«В имидже Кыргызстана должны отражаться характер народа и его дух»

13/11/18, 12:25   |  Просмотров: 895

Limon.KG - Блог Чолпон Осмонжановой

«В имидже Кыргызстана должны отражаться характер народа и его дух»

Венера Наринова – молодой научный сотрудник в Кыргызском-Турецком университете «Манас». Совсем недавно она провела исследование по имиджу Кыргызстана и защитила докторскую диссертацию(PhD). Хочется отметить, что до этого практически никто не проводил подобных исследований. О том, как проходили исследования, что послужило поводом к написанию докторской диссертации по имиджу нашей страны, о своих наблюдениях и мыслях Венера поделилась с нами.

IMG-20181112-WA0002

- Венера, почему именно эту тему вы выбрали для своей докторской диссертации?

- Это все началось с моих наблюдений во время поездок заграницу. Каждый раз, когда мне удавалось посетить ту или иную страну, неважно, будь эта большой город или маленький, невозможно было не заметить то, как этот город презентует себя, как старается произвести наилучшее впечатление на туристов. Казалось, что город сам заинтересован в том, чтобы в голове каждого человека, который приезжает к ним, остались хорошие воспоминания о городе, а значит и о стране в целом. Для этого там придумывают и создают специально какие-то лозунги, эмблемы. Тогда я задумалась, а том, какой имидж у нашей страны? Почему в нашей стране не задумываются об этом? Ведь к нам тоже много туристов приезжают, и мы действительно имеем большой потенциал для развития туризма.

А у нас как получается, туристы, приезжающие к нам самостоятельно путешествуют по нашей стране, и нет такого, чтобы от нас исходила инициатива создать как можно лучшее впечатление о Кыргызстане. А вот во многих развитых странах само государство выдвигает определенную инициативу. То есть я хочу сказать, что турист оттуда обратно уезжает, получив порцию впечатлений от программ, придуманных государством. По крайней мере, так происходило практически в каждой стране, в которой я побывала. Поэтому нужно организовать для туристов интересную программу, которая оставит хорошее впечатление о нашей стране, чтобы потом, вернувшись к себе домой они рассказывали о Кыргызстане своим друзьям, родным о том, какая эта страна и у тех, в свою очередь возникло желание посетить нас. Вы только представьте, как хорошо это сказалось бы на нашем имидже.

IMG-20181112-WA0003

- Расскажите, пожалуйста, с какими трудностями вы столкнулись в процессе вашей работы, ведь как вы сказали выше, до этого имидж Кыргызстана не был исследован ранее?

- Вы знаете, когда ты берешься за работу, которую, скажем так, до тебя никто не делал, первое препятствие, с которым ты сталкиваешься это то, что практически нет информации по теме. Очень трудно было найти источники, ведь нужно опираться на них, ссылаться на ту или иную информацию, все нужно обосновывать, а не брать с воздуха. Пришлось воспользоваться и работать с зарубежными материалами.

Я исследовала имидж страны через анализ восприятия Кыргызстана аудиторией. Но поскольку эта очень трудоемкая работа, требовало немалых финансовых затрат, я просто взяла нашу самую популярную среду – социальные сети. Ведь ни для кого не секрет, что социальные сети – это наш второй мир и вся информация там доступна. Да и мне самой, честно говоря, всегда было интересно, как Кыргызстан видим мы сами – непосредственно жители страны, и как нас видят другие, то, что мы сами публикуем о Кыргызстане и что публикуют о нас туристы и гости столицы.

IMG-20181112-WA0000  

Я взяла объектом исследования самые популярные соц. сети на сегодняшний день - это Фейсбук и Ютюб. Я вбивала Кыргызстан на русском, турецком и английском языках. Все, что вышло касательно Кыргызстана, здесь я имею ввиду где наша страна играла главную роль, а не там где о нем говорилось вскользь. Только за один 2017 год по ютюбу вышло 150 видео и 170 постов по фейсбуку.

