учительница русского языка, а отец - учитель физкультуры. Сейчас школа носит имя нашего великого писателя Ч. Айтматова.

После пятого класса перешел в кыргызско-турецкий лицей, где и отучился до конца 11 класса.

Я с детства увлекался химией и с 9 класса участвовал достаточно успешно во всевозможных химических олимпиадах и занимал призовые места. Увлечение химией со временем переросло в любовь к этой науке и определило мой дальнейший путь. Поступил и успешно окончил химический факультет Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова. Со школьных лет мечтал учиться именно в этом университете, так как начитался историй о Ломоносове и о других великих русских химиках. Химфак МГУ всегда был и остается сильным факультетом, наверное, он единственный в постсоветском пространстве, который все еще направлен на привлечение молодых и увлеченных химией школьников со всех уголков бывшего СССР. В то время, когда я поступал, для участников и медалистов международных химических олимпиад поступление на этот факультет осуществлялось без экзаменов, надо было просто отправить соответствующие документы и дипломы с олимпиад в приемную комиссию.

Тынчтык1

L. Расскажите об особенностях обучения за границей?

Я обучался в России пять лет до получения диплома, потом после короткого перерыва, учился в Чехии в докторантуре. Хотя докторантура это больше занятия наукой нежели учеба в стандартном ее понимании, этот период все-таки считается временем развития и обретения навыков.

Мне трудно сравнивать обучение в Кыргызстане и за рубежом, так как я не учился там. После окончания учебы в Москве год преподавал в одном ошском вузе и наблюдал такое явление, что студенты с первых дней в университете погружаются не в мир знаний, а в мир коррупции. Не хотелось бы о негативном, но ни в одном месте, где я учился, невозможно даже представить, что оценки можно купить, как в большинстве вузов Кыргызстана. Это самое большое и самое важное отличие. Пока это не искореним, надежда на светлое будущее кажется смутным.

Так как я с детства мечтал заниматься наукой, то скажу также об отношениях между студентами и преподавателями/учеными. С первых дней в университете первокурсникам двери научных лабораторий полностью открыты. Можно заглянуть в любую интересующую лабораторию и попросить объяснить их исследования или же напрямую постучаться в двери кабинета профессоров и обсудить перспективы совместной работы. Одним словом, барьеров на пути к науке нет.

Тынчтык3

L. Где вы сейчас находитесь и чем занимаетесь?

Сейчас я работаю в одном из институтов общества научных исследований имени Макса Планка. Общество Макса Планка по структуре организации напоминает немного академию наук в постсоветских странах со многими научно-исследовательскими институтами разной направленности по всей Германии. Наш институт, хотя и называется институтом исследования угля из-за исторических причин, является одним из ведущих научно-исследовательских институтов в области органического синтеза и катализа. Такие важные химические процессы, которые изменили мир, как процесс Фишера-Тропша и полимеризация по Циглеру-Натта, были разработаны именно в нашем институте.

В данное время мои исследования находятся в области асимметрического катализа. Большинство биологически активных и жизненно важных молекул имеют такое свойство как хиральность. Как правая рука и левая, они могут быть зеркальными отображениями друг друга по пространственному строению и только одна из форм (один энантиомер) может иметь положительные лекарственные свойства, а другой энантиомер, наоборот, иногда может быть токсичным. Поэтому асимметрический синтез и катализ играет важную роль именно в фармацевтике и в синтезе сложных природных соединений.

Тынчтык  

L. Вы изучали химию в Праге, в чем отличие получения образования с Москвой?

В Москве я получил степень бакалавра и магистра, а в Праге учился в докторантуре. В том, что касается российского и чешского высшего образования, сходств больше, чем различий. Чехи сохранили все лучшее от коммунистической системы и не стали бездумно избавляться от всего, что было создано за время коммунистического правления. Например, высшее образование в государственных вузах в Чехии все еще бесплатное, даже иностранцам и сохранились стипендии студентам с хорошей успеваемостью. В частные университеты здесь в основном идут те, кто не смогли поступить в государственные. Думаю, так и должно быть в нормально развитых странах. Лучшие преподаватели и профессора должны работать в государственных университетах, соответственно, лучшие студенты должны идти за качественным образованием именно туда.

В Чехии тоже с самого начала поступаешь именно на выбранный факультет и только ближе к середине учебы распределяешься по кафедрам для написания бакалаврской и магистерской работы. А что касается докторантуры, то здесь многие соискатели только формально причислены к университетам, но делают свою научную работу в институтах Чешской Академии Наук. Во многих странах Европы академии наук или научные организации, как общество Макса Планка и подобные учреждения, не имеют права присваивать ученые степени. Поэтому существует симбиоз между университетами и чисто научно-исследовательскими учреждениями. Например, моя степень PhD хотя и присвоена Карловским Университетом Праги, но вся научная работа была выполнена мною в Институте Органической Химии и Биохимии Чешской Академии Наук.

Тынчтык4

L. Расскажите об опыте работы в IOCB.

Институт органической химии и биохимии IOCB (Institute of Organic Chemistry and Biochemistry), где я работал над докторской диссертацией, является ведущим научно-исследовательским институтом, занимающимся не только фундаментальными, но и в области прикладных разработок. Институт является примером того, как собственные научные разработки могут приносить миллиардные дивиденды и прославить не только себя, но и целую страну. Из-за успешной коммерциализации противовирусных препаратов, таких как тенофовир, адефовир и цидофовир, институт стал супербогатым и по оснащенности и финансированию не уступает ведущим мировым научным центрам. Опыт работы в IOCB стал для меня ценным именно в плане того, что изнутри увидел, как за считанные годы институт полностью модернизировался и стал очень интернациональным именно благодаря своим успешным разработкам.

В наше время для успешной научной карьеры необходима частая смена рабочего места, атмосферы и тематики, чтобы развиваться более разносторонне в быстро меняющемся мире. Засиживание на одном месте и ограниченность узкой тематикой не очень приветствуется, хотя и является самым коротким путем к построению карьеры в определенных случаях. Поэтому после защиты докторской диссертации в области органического синтеза мне необходимо было кардинальным образом сменить направление и получить новые навыки. Из-за личных причин мне не хотелось уезжать далеко от Праги. Поэтому я написал одному профессору из Мюнхенского университета, что хотел бы поработать в его лаборатории. Так я оказался в Мюнхенском университете, чтобы набраться опыта и знаний в области химии нуклеиновых кислот. В итоге стал работать над тематикой возникновения жизни на земле, так как согласно популярной гипотезе «мир РНК», на начальном этапе возникновения жизни на земле именно молекулы РНК (рибонуклеиновая кислота) выполняли ключевые функции как катализ, так и хранение и передачу генетической информации.

Тынчтык2

L. Кем вы работает в Max-Plank-Institut?

Сейчас в институте Макса Планка я работаю как postdoctoral scientist. Это период после докторской защиты, когда молодые ученые набираются опыта и работают более независимо, пока не становятся независимыми учеными со своей лабораторией и своими студентами или же пока не находят другие постоянные позиции. Поэтому в планах продолжать заниматься наукой и стать независимым ученым.

L. Что скажете напоследок нашим читателям?

Читателям желаю заниматься тем, к чему лежит душа и успехов в выбранном направлении.

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.
Понравилась статья?
Поделись с друзьями
Limon.KG - первое молодежное интернет-издание в Кыргызстане
Закрыть