Как братья из Каракола построили успешную компанию «Тойбосс», начав всего с 300 долларов

16/04/19, 11:36  |  Обновлено: 16/04/19, 15:56

Limon.KG - Семейный бизнес считается одним из самых надежных. Многие предприятия в развитых европейских странах имеют многолетнюю фамильную историю. В Кыргызстане ярким примером семейного предпринимательства является компания «Тойбосс», основателями которой являются братья Орумбаевы. Сегодня «Тойбосс» считается лидером по производству колбасной продукции в стране, а ведь пять лет назад о ней никто и не слышал. Как удалось достичь таких результатов расскажет Limon.KG один из братьев-основателей – Мырзабек Орумбаев.

IMG_3021

L. Мырзабек, расскажите о себе и вашей семье

Я родился в селе Барскоон Иссык-Кульской области. Воспитывался в семье педагогов кыргызского языка и литературы. Отец преподавал в Иссык-Кульском государственном университете им. К. Тыныстанова, а мама была учительницей в средней школе. В семье нас четверо детей. Сам я женился в 2008 году. У меня трое детей: два сына и дочь.

L. Какой университет вы окончили?

В 2000 году в Караколе я окончил школу-лицей им. Т. Сатылганова с отличием, после чего меня автоматически приняли в несколько университетов. Но тщательно поразмыслив, я выбрал Кыргызско-Турецкий университет «Манас», специальность инженер-программист.

IMG_5726

L. Расскажите, с чего все начиналось? Как возникла идея?

Идея возникла в Астане, где в 2005 году мой брат Бектурсун учился на аспирантуре. Я поехал к нему и хотел там поработать. Заметил, что на рынке астанинского общепита из фастфуда производились только пирожки и самсы. Для человека, который приехал из Бишкека, было тяжело привыкнуть, к этому потому что у нас был большой ассортимент продуктов быстрого питания. И тогда мы с братом решили начать бизнес с производства сэндвичей в Астане. Попробовали – дело пошло в гору. В день производили примерно 2 000 единиц и получали около 100 долларов чистой прибыли. Мы проработали с 2006 по 2009 в столице Казахстана, затем решили вернуться в Кыргызстан, чтобы продолжить наш малый бизнес в Бишкеке.

Мы вернулись и арендовали маленький цех в центре города. Нам понадобилось около двух месяцев, чтобы понять, что у этого бизнеса есть потенциал для дальнейшего расширения. Но основная проблема была в сырье, ведь наша компания с самого начала производила халяльную продукцию. Мы не могли найти хорошего поставщика колбасы. Также возникли проблемы с ценой и качеством. Тогда и начали думать о собственном производстве колбасных изделий.

И в 2011 году мы начали строительство маленького цеха. В течение одного года смогли все завершить и запустили производство. Наша компания начала реализацию колбасы с городов Каракол и Чолпон-Ата. Продажи стали налаживаться, и мы стали думать о развитии. Затем в 2015 году Кыргызстан должен был войти в ЕАЭС (Евразийский экономический союз прим. ред.). Мы понимали, что это большой рынок и наша продукция должна была соответствовать международным стандартам. Нужно было расширяться и для этого начали искать инвесторов. Тогда мы и познакомились с Чолпонбеком Жумашукуровым, который основал «Фонд прямых инвестиций». Мы рассказали о наших планах, и он пошел нам навстречу. Было принято решение о строительстве современного завода. У нас был определенный бизнес-проект, который нужно было масштабировать. Также существенную помощь нам оказал Кыргызско-Российский Фонд развития.

