Орозбек каждое утро сдавал норматив своему отцу, чтобы поступить на бюджет в летное училище

10/02/20, 13:56

Limon.KG - Орозбеку Апсатарову 22 года, он работает вторым пилотом в авиакомпании «Белавиа» в Минске. С детства мечтал стать пилотом, много читал, изучал эту профессию, его отец тоже мечтал управлять самолетами, но его мечта не сбылась. Это стало еще одним стимулом для Ороза, во что бы то ни стало осуществить свою мечту. Орозбек бесплатно обучился в Сасовском летном училище ГА в России,  чтобы поступить туда, он каждое утро с отцом занимался бегом в парке. Окончив учебу, парень собственными силами и знаниями смог устроиться на работу в Минске.

L. Ороз, как прошло ваше детство?

Первые три месяца своей жизни я прожил в селе Садырбай в Оше, потом наша семья перебралась в город Ош, где мы жили до 2010 года. В детстве я был не очень примерным ребенком, был уличным хулиганом. В школе учился плохо, мне больше нравилось играть и гулять с друзьями, чем сидеть за книжками. Это было примерно до 4 класса, пока меня не перевели в класс для отстающих учеников. Тогда-то я и взялся за голову и начал усердно учиться и меня перевели в класс для продвинутых учеников.

Кроме школы, я ходил на спортивные бальные танцы вместе с сестрой, мы даже участвовали в паре в международных соревнованиях. Потом мама меня записала на курсы английского языка, хотя я этого не хотел. Но я сейчас безумно за это благодарен маме, потому что язык мне сейчас очень помогает в работе. В авиации пилоты, хорошо знающие английский, очень ценятся.

В 2010 году после апрельских событий мы всей семьей переехали в Бишкек, поступил в 70-ую школу и окончил ее.

пилот8

L. Откуда у вас мечта стать пилотом?

В детстве мой дядя часто летал в командировки и брал меня с собой, потому что тогда детям до шести лет можно было летать бесплатно. Я летал в Бишкек, в Алматы, мне это очень нравилось, тогда и зародилась моя мечта стать пилотом.

А потом я узнал, что и мой отец когда-то мечтал о том же, но у него не получилось. Папа очень был рад, узнав, что я хочу стать пилотом, ведь это была его несбывшаяся мечта. Отец меня сильно поддерживал, мы с ним много разговаривали об этой професии, это была наша любимая тема.

Но по мере взросления я стал понимать, что стать пилотом очень сложно, что это дорогое удовольствие. Обучение очень дорогое: в Бишкеке $30 000, за границей минимальный контракт  $50 000, в России, насколько я знаю, обучение стоит $80 000, в Европе от  $120 000. Это еще не учитывая проживания и питания. Я начал сомневаться, что смогу отучиться.

пилот4

L. И как вам удалось поступить на бюджет?

Родители меня всегда поддерживали, узнав цены, они сказали мне, чтобы я не переживал. Они хотели продать нашу квартиру ради моей учебы. Они готовы были сделать все, чтобы я смог осуществить задуманное, у меня самые лучшие папа с мамой.

Ближе к 11 классу все как-то сориентировались, куда поступят. Я по-прежнему хотел стать пилотом, с 10 класса искал варианты, копался в интернете. В итоге за полгода до выпуска я нашел училище в России и узнал, что там можно учиться на бюджете. Я очень удивился, стал писать в отдел кадров, без конца писал им, у нас с ними огромная переписка по почте (смеется). Узнавал все подробности, условия, я поверить не мог, что можно отучиться на пилота бесплатно. Родители, родственники - никто не верил. Они переживали за меня.

Я очень много узнавал про эту профессию, у пилота должно быть безупречное здоровье и отличная физическая подготовка. Перед поступлением я долго готовился, по утрам с отцом каждое утро выходили в парк и упорно готовились. Отец засекал время бега и каждый раз я не мог уложиться в норматив 14 секунд на 100 метров, прибегал где-то за 18 секунд. Я немного переживал. Но при поступлении я пробежал за 13 секунд, был в шоке, когда узнал результат. Думаю, отец специально при подготовке так засекал время, но до сих пор не говорит об этом.

пилот1

Поступить в училище легко. В первую очередь – это медкомиссия, она очень жесткая, требования самые высокие, здоровье должно быть крепким, они докапываются до всего, проверяет психолог на профессиональную годность, задают задачи по математике, проверяют логику, реакцию.

Профотбор я проходил 4 часа, потом сдавали нормативы по физподготовке: 100 метров за 14 секунд, 3 километра за 14 минут, подтягивание 12 раз. У меня все получилось.

Именно на физподготовке отсеяли многих, было очень жалко, приехали ребята из разных краев мира.

После всего этого мы сдали аттестаты и нас принимали на конкурсной основе. Из 800 человек на бюджет поступили 150 человек, включая меня.

L. Как прошли учебные годы?

На мой взгляд, это были одни из самых ярких и лучших годов в моей жизни. Первый год мы жили в казарме: подъем в 6 утра, затрак с 7:00 до 7:20 и построение на плацу в 7:45. Потом мы шли на учебу, она длилась с 8 утра до 16:00 дня, после этого до отбоя, который был в 21:45, у нас было свободное время. Два года мы изучали теорию, с третьего курса начали летать на самолетах.

К выпуску было непонятное чувство, вроде бы радовались, что сумели дойти до него, а с другой стороны, было печально расставаться с друзьями.

