Личность Кыргызстана: Осмонкул Болебалаев – акын, воспевавший время и свой народ

13/06/16, 15:55   |  Просмотров: 10627

Limon.KG - Перелистывая сборник стихов Осмонкула Болебалаева, невольно восхищаешься содержательностью его песен, глубиной поэтической мысли и широтой отображения окружающего мира. Более пятидесяти лет с искренней преданностью дарил он своему народу поэтическое слово, исполненное большого творческого накала.

_20160522_124525 Подобно Токтогулу, Калыку и Барпы, Осмонкул жил в две эпохи истории кыргызского народа-эпоху колониальную и эпоху социальных преобразований, которые нашли своеобразное отражение в его поэтическом наследии.

Осмонкул Болебалаев родился в 1888 году в селе Чоң-Далы Пишпекского уезда Кантского района. Отец Осмонкула Болебала у местных жителей был известен как талантливый комузист, сказочник отрывков «Манаса» и «Семетея». А мать — дочь братских казахов Айша, имела удивительный голос. Она умела сама сочинять песенные строки, знала много разных преданий и частенько принимала участие в айыльных развлечениях. Родившийся в такой семье талантов, Осмонкул рано начал проявлять себя в творчестве. Отец Осмонкула хотел, чтобы сын был образованным. И когда ему исполнилось 12 лет, его отдали на обучение к местному молдо. За десять лет обучения Осмонкул научился грамоте, читая казахские, татарские песенные книги на арабском языке. Во время обучения, выучив наизусть казахские книги «Кыз Жибек», «Алпамыш», пел под домброй на радость сельчан.

У Осмонкула был удивительный голос. Акын еще с раннего детства писал песни. За чудный голос местные прозвали его «гүл жигит». Не отставая от других, он участвовал во всех праздничных мероприятиях. На каждом своем выступлении оставлял после себя незабываемые впечатления. Росла его популярность. И среди местных жителей часто доносились слова «Осмонкул поэт», «Осмонкул стихотворец». А из уст молодежи не умолкала одна из его первых песен «Осмонкулдун күйгөнү» («Любовные сочинения Осмонкула»).

_20160516_214555 Вступив на путь песенного творчества, он на первых порах испытывал сомнения в правильности избранной профессии. Ему нужен был большой учитель, вдохновенный мастер, который сумел бы вселить в молодого певца уверенность, подсказать верное творческое направление. Один из современников поэта, Балбай Алагушов, как-то его спросил: «Кто препятствовал в вашем творческом пути, и кто, наоборот помогал?» На что Осмонкул ответил: «Я выходец из зажиточной семьи. Старший брат моего отца Суюмбай Сатыбеков совершил паломничество в Мекку и относился к разряду манапов. Суюмбай являлся главой большого рода, куда входило 600 дворов («дымов») и был тесно связан со всеми крупными манапами племенного союза солто. В те времена это давало ему по существу неограниченные права. И вот с точки зрения Суюмбая, в семье Сатыбековых произошло несчастье. У младшего сына (то есть меня) младшего брата выявились способности петь песни, сочинять стихи. Мои способности глубоко смутили Суюмбая. Он сказал, что потомок главы нашего рода сам должен иметь своего певца и музыканта, что дело певца – дело нищих. Потом он добавил, что он, человек, видевший божий дом, и если кто-то из его племени станет певцом, пусть он лучше умрет. Против его веления никто не мог возразить. И с этого момента мне пришлось спрятать комуз, и только украдкой выступать в юртах по случаю выхода девушки замуж или в небольшом кругу развлекающихся молодых людей. Только к маю 1918 года мне начали открываться творческие двери. В наше село в качестве друга жениха приехал акын Калык. В тот момент я на глазах Суюмбай ажы под музыку домбуры поприветствовал Калыка. С тех самых пор я с Калыком не разлей вода. Вместе выступали в театрах, в филармонии. Постоянно друг друга поддерживали».

