26 марта 2017г.

LimonKG

Казахстанский кинокритик Г.Абикеева: «У кыргызского кино есть коммерческий потенциал»

Limon.KG - C 28 по 31 октября в Бишкеке прошел четвертый по счету Форум молодого кино стран СНГ «Умут», который в этом году приобрел статус международного.

На форум приехали известные кинокритики, киноведы, режиссеры и продюсеры из стран СНГ, Балтии и Западной Европы — жюри, на долю которой выпала честь отбирать самые лучшие киноработы молодых режиссеров. Организаторы и критики отметили приятный факт — на открытый показ конкурсных фильмов приходили и обычные зрители. К слову, эту особенность с долей белой зависти отмечают и казахстанские режиссеры, - кыргызстанцы ходят на отечественное кино, что безусловно является большой поддержкой кыргызской кинематографии.

_MG_4331

После завершения церемонии награждения победителей форума «Умут» мы побеседовали с Гульнарой Абикеевой, известным кинокритиком, киноведом и членом Международной федерации кинопрессы, президентом Ассоциации кинокритиков Казахстана.

L. Добрый вечер, Гульнара Ойратовна! Расскажите, пожалуйста, как жюри оценивало картины?

Как шутят сами организаторы и мои коллеги, в этом году членов жюри было больше, чем фильмов (улыбается). Было несколько коллегий жюри. Основной принцип был таков, что национальные конкурсы игровых и документальных фильмов оценивали приглашенные кинокритики из разных стран, то есть мы смотрели кыргызское кино. В международном конкурсе участвовали картины режиссеров из СНГ, которые оценивало кыргызское жюри. Это пять мэтров — Актан Арым Кубат, Эрнест Абдыжапаров, Хасан Кыдыралиев, Шамиль Джапаров и Артыкпай Суюндуков.

Гульнара Абикеева, кинокритик, киновед и член Международной федерации кинопрессы

kaz_380_045

Было очень много фильмов. Я рада, что мне предоставили возможность оценивать только национальный конкурс. Мы посмотрели 13 кыргызстанских кинолент. Я еще два года назад, на фестивале «Кыргызстан — страна короткометражных фильмов», сказала, что кыргызский национальный конкурс намного интереснее международного. И я заметила некие изменения. Раньше фильмы снимали только выпускники университета «Манас» — выпускники мастерских Альгимантаса Видугириса, Тыная Ибрагимова, Артыка Суюндукова. Чувствовалось влияние мастеров — один стиль, один тип — кино артхаусное, интересное. Но они были чем-то похожи друг на друга. А тут среди 13 национальных картин кино оказалось очень разным.

L. Что вы хотели бы особо отметить?

Во-первых, появилась тенденция к жанровому кино, чего два года назад я не видела. Например, картина «Кольцо» это мистика. Я с удовольствием посмотрела этот фильм. Необычной мистикой является картина «Таксист». Также считаю, что к жанровому кино относится лента «Олжо». Неслучайно мы в жюри отметили ее лучшей картиной в своей секции, потому что авторы умело передали национальный кыргызский характер. Это очень хорошая картина. Мы отметили ее коммерческий потенциал. Это умная комедия, в глобальном контексте она смешная. Очень национальная. Изменилось кино — от чисто артхаусного оно перешло к жанровым поискам.

_MG_4206

Во-вторых, я ценю и с глубоким уважением отношусь к тому, что делают в кинопроцессе в Кыргызстане. В этих 13 игровых короткометражках видно усилие и влияние мастеров. Если раньше это была мастерская университета «Манас», то сегодня мы видим работы и выпускников университета культуры и искусств им. Б.Бейшеналиевой, и годичных курсов. Я насчитала как минимум пять мастеров, чьи работы видны, заметна их школа, почерк. И это здорово! Чувствуется преемственность, а это главное.

L. Какие картины вам понравились больше всего?

Мы посмотрели и коммерческое кино, и артхаусное. На данный момент мне больше всего понравились работы мастерской Марата Сарулу. Как видите, не только мне, поскольку гран-при вручили картине «Заплыв» режиссера Акыйката Аскарова. Хотя в регламенте форума гран-при не был предусмотрен.

Нам всем показалось, что картина находится в совершенно другой весовой категории. Фильмы все были учебные, а это — зрелая серьезная работа. За ней чувствуется серьезная школа Марата Сарулу, который снимает кино как художественное высказывание. Там есть и философия, и любовь к родине, и проявление характера, стойкость человека – много смыслов. Если кино хорошее, оно не проговаривается словами, оно в изображении. Иссык-Куль (место, где развивается сюжет, - прим.ред.) напомнил произведение «Старик и море». Такая же философская притча о том, как человек противостоит не только стихии, но и противостоит другому человеку – злу. Это сделано очень хорошо. Продолжительность картины 44 минуты — она и к короткому метру не относится, и полнометражным фильм не назовешь. Мне кажется, можно было бы доснять 15 минут и сделать полнометражную картину.

