22 января 2017г.

LimonKG

Голоса молодых: Кыргызстан — светское государство или мусульманская страна? - I

Limon.KG - В какой стране вы живете? Вопрос, на первый взгляд покажется несерьезным, однако именно наше позиционирование помогает понять, в каком обществе мы находимся, каким видим свое будущее и насколько мы уверены в настоящем.

Кыргызстан — светское государство или мусульманская страна?

Айсулуу Айсулуу Омурзакова, частный предприниматель

«Я думаю, Кыргызстан больше светское государство, так как раньше наши предки были язычниками. Наши прабабушки и прадедушки были воспитаны в светской стране, где не носили хиджабы и т.д. Я также воспитана по этим традициям. Но считаю себя мусульманкой. Ещё один аргумент в пользу того, что мы — светское государство то, что у нас всегда женщины всегда имели равные права с мужчинами».


Тахир Тахир Белосан, предприниматель, владелец интернет-магазин Mamont.kg

«По большей части я считаю нашу страну мусульманской. После кризисов 2008, 2010 годов население страны из-за материальных проблем склонились больше в религию по примеру некоторых знакомых. Да, к томе же, если судить по статистике, то в нашей стране мечетей больше, чем школ, особенно в селах, где на одну школу приходится 3 мечети. Плюс, я начал чаще встречать много даватчиков именно в городе, в селах их еще больше. Мое мнение, наша страна на 70-75% мусульманская».


Тубиса Тубиса Якубаева, студентка

«Я думаю, религия и политика — это две разные вещи. Мне кажется, они должны сотрудничать, но никак не переходить сферу своей деятельности. Кыргызская Республика является суверенным, демократическим, правовым, светским, унитарным, социальным государством. Это первый артикль Конституции. Пока этого никто не отменял. Кыргыстан не мусульманское государство, а многонациональная и многорелигиозгая страна. Мне всегда приятно говорить, что на нашей территории уживаются много разных религий Но теперь я этого не говорю, потому что это не правда...

Настоящим мусульманам не нужна власть, чтобы верить во что-то. Как и всем другим религиям. Власть нужна тогда, когда кто-то хочет провернуть свои грязные делишки, прикрываясь религией. Италия, например, всегда была страной, где религия и власть были в тесных отношениях. Но сейчас в современном мире религия и итальянское государство — две разные вещи. Это не значит, что нет уважения и взаимопонимания. Как граждане Кыргызский Республики мы должны действовать по Конституции, которая никаким образом не мешает никакой религии. Это и отличает нашу страну. Обратите внимание, наша страна — единственная демократическая страна в Центральной Азии, и парламентарная как Италия».


Мээрима Мээрима Кубанычбек, видеограф

«В принципе, наше государство всегда было светским, что есть правильно, и думаю, остается светским. Самое главное, чтобы никто никогда не обязывал и не навязывал свое мнение. Каждый человек вправе сам выбирать свою религию, а наша страна всегда была открыта к такому, и очень надеюсь, таковой останется».


Бегимай Бегимай Бакытбек, студентка

«Начну с того, что согласно Конституции, Кыргызстан однозначно является светской страной. И этого нельзя отрицать.

После распада СССР в 1991 году наша страна выбрала путь демократического развития. Благодаря либеральной политике, проводимой в первой половине 1990-х, Кыргызстан стал действительно неким островком демократии. В итоге страна стала свободной не только в сфере экономики, но и в религиозной. Начался бурный рост религиозных организаций. Также активно развивались такие организации, которые получали финансовую и идеологическую подпитку извне. Если в 1991 году в Кыргызстане насчитывалось всего 39 мечетей, то в настоящее время их число достигает 2814. И это только официально зарегистрированные. То есть мы можем наблюдать тенденцию увеличения количества религиозных организаций. Я же причину этого вижу в ухудшении социально-экономического положения граждан и абсолютного плюрализма, установленным КР по отношению к подобным учреждениям.

Что же касается вопроса безопасности. Насколько это безопасно? За 25 лет независимости мы еще не наблюдали угрозу со стороны этих организаций. Хотя есть различного рода дискуссии по поводу этого. Например, что молодежь в основном подвергается воздействию, или же основы ислама или других вероучений передаются в более искаженном виде, что в итоге влияет на общую религиозную осведомленность.