Да, именно с момента встречи с Калыком Акиевым у Осмонкула по-настоящему раскрывается весь его творческий потенциал. Именно Калык определил направление творчества Осмонкула, давая ему «уроки» поэтического мастерства, являя наглядный пример остроумия и находчивости в айтышах-состязаниях импровизаторов. Через Калыка Осмонкул детальнее познакомился и с творчеством самого Токтогула. Называя Калыка своим учителем, Осмонкул посвящает ему много своих благодарственных песен. Восхищаясь талантом друга и наставника, Осмонкул и сам начинает писать хорошие песни про свой народ, родную землю. «Мекеним» - один из первых его песен, после встречи с акыном Калыком.

1415122128_osmonkul-bolebalaev-18881967 Большую роль в формировании мировозрения Осмонкула также сыграли первый кыргызский кукольный артист Адашкалый Байбатыров и замечательный народный сатирик Шаршен Термечиков. В прошлом батраки, они стали преданными друзьями певца и не расставались с ним до последних дней своей жизни.

В 1926 году открывается музыкально-драматическая студия, где начинает работать Осмонкул. Позже эта студия переименовывается в Кыргызский театр драмы. Здесь акын участвует в разных спектаклях. Один из первых его работ в театре – роль отца Зулайки в спектакле Жусупа Турусбекова «Ажал ордуна». Осмонкул говорил: «В какое время живешь, о том и пой. Акын поет то, что видит». С таким жизненным принципом он сочинял и пел про трудолюбивый народ, про их особую роль в обществе через свои произведения «Новая жизнь», «Колхоз», «Чаткал», «Наш Кыргызстан», «Советские женщины», «Табунщик-герой», «Великий план» и другие.

Глубоко содержательные, вдохновенные песни Осмонкула, начиная с 30-х годов появляются на страницах газет и журналов. В 1936 году с предисловием Кубанычбека Маликова выходит первый сборник песен и стихов акына. В последующие годы был опубликован ряд его книг, в которые вошли актуальные по теме, высокохудожественные по форме песни, стихи и поэмы.

59

Умеющий через свои песни правильно высказывать мысли и чувства, Осмонкул с каждым своим выступлением завоевывает все больше поклонников. Его песни все красноречивее и длиннее. В театре он отыгрывает короткие роли в спектаклях «Враги колхоза» и «Болот». В эти золотые годы его творческого подьема, а точнее в 1937 году, его водворяют в тюрьму. Причиной тому была его родственная связь с Суюмбаем ажы. Около двух лет Осмонкул проводит в Кантской тюрьме. Потом справедливость торжествует и его отпускают. В эти годы акын начинает работать в Кыргызской национальной филармонии имени Токтогула Сатылганова.

Посвящает ли Осмонкул свою песню павшему смертью храбрых Чолпонбаю Тулебердиеву, повествует ли о жизни батрака Ашимжана, восхищается ли красотой кыргызских гор – всегда в его произведениях звучит гордость за свою Родину, твердая вера в будущее, страстный призыв к созидательному и честному труду.

У Осмонкула были хорошие отношения с такими известными акынами казахского народа, как Үмөтаалы и Кенен. Еще один из современников Осмонкула, народный артист Ашыраалы Айталиев вспоминает, что ему посчастливилось своими глазами увидеть айтыш между Осмонкулом и Калыком с Үмөтаалы и Кененом: «В 1946 году в гости к Осмонкулу пришли известные в то время казахские акыны – Үмөтаалы и Кенен. Оба оказались очень веселыми и опрятными молодцами. Так как мать Осмонкула из казахской семьи, акын всегда был приветлив с казахами. Между собой они общались по-казахски. Калык на тот момент был комузистом Осмонкула. И его позвали на торжество. После трапезы Осмонкул предложил гостям поехать в Ысык-Ату и хорошенько поразвлечься. Гости согласились, и вчетвером они поехали в Ысык-Ату, в колхоз Тогуз-Булак. Местный аким Кенжекара по случаю приезда особых гостей даже приготовил юрту. Местные жители и гости курорта с особым восторгом встречали великих акынов. В юрте, под музыку домбры, казахские акыны начали петь благодарственные песни за теплый прием Осмонкула и местных жителей. После песен гостей Осмонкул спросил у присутствующих, что бы они хотели услышать от него. Местные в один голос попросили акына спеть баатыра «Курманбека». Всю ночь и до утра Осмонкул пел «Курманбека». Счастливые лица великих акынов за одним столом, их чудный голос, исключительное красноречие, тонкие песни до сих пор стоят перед моими глазами, как одно из моих лучших воспоминаний».