_MG_4276

L. Как вам фильм «Завещание отца», который открыл форум?

Дуэт режиссеров-дебютантов Дастана Жапар уулу и Бакыта Мукула дал удивительный результат: картина «Завещание отца» получилась мощной, знаковой и важной — не только в художественном, но и в историко-социальном плане. Кинолента сильна своим киноязыком, который складывается из как бы визуальных наблюдений и физических ощущений. Это история прощения тех, кто совершил грехи в те девяностые, когда жизнь в новом государстве только устанавливалась. Это прощение и прощание с прошлым. Это знак того, что пора забыть давние обиды. И здесь похороны носят не столько ритуальную функцию, сколько функцию человеческого прощения. Потому что мы преодолеваем прошлое, только прощаясь с ним.

L. Гульнара Ойратовна, какие еще впечатления оставил форум «Умут»?

Бывают фестивали, на которые ты едешь, смотришь кино, что-то отмечаешь для себя и уезжаешь без особых впечатлений. Здесь совсем другое. Люди приезжают в страну, чтобы посмотреть кино этой страны. «Умут» предоставил великолепную возможность увидеть национальное кино. Для себя я отметила динамику развития кыргызского кино: во-первых, молодежь меняется; во-вторых, старшее поколение через мастерские поддерживает эту молодежь. Есть еще один немаловажный фактор – к съемкам каждой короткометражки подключается определенная киностудия, все снабжено деньгами. К тому же, картины проходят конкурсы. К примеру, отобрали всего 13 фильмов, а было-то наверняка как минимум в три раза больше. Это показывает высокий уровень кыргызского кино. И очень большой коммерческий потенциал. Я уезжаю с большим чувством удовлетворения.

_MG_4282

L. А как ситуация обстоит в Казахстане?

У нас, к сожалению, не было фестивалей национального или международного масштаба. В этом году в Алматы прошел первый Республиканский фестиваль короткого метра «Байконур». А до этого год назад был большой скандал, когда в конкурсную программу кинофестиваля «Бастау» выбрали всего два казахстанских фильма. И молодые казахстанские режиссеры организовали альтернативный фестиваль «Три дня отверженных», где показали 13 картин. Я попала в жюри альтернативного фестиваля. Скандал сыграл на пользу – в этом году проходил в «Бастау» участвовало много отечественных картин.

Здесь в Кыргызстане проводятся различные конкурсы, фестивали, форумы. Это стратегия старшего поколения. В 2005 году группа «10+» предложила проект «Кино-2010». В те годы режиссеры решили, к сожалению, в Кыргызстане показывают мало отечественных фильмов, и они не могут делать ставку на то, что кинодеятели начнут снимать много полнометражных фильмов. Но можно делать ставку на то, чтобы воспитать молодежь, чтобы кыргызское кино не умерло. Это была осознанная стратегия – не государственная, а частная инициатива. Короткие курсы режиссеры проводят не для того, чтобы заработать денег, они это делают для того, чтобы стимулировать молодежь.

_MG_4092

Мне кажется, ситуация подъема кыргызского кино, которая мне в 2005 году казалась невозможной, спровоцирована осознанным толчком для молодого кино. Возможно, поколение мастеров не ожидало такого эффекта. И то, что в среднем в год здесь снимается 30-40 картин, это их усилие. Ситуация с прокатом тоже радует и вызывает зависть у казахских режиссеров. Мои молодые коллеги, которые подошли к кинотеатру и увидели плакаты кыргызских кинофильмов, восклицают «у нас такого нет!». Я думаю, это объясняется тем, что у нас в Казахстане нет такой заботы, передачи знаний следующему поколению. Главное дать толчок, подарить веру в себя. А поколение потом раскрывается. Вот это произошло здесь.

Насчет Узбекистана мне трудно сказать. Там тоже снимается много фильмов. У них все находится под сильным государственным контролем. В Туркмении, к сожалению, так же. В Таджикистане немного другая ситуация. Из-за гражданской войны многие кинематографисты покинули страну. И фактически поколения, которое могло бы обучить молодежь, не осталось. В этом вакууме молодежь сама барахтается и снимает кино.

Раньше все было одинаково, мы ведь все соседние страны, а сейчас все изменилось и каждая страна развивается по собственному пути. И то, что происходит в Кыргызстане, очень радует.

Посмотреть еще:

Форум молодого кино стран СНГ «Умут» определил лучшие фильмы (фото)

Фильм «Возвращение Эркина» — призера Каннского МКФ впервые покажут в Кыргызстане (видео)

Танцующие мертвецы и Аким Карасаев. В Бишкеке прошла самая жуткая вечеринка (видео)

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.
Поделись своим мнением чуть ниже
Обсуждения закрыты
Видео по теме

04/06/2015Прикоснись пальцем к экрану и почувствуй себя всемогущим (видео)

06/06/2014Видео дня: люди, вы удивительны

05/06/2014Видео дня: как едят животные

04/06/2014Видео дня: лучший танец от команды The Company

03/06/2014Видео дня: водитель скорой помощи «отжигает»

еще...

Творите и меняйте этот мир к лучшему вместе с нами!
Закрыть
вверх
×