Но каких-то серьезных опасений по поводу вопроса безопасности, лично я не наблюдала. Но последние события, произошедшие месяц назад, заставили меня задуматься — действительно ли безопасно? Напомню, еще месяц назад депутатами обсуждался законопроект по поводу продления обеденного перерыва для пятничного намаза, который вызвал такой резонанс в обществе, что в итоге все разделились на два лагеря: «за» и «против». Я наблюдала в соцсетях, как люди вели ожесточенные дискуссии, которые доходили вплоть до оскорбления. И народ в буквальном смысле разделился на два лагеря. И как мне показалось, количество тех, кто «за» гораздо больше. Таким образом, у меня появились сомнения, можем ли мы гарантировать светский характер нашего государства. Или есть все-таки опасения, что скоро мы пополним ряды исламских государств. Думаю, последние события были сигналом, и в первую очередь для нашего правительства. Не стоит оставлять такой вопрос на потом. Пора предпринимать какие-нибудь уже меры. Думаю, нужно пересмотреть религиозную политику».


Жанабиль Жанабиль Давлетбаев, юрист

«Безусловно, согласно Конституции и в действительности Кыргызстан - светское государство. Ислам не является основной религией и исключительным источником права (законов). Наше государство является поликонфессиональным (в стране существуют несколько религий). Но при этом нужно учесть, что Кыргызстан - страна, большинство которой считают себя мусульманами (суннитский ислам Ханафитского мазхаба (религиозно-правовой школы).

Данный вопрос чаще звучит в последнее время, особенно тогда, когда идут попытки внесения изменений в законодательство определённых вопросов религиозной направленности. Ответы на них нужно искать в Конституции.

Для начала разберем, что такое светское государство – более понятно об этом говорит Конституция на государственном языке: «…мамлекеттик башкарууга дин аралашпаган мамлекет» (часть 1 статьи 1). Что в переводе означает «невмешательство религии в государственное управление». Понятие светскости раскрывается в ряде норм Конституции:

запрет на создание политических партий на религиозной основе (ст. 4);
запрет религиозными объединениями и служителями культов преследования политических целей и вмешательства в деятельность государственных органов (ст. 4, 7);
запрет деятельности религиозных объединений, действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, подрыв национальной безопасности, разжигание социальной, расовой, межнациональной, межэтнической и религиозной вражды (ст. 4).
Также стоит заметить, что и государство в какой-то мере не может ограничивать в право на свободу вероисповедания:
никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 7);
Каждый имеет право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой (прим.: быть атеистом) (ст. 32);
Каждый вправе свободно выбирать и иметь религиозные и иные убеждения (ст. 32);
Никто не может быть принужден к выражению своих религиозных и иных убеждений или отказу от них (ст. 32).
При этом последние две не подлежат никаким ограничениям, установленным настоящей Конституцией. В других случаях свобода вероисповедания может быть ограничена в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц (ст. 20).

Конституцией запрещается пропаганда религиозной ненависти, призывающей к дискриминации, вражде или насилию (ст. 31).

Это означает, что каждый раз вводя новшества, касающиеся религиозных вопросов, инициатор должен ответить на следующие вопросы:

1) Дает ли инициатива возможность религии вмешиваться в госуправление?
2) Дает ли данная инициатива право государственных органов необоснованно (не преследующие цели защиты безопасности порядка нравственности и т.д.) вмешиваться в деятельность религиозных организаций?
3) Приводит ли это к ограничению свободы вероисповедания или к принуждению к какой-либо религии?
4) Дает ли приоритет какой-либо религии и/или приводит к дискриминации по религиозному признаку?

Если на эти вопросы ответ будет положительным, то это будет нарушать принцип светскости и свободу вероисповедания.

Посмотреть еще:

Голоса молодых: Стоит ли перенести столицу в Ош? - II

5 эффективных способов экономить на онлайн-покупках в интернет-магазинах

Разочарования пост, или Что мы потеряли, когда поменяли Турцию на Иссык-Куль

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.
Поделись своим мнением чуть ниже
Обсуждения закрыты
Нет аватара
jaklin
16:02, 12 июля 2016
Безусловно светское, но наша молодежь потихоньку сколняются к исламской, Ислам надо понимать и правильно воспринимать а не радикализировать.
Нет аватара
lybopytnyi
20:22, 11 июля 2016
уже трудно сказать..
Нет аватара
Mihail_Matrosov
20:06, 11 июля 2016
Чубак ажы никому ничего не делал. Все кто рьяно с пеной у рта выступает против Чубака ажы,вы бы лучше так же выступали против геев и прочей нечести,а то открываете свой ядовитый рот не по теме!
комментарий удален администрацией сайта
комментарий удален администрацией сайта
Нет аватара
Opponent
18:04, 11 июля 2016
Мы светская страна. Чубаку пора это понять и перестать вести себя, как ханчик.
еще...

Творите и меняйте этот мир к лучшему вместе с нами!
Закрыть
вверх