«Сегодня одна из главных задач - передать подрастающему поколению творческое наследие наших предков»

30 декабря 1960 года. Время, когда люди вовсю готовятся встретить новый год. В это время коллектив Кыргызского радио во главе с редактором Асылканом Бөрүбаевым, готовят передачу «Народные поэты у микрофона». На эту передачу приглашаются все именитые в то время люди: акын Осмонкул Болебалаев; ученик Токтогула, акын-импровизатор-Алымкул; комузист Ыбырай; ученик великого кыякчы, комузиста Муратаалы-кыл кыякчы Сайд аке; продолжатели великих импровизаторов Шекербека, Асылбека и Эркесары-Токтосун, Эстебес и другие. После приветственной речи первого учителя и хорошего друга вышесказанных людей поэта-драматурга Райкана Шүкүрбекова, следующее слово в эфире предоставили Осмонкулу: «Вот мы и постарели. Уже не в том возрасте, чтобы тягаться с молодыми талантами. Мы тоже были поэтами. Сейчас же нам уже по 70-80 лет. Все зубы потеряли. Все силы потеряли. Но, несмотря на то, спою-ка для вас пару строк». С такими словами 72-летний Осмонкул спел в студии на радость всем.

Поэт-импровизатор, народный артист Тууганбай о своей первой встрече с Осмонкулом: «В 1961 году я поехал к акыну Осмонкулу, чтобы его навестить. Приехав к нему, я его не застал. Его сын меня представил как певца. И Осмонкул сказал, что если я и вправду певец, то должен поприветствовать его должным певцу образом. И я растерявшись, с сомнениями что же я здесь делаю, кое-как спел приветственную песню. Послушав меня Осмонкул сказал, что я как не опытный жеребенок, могу и быстро уронить из седла. Потом через свою пронзительную длинную песню, он мне дал бесценные советы, наставления».

Осмонкул Болебалаев навсегда сохранится в памяти благодарных современников и потомков, ибо его искренние и яркие творения стали всенародным достоянием

Тяжелой была судьба Осмонкула, сказителя эпических и героических былинных песен, поэм, стихов и сказок. Но несмотря на жизненные испытания, акын развивает песенное творчество предшественников, создает новые произведения и прокладывает путь к дальнейшему развитию национальной песенной культуры. Неиссякаемый талант Осмонкула, его вдохновенное служение народу были высоко оценены. Акын был награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями и грамотами. Ему также было присвоено звание народного артиста Кыргызской ССР.

В 2008 году в честь 120-летия со дня рождения великого акына общественным фондом «Айтамга» был выпущен двухтомный сборник его произведений. 17 ноября 2010 года состоялось открытие монумента Осмонкулу в «Аллее акынов», также приуроченный этой знаменательной дате. Слова градоначальника того времени Исы Омуркулова во время открытия: «Этот монумент станет символом заслуженного признания. Ведь Осмонкул Болебалаев - одна из знаковых фигур кыргызской поэзии, внесший огромный вклад в развитие отечественной литературы в целом. Предпринимая подобные шаги по развитию национальной культуры нашей страны, мы выражаем приверженность к бережному сохранению нашей истории и возвращаемся к наследию, истокам. И сегодня одна из главных задач - передать подрастающему поколению творческое наследие наших предков». В рамках этого мероприятия была установлена мемориальная доска в доме, в котором проживал акын, который расположен по улице Киевская - Манаса.

Заслужив огромное уважение народа, Осмонкул Болебалаев навсегда сохранится в памяти благодарных современников и потомков, ибо его искренние и яркие творения стали всенародным достоянием.

Посмотреть еще:

Личность Кыргызстана: Легендарная жизнь сильной женщины Кулийпы Кондучаловой

Ушел из жизни писатель и сценарист Талип Ибраимов

Акын-импровизатор Кубат Тукешов: «Когда-нибудь я тоже стану великим культурным деятелем своей эпохи»

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.
Поделись своим мнением

Обсуждаемое в соцсетях