пилот

L. Сложно устроиться на работу по профессии?

Из-за огромной конкуренции после училища не все смогли устроиться на работу, авиакомпании отбирали только самых лучших, ну и вакансий не было. Я знаю многих, кто по 3-4 года ждали вакансии и устраивались на работу, были те, кто вообще ушли из авиации.

А нам, кыргызстанцам, еще сложнее трудоустроиться в России пилотом. В Кыргызстане устроиться тоже непросто, потому что мало авиакомпаний, вакансий нет, да и связи нужны, у меня связей не было.

В России я не мог работать, потому что иностранных пилотов не принимают из-за национальной безопасности. Об этом я узнал уже на первом курсе, с 3 курса я начал искать всевозможные варианты, как трудоустроиться после училища. И однажды я говорил по телефону с юристом департамента гражданской авиации в Кыргызстне, он мне посоветовал прочитать закон таможнего союза, в частности трудовой кодекс. Я полностью изучил его и наткнулся на статью 97, там было прописано, что все граждане стран таможнего союза могут трудоустроиться и в России, на равных правах с гражданами РФ и этот кодекс является международным. А воздушный кодекс, где написано, что нельзя брать на работу других граждан, это внутрегосударственный закон России. Но согласно статье 115 конституции РФ, международный договор имеет силу, нежели внутригосударственные законы. И если есть споры между внутригосударственным и международным, то в силу вступает международный. И я начал доказывать это авиакомпаниям, а они мне изначально говорили, что воздушный кодекс запрещает, но я доказывал свое. Они отнекивались, говорили, что они не юристы. Как-то я дошел даже до начальника "Аэрофлота", после выпуска я к нему зашел и сказал, что хочу работать у них.

пилот3

Узнав, что у меня кыргызстанкое гражданство, он мне сказал: «Мы вас не примем на работу», еще и очень жестко это сказал. Снова заговорил про воздушный кодекс, который запрещает брать на работу иностранных граждан. Ну а я начал разъяснять про международный договор. Он говорит, что знает, про что я говорю, потому что за три месяца до этого я ему звонил и тоже доказывал свое.

Он мне объяснил, что по этому делу отправил письмо в правительство, но закон вступит в силу лишь через год или полтора. А пока предложил мне поработать диспетчером. Я был удивлен, потому что для этого нужно отдельное образование, но оказалось, он говорил про диспетчера-грузчика.

L. А как вы попали в беларусскую авиакомпанию?

Попрощавшись с "Аэрофлотом", я  написал письмо в беларусскую авиакомпанию «Белавиа», так как эта страна тоже входит в таможенный союз. Я и им стал объяснять про международный договор, они сказали, что я прав и пригласили  на собеседование. Я прилетел и благодаря своим знаниям, я изучал свою профессию не только по программе, по которой нас учили, но и самостоятельно, меня взяли.

L. Что вы чувствовали, когда вас приняли?

Из ста человек на работу приняли троих, включая меня. Когда узнал, что мою кандидатуру одобрили, я был настолько счастлив, что не мог даже спасибо произнести. Я таких эмоций ни разу в жизни не испытывал, мне даже плакать захотелось.

Когда пилоты устраиваются на работу, они проходят переобучение на новый тип самолета, который занимает два месяца. Месяц теории и месяц практики. Практику я прошел в Иордании.

пилот9

L. Что было на собеседовании?

Проверяли профильные предметы, аэродинамику, аэронавигацию, метереологию, очень много предметов. Помимо этого, я читал много документации, учил больше, чем нужно. Они у меня спрашивали то, что в основном я учил вне программы. Собеседование проводили на английском языке.

L. Что вы чувствовали, когда впервые управляли самолетом?

Я это не могу передать словами, этот полет был полон впечатлениями и эмоциями. Все, кто полетел в тот день в первый раз, были наисчастливейшими людьми на Земле.

L. Сложно ли управлять самолетом?

Достаточно сложно, необходимо для этого четко понимать аэродинамику полета самолета. Если сравнивать с машиной и не брать все панели управления самолета, а взять только штурвал и педали, то машиной вы управляете только рулем, поворачивая ее, грубо говоря, относительно вертикальной оси. У самолета же штурвалом и педалями управления производится относительно всех трех осей (вертикальной, продольной и поперечной).

пилот2

L. Сколько мест вы успели посетить по долгу службы?

Обычно летаю по Европе, сегодня прилетел из Барселоны. Кроме нее, пока что слетал только в Париж, Лондон, Берлин, Ганновер, Хельсинки, Женеву, Вильнюс, Сочи, Калининград, Питер и другие города России.

L. Сколько вы зарабатываете?

Сумму я сказать не могу, но достаточно. Дома я являюсь старшим сыном и стараюсь помогать родителям в обеспечивании семьи. В скором времени возьму под свое крыло всю семью. Родители достаточно трудились, воспитывая четверых детей, не отказывая нам ни в чем, хотя деньги им зарабатывать приходилось нелегко.

Я считаю, что каждый ребенок обязан любить и ухаживать за своими родителями. Ты должен быть благодарен им всю свою жизнь, за то, что они произвели тебя на этот свет и подарили тебе этот единственный шанс.

пилот6

L. Что хотите пожелать нашим читателям?

Жить осознанно. И пытаться ухватиться за любую возможность, потому что, кто его знает, может, такой возможности больше не предоставится. Лично я всегда говорил себе перед волнительным решением: лучше жалеть о том, что сделал , чем жалеть о том, что не попробовал сделать. Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить преподавательский состав Сасовского училища за качественное образование и заботу.

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.
Понравилась статья?
Поделись с друзьями
Следите за нашими публикациями оперативно в Twitter и Facebook
Закрыть