Для анализа я воспользовалась методом Саймонда Айнхольда. Для тех, кто впервые слышит о нем, это гуру по созданию имиджа страны и он выделяет 6 категорий, по которым создается имидж страны. Это политика, туризм, инвестиции, экспорт, культура и общество. Я адаптировала полученные данные с фейсбука и ютюба по его модели отдельно и разбросала по этим 6 категориям. Далее я еще делила полученные данные по языкам, то есть на каком языке были сделаны, с каких аккаунтов были сделаны посты, там с кыргызстанских или с заграничных, с официальных страниц представителей власти, либо это были частные лица. Потом к каждой категории я выделяла еще тему, например в категории «культура» это «танцы», «песни» и т.д., и далее смотрела в какой категории в какой тематике наиболее больше публикаций и видео. В результате в категории «культура» больше всего постов в разделе «спорт» и «танцы». А вот последними оказались категории инвестиции и экспорт. Там практически нет публикаций и видео. Туризм к слову оказался тоже в меньшинстве. Таким образом, из полученных данных можно сделать вывод: а почему бы нам нашу страну не брендировать (или позиционировать) как страну спорта или страну талантов.

IMG-20181112-WA0004

Во время работы над диссертацией мне посчастливилось принять участие в международном форуме, который назывался «Кыргызстан в поисках нового бренда». Были эксперты с разных стран, которые обсуждали, как может выглядеть бренд Кыргызстана, каким он должен быть и каков вообще у нас потенциал? В основном упор делали на туризм, якобы о Кыргызстане иностранцы больше наслышаны, как о стране туризма.

Но тут, я хотела бы особо отметить, что понятие имидж состоит из множества составляющих и охватывает многие сферы. Поэтому, я считаю, что делать акцент только на туризме не совсем правильно. Я считаю, что имидж Кыргызстана должен быть всеобъемлющий, охватывающий целиком весь образ о Кыргызстане, чтобы услышав и увидев этот имидж, сразу же перед глазами всплывал Кыргызстан с нашей культурой, менталитетом и самобытностью.

- Вот вы сказали, что заграницей само государство заинтересована в улучшении имиджа страны и у них даже такая функция возложена на какой-то государственный орган. По вашему мнению, у нас в стране какой государственный орган мог бы заниматься этим делом?

- Я считаю, не совсем правильным закреплять за нашими министерствами или агентствами данную функцию. Другое дело, включить по представителю в состав рабочей группы, которая будет заниматься разработкой имиджа страны. Можно было бы создать определенный орган и обязательно при Правительстве, дабы напрямую им же отслеживалась вся работа и чтобы полномочия были соответствующие. На мой взгляд, это будет правильно, ведь имидж страны это очень важный фактор, который способствовал бы как росту страны на международной арене, так и решению многих вопросов. И тут же мне хотелось сделать акцент на том, что специалисты, которые занимались разработкой и продвижением имиджа страны должны быть не просто профи в своем деле, а у них должны гореть глаза и большое желание создать действительно очень хороший имидж и провести по-настоящему качественную работу.

IMG-20181112-WA0007

- В конечном итоге после всей проделанной работы, к какому выводу вы пришли? Как на сегодняшний день выглядит имидж нашей страны, каков он?

- Вы знаете, как такового имиджа у Кыргызстана на данный момент нет. Исходя из моих исследований, скажем так: имидж нашей страны мог бы базироваться на 3х китах. Благодаря им, мы более-менее узнаваемы за рубежом. Это: политика, общество и культура. Но плохо то, что в большинстве случаев они выставлены в негативном свете.

Тут еще стоит вопрос работы с населением. Поскольку даже от туристов услышишь обязательно больше хороших отзывов, чем отрицательных о Кыргызстане. Если спросить мнение кыргызстанцев о нашей стране, то они высказываются больше в негативном русле. Из этого следует, что нужно стратегически работать над созданием общественного мнения как внутри страны, так и за ее пределами. И такая работа должна идти не в среднесрочной, а в долгосрочной перспективе.

-А вот если пофантазировать и представить, что найдется заинтересованное лицо вашей работы и предложит вам оказать всю поддержку, что вам потребуется для работы, с чего начали бы и какие составляющие вы вложили бы в имидж страны?