IMG_3033

L. Затем началось строительство завода?

Изначально проектировать модернизированный и современный завод без опыта было очень сложно. Оказывается, в Кыргызстане нет людей, которые занимались строительством чего-то подобного. Мы потратили год, чтобы получить необходимые знания: участвовали в семинарах, проектировали на бумаге с учетом всех необходимых стандартов. Наконец, в 2016 году стартовало строительство завода. Параллельно мы начали обучение наших сотрудников. Благодаря четкому бизнес-плану и проработке всех деталей через год запустили завод, хотя такой проект реализовать за короткие сроки было трудно. Затем наш завод сертифицировала немецкая компания TÜV Thüringen (основана в 1866 году в Германииприм. ред.) на международные стандарты качества по безопасности пищевой продукции. После первого этапа проверок нам дали дополнительные рекомендации по улучшению производства. С тех пор прошло полтора года, и мы постоянно стараемся улучшать технологию и производственную практику. Большое внимание уделяем обучению наших сотрудников. У нас также есть собственная лаборатория, которая сейчас проходит аккредитацию. Мы сертифицировали весь процесс производства колбасы и стремимся работать на экспорт.

IMG_5756  

L. С каким сырьем вы работаете?

В ходе проектирования и изучения всех стандартов возник вопрос – с каким сырьем нам работать? Мы рассматривали вариант импорта сырья из Беларуссии или Казахстана, потому что на тот момент ни одна бойня в Кыргызстане не соответствовала всем требованиям. Однако «Тойбосс» хотел внести свой вклад в развитие национальной экономики и решил построить собственную скотобойню, которая отвечала бы всем международным стандартам. Наша компания смогла воплотить идею в жизнь и построить цех для убоя в экологически чистом районе Нарына – в селе Кочкор. Она была построена за восемь месяцев. На бойне установлено новейшее оборудование, которое прошло полную сертификацию.

IMG_5664

L. Какой вид скотины вы забиваете для продукции?

Лошадей и крупный рогатый скот. Скот мы закупаем в регионах Кыргызстана.

L. Вы реализовываете продукцию только в Кыргызстане?

Не только. Мы также отправляем маленькие партии в Казахстан, Таджикистан и Россию. Но систематически два раза в неделю мы отправляем только в Казахстан.

IMG_5739  

L. А сэндвичи экспортируете в Казахстан?

Нет, сэндвичи – это продукция с коротким сроком годности. А с Казахстаном на границе у нас постоянные сложности. Требуется 2-3 дня до прибытия продукции в точки реализации, а еще они с каждой партии берут образец на лабораторные исследования. Пока выходит заключение, проходит еще три дня. С этим заключением мы идем в департамент сельского хозяйства в Алматы, а уже потом в санэпидемстанцию получать сертификат. Этот сертификат мы переводим на казахский язык. Соседнее государство хорошо защищает свой рынок.

L. Сколько людей трудоустроено в вашей компании?

Если сравнивать с другими крупными производственными компаниями, то у нас небольшой штат. Около 150 человек в компании зарегистрированы, также числятся региональные агенты. Так как у нас все оборудование автоматизировано и компьютеризировано, то соответственно, ручного труда меньше.

IMG_5755

L. Сколько видов колбасы сейчас производится?

Мы производим более 20 наименований.

L. Какие основные сложности у такой компании как «Тойбосс» возникают в нашей стране? И на каких этапах?

Мы активно взаимодействуем с государственными органами, но есть определенные нюансы, детали и противоречия в законах. Бюрократические вопросы забирают очень много времени, а хотелось бы ускорить эти процессы.

IMG_5723  

L. Как на рынке сегодня обстоят дела с конкурентами?

Конкуренция как всегда большая. На рынке есть 3-4 крупных производителя колбасы. Но именно с появлением нашей компании возникла реальная конкуренция на рынке, потому что до этого он был поделен между основными игроками. Они достаточно комфортно себя чувствовали. «Тойбосс» – единственная компания, которая была построена с нуля. На сегодняшний день, как заключили международные аудиторы, наш завод самый современный в Кыргызстане и один из самых модернизированных в Центральной Азии. Я уверенно могу сказать, что мы повысили планку в производстве колбасных изделий. Наши конкуренты тоже начали вкладываться в производство, закупают оборудование. Я считаю, что здоровая конкуренция никому не помешает, потому что это является катализатором развития рынка и экономики. Пять лет назад никто о нас не знал, а сейчас мы – одни из основных лидеров рынка.

