«Дарак ыры» – один из классных фильмов за последние годы (рецензия)

12/03/18, 16:04   |  Просмотров: 1132

Limon.KG - В разделе «Блоги» публикуем рецензию творческой команды «СоАрт» к отечественному фильму «Дарак ыры» («Песнь древа») режиссера Айбека Дайырбекова.

125

Один из классных фильмов за последние годы мусора в кыргызском кино.

Да, это мюзикл. Да, там актеры поют. Нет, не индийское кино.

«Дарак ыры» – поистине романтическая и патриотическая картина. Здесь нет отвращения, здесь нет лжи. Все сценарные ступеньки настолько грамотно проходят друг за другом, что отсутствуют межэпизодические провисания. Присутствуют «голливудские» перипетии и кыргызский «катарсис». Актеры бесподобны.

ice_screenshot_20180303-181442

Для начала… Все актеры – актеры. Нет здесь людей с улиц. И, наверное, мюзикл – это удачный формат также и для театральных актеров, когда сценичную экспрессию они могут передать в движения. В фильме отсутствуют гипер-эмоции. Если другие молодые актеры (Адилет Усубалиев и Жылдыз Касенов), снимаясь в других проектах, еще как-то оттачивали свое поведение перед камерой, разделяя от театрального, то для главного героя (Омурбек Израилов) это был риск – соблюдать грань. Молодой актер, практикующийся в театре, только-только вышел в кадры кино. И вытащил режиссер его удачно!

Конечно же, музыка. Кто ж знал, что песни будут так хорошо звучать с экрана. И не парочка песен. А абсолютно все! Все тематические и все под стать! И любовные, и лирические, и народные душевные, и патриотические.

Хочется поговорить об отдельных эпизодах. Поэтому дальше будет СПОЙЛЕР. Если дочитаете, точно захотите сходить на этот фильм.

1237

Как и говорилось выше, события так и переливаются друг в друга. Каждый следующий конфликт острее предыдущего и на ступеньку выше.

Мурашки по коже! Три гиганта в одном кадре. Это не тройка каких-то супер актеров в кадре, это три сюжетных аксакала, от поведения которых зависят судьбы людей. Когда Базарбай, бывший правитель племени, поет печальную песню и прощается с другим правителем племени, слегка опустив голову; когда другой правитель слегка опускает голову в ответ, а затем Базарбай поворачивается к третьему правителю, который должен снести ему голову с плеч, и тоже кивает головой и тот отвечает тем же… Мурашки по коже от того, что поняли друг друга. Все поняли свои ошибки. Все поняли ситуацию. И никто не проиграл. И никто не выиграл. Все достигли прозрения! И именно в этом кадре ценишь простое чувство – понять себя и свои ошибки. Каждый из трех байманапов имеет свои минусы, которые в ту секунду каждый из них осознал. Ради народа.

И казалось что в начале Базарбай (Темирлан Сманбеков) «зажравшийся байманап», из-за прихоти которого все становище страдает, окажется антигероем – режиссер резко вытаскивает его на передний план.

1239

Голливудский учитель! Учитель главного героя – в голливудском эпичном кино это стандартный наставнический персонаж. Но для кого стандартный, а для кого «только начинаем применять стандарты». Так вот главный герой, как и полагается – терпит крах. Он уничтожен. На его пути встречается учитель, который направляет его на истинный путь. Путь далекий от злобы и мести. Путь милосердия и справедливости. А самое главное тренировочные схватки между учителем и главным героем – не «эптеп-септеп», а реально тяжелые. Каждый раз учитель опрокидывает главного героя с и изящностью. И падает на лопатки главный герой по-каскадерски и по настоящему, а не просто лишь бы плюхнуться.

123

Адилет – красивая смерть! Это уже четвертая роль Адилета Усубалиева, где его персонаж умирает. Кажется, что у Адилета в этом плане красивая подборка. Сегодня не каждому дано в кыргызском кино умереть красиво. Думали, только в «Курманжан датке» можно красиво повеситься? А задушиться камчой сквозь юрту во сне? Подло. Изящно. Больно. И все же красивая смерть.

1238

Фильм просто наполнен символизмами и визуальными решениями. В первую очередь противостояние древа против эго человека. Возобновления становища как государственности. Без пафоса. А с душой и надеждой. Жайлоо мертвых баранов! И ведь никто из съёмочной команды не сделал селфи и не залил в интернет!

126

В итоге фильм заканчивается не каким-то масштабным экшеном… Катарсис происходит на росте главного героя. От простого влюбленного олуха он перерождается в мужчину, который погнался из-за мести бить врагов, но проявил справедливость. И как обещал ему учитель – «…и народ сам пойдет за тобой».

1236

Остается два вопроса: 1) Зачем в фильме Салтанат Бакаева? С другой стороны хорошо, что снова не Элина Абай кызы. 2) Когда выйдут песни из фильма в народ?

1235

В общем кто хочет романтики и людского духа – обязательно сходите на фильм!

Читать еще:

Трогательное стихотворение студентки КРСУ вошло в международный сборник «Междуречье»

19-летний Арген пришел на подработку в типографию, а создал бригаду из 60 человек – история покорения Москвы

15 сказочных иллюстраций Натальи Ни, которые излучают тепло и нежность (фото)

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.
Поделись своим мнением

Обсуждаемое в соцсетях