- Конечно, в первую очередь эта команда. Я начала бы собирать команду не только профи в своем деле, но и единомышленников с огромным неугомонным желанием внести свой вклад в развитие нашей страны. Мы бы продолжили мои исследования, но уже более углубленно, изучали бы потенциал нашей страны, искали, то от чего можно было бы оттолкнуться. Затем обязательно провели бы анкетирование у людей. Можно было бы начать с аэропорта, и спрашивать у приезжающих, например, как они наслышаны о Кыргызстане, какие у них ожидания от приезда в нашу страну и у отъезжающих также, какое впечатление произвела на них наша страна, хотели бы приехать еще раз и в этом духе. Отталкиваясь от полученных результатов, пошли бы дальше. Главное начать. А касательно составляющих, наверное, те же самые, а зачем придумывать что-то новое, если уже есть готовые показатели, ведь они нам вполне подходят.

IMG-20181112-WA0006

- Сколько по времени у вас заняла вся работа?

- В совокупности на написание дается 4 года, 2 года у меня был литературный обзор, я много читала, искала материалы и 2 года написание, анализ. Я планирую и дальше работать над этой темой, проводить еще больше исследований. Я также хочу издать книги по своей работе. Думаю, выпустить их на 2х языках, на русском и кыргызском. Но первоначально моя книга будет написана на кыргызском языке.

- Вот будучи заграницей вы задавали им вопросы касательно Кыргызстана?

- Да конечно, каждый раз. К сожалению, они зачастую не слышали о Кыргызстане. У них при вопросе возникал недоумевающий вопросительный взгляд. И когда я выезжала мне советовали чтобы я говорила, что я из Кыргызской Республики, а не из Кыргызстана, так как окончание –стан ассоциируется у них негативно. Сразу всплывает Афганистан. Нас неплохо знает Индия. Это уже меня удивило. Они проявляют к нам интерес. Но в Европе и в Америке, когда я там была и спрашивала, то они говорили: « I have no idea». И вы знаете, почему-то, когда ищешь видео касательно Кыргызстана всплывают видео об умыкании невест, или как режут баранов, а для людей скажем все той же Европы, Америки это для них дико, они же активно борются за права женщин, за права животных, а вбив Кыргызстан всплывают подобного рода видео, юрты и детки с красными щечками. Получается, всплывает невольно вопрос, где цивилизация. У них складывается впечатление, что мы не развиваемся, стоим на месте.

IMG-20181112-WA0001  

- Какую цель вы преследовали, когда писали свою диссертацию? И как вы считаете, достигли ли вы ее?

-Мне хотелось изучить с момента обретения независимости, какие были попытки создания имиджа страны, какие были результаты, если были, как в СМИ отражен Кыргызстан и какой облик у нашей страны в СМИ? Как в СМИ Кыргызстан себя презентует? Я считаю, свою цель я достигла. От этих результатов я могу отталкиваться далее.

- По итогу проделанной работы, что вы можете сказать?

- Ну вот смотрите, после приобретения независимости Акаев старался создать нашей стране бренд. Он называл нашу страну «Маленькой Швейцарией». За рубежом мы были известны как «Островок демократии». И это хорошо, так как о Центральной Азии сложилось мнение, что здесь в основном страны авторитарного режима, а благодаря подобным попыткам Кыргызстан позиционирует себя как страна, где есть свобода слова, демократия. И вот здесь, я считаю, что мы могли бы оттолкнуться и за основу имиджа взять характер народа, ведь народ и есть государство. Наш народ он свободолюбивый, с открытой душой и открытым сердцем. Взять эти качества и с этой стороны позиционировать себя. Что мы открытая страна, открытая с положительной стороны. На мой взгляд, будет правильным, если наш бренд будет ассоциироваться именно с характером нашего народа. Также нужно понимать, что создание имиджа страны это даже не среднесрочная программа, а долгосрочная. Опираясь на опыт других стран, скажем Европы, им требовалось лет 10 на это, не меньше, поэтому работа в этой области будет очень трудоемкой.

- Нам же остается пожелать вам удачи! Надеемся, что ваша работа не останется не замеченной.

Если вы также хотите завести блог на сайте Limon.KG, присылайте свои заявки на limonmediakg@gmail.com с первым словом «блог»

Читать еще:

7 несправедливо забытых криминальных драм, которые вы должны посмотреть

Кыргызские кочевницы в потрясающем клипе Рината Шаки (премьера)

Как Карина бросила нелюбимую учебу и махнула в Париж, не потратив ни тыйына

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.
Поделись своим мнением

Обсуждаемое в соцсетях