IMG_5652  

L. Были ли сложные моменты, с которыми вы сталкивались в процессе создания компании? Какие личные качества помогают развивать бизнес?

Я считаю, что важным качеством предпринимателя является умение разумно рисковать. Я подчеркну слово разумно. Как говорится в поговорке: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Прежде чем принять решение, нужно продумать все. Также необходимо быть открытым к изменениям и новым знаниям. Нужно стараться максимально увеличить свою область знаний, чтобы минимизировать риски. Надо многое просчитать до мелочей еще до реализации плана. Не стоит забывать, что основным ключом успеха является умение прислушиваться к людям. У нас семейное правление, следовательно, каждый из нас принимает непосредственное участие в обсуждении дел компании.

L. Значит компания была основана вами и вашим братом?

Да. Все это начиналось, как маленький семейный бизнес. В создании участвовали два моих брата, сестра и ее муж. На сегодня мы поделили зоны ответственности между каждым. Старший брат Бектурсун курирует вопросы экспорта. За производство колбасных изделий отвечаю я. Младший брат Бакай – ответственный директор по производству сэндвичей. Сестра Эльнура занимает должность HR-директора и решает кадровые вопросы.

IMG_5606

L. Какие условия вы создаете для сотрудников компании?

Обучаем сотрудников за счет компании, организовываем им зарубежные выезды. Я считаю необходимым вкладываться в человеческий потенциал. Я сам часто посещаю заводы в других странах и что-то перенимаю у западных коллег. Наш завод «Тойбосс» – первая производственная компания, которая внедрила мобильную программу «умного завода». Она позволяет отслеживать процесс производства от самого начала до конца. В ней все учитывается в режиме реального времени. Это новая разработка, в которой есть система блокчейна. Ее используют в Европе, но для Кыргызстана считается новшеством. Эта программа уменьшает риски при принятии решений, она была разработана местной IT-компанией. Мы готовы продавать эту программу другим компаниям, чтобы она приносила большую пользу.

Я считаю, что будет преуспевать та компания, в которой средства вкладываются в развитие технологий. До внедрения этой системы мы заполняли много разных журналов. Благодаря программе вся электронная цепочка хранится в трех серверах и никуда не исчезает. Радует то, что нашей мобильной программой заинтересовались российские компании.

IMG_5722

L. В чем секрет успеха компании «Тойбосс»?

Мы сумели собрать очень хорошую команду. Все они профессионалы своего дела: кто-то очень хорошо рекламирует, а кто-то продает. Мы сумели объединить сотрудников под общим началом и направить их таланты в нужное русло. Создаем условия для реализации потенциала молодежи. Еще немаловажную роль сыграло то, что это семейный бизнес. Мы друг друга отлично понимаем и после дискуссии приходим к правильному решению. В одиночку можно совершить ошибки, но, когда принимается коллективное решение, риск уменьшается. Готовность быстро исправлять свои ошибки. У нас в семье никто не учился на менеджера, я имею в виду управление коллективом, но мы учились методом проб и ошибок.

IMG_5715

L. Какие у вас планы на будущее?

Мы хотим сделать компанию международной. Основное производство будет расположено здесь, но продукцию мы хотим вывести на экспортные рынки. Планируем для начала охватить рынок Казахстана. В дальнейшем будем расширяться на рынках Таджикистана и России.  Пока мы нацелены на Центральную Азию. Недавно к нам приезжала делегация из Арабских Эмиратов, но самолетом колбасу транспортировать не получится. Отмечу, что колбасная продукция считается региональным продуктом и ее транспортировка в отдаленные города и страны будет нерентабельна.

IMG_5748

L. Что пожелаете читателям?

Читателям Limon.KG я желаю успехов, позитива и улыбок. Советую любую трудность воспринимать легко. И, конечно, всем здоровья.

L. Напомните, каким был ваш начальный капитал?

Мы начинали с 300 долларов.

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.