Она не верила, что поедет в Канны: Как 25-летняя Кымбат воплотила мечту начинающих режиссеров

02/06/16, 14:07  |  Просмотров: 15519

Limon.KG - Своими яркими впечатлениями и эмоциями с Limon.KG делится начинающий кинорежиссер Кымбат Адылбекова, которая вернулась недавно с Каннского фестиваля. Во внеконкурсной программе Short Film Corner девушка представила свою работу «Таксист».

13164424_1710036609237668_8985942581969735297_n  

L. Кымбат, вот ты прилетела во Францию. Какие у тебя были первые ощущения?

Сначала я приземлилась в Ницце. Ощущение было, будто я попала в одну из красивых туристических картинок – там море, лазурный берег!

L. Верилось?

Нет, поначалу нет. Потому что сразу по приезду я начала искать место для жилья, я абсолютно не знала, где остановиться. Бюджет был ограниченный, жилье очень дорогое. Я долго искала. В итоге режиссер Олжас Ермекбаев из Казахстана помог. Он учится во ВГИКе и повез на Канны свою короткометражку. Я очень благодарна ему за то, что он помог с жильем мне и Нуржамал эже (Нуржамал Дамир, режиссер картины «Фрунзе», - прим.ред.).

В первый день, когда мы прибыли в Канны, было довольно поздно, и я не успела забрать свой бейджик. Я пошла на следующее утро. Знаете, у них там такая размеренная жизнь, спокойный темп. Оказывается, что магазины, да в принципе все открывается поздно, часов в десять. Закрывается рано, обеды длятся по два часа – в общем, не жизнь, а рай! А я по привычке выбежала из дома часов в семь, и мне пришлось прождать два часа (улыбается).

13268112_1712964835611512_4543631674183028640_o

Взяла свой бейджик, сумку и все, что прилагается. В книге-брошюре сразу отыскала страницу со своим фильмом, мол, все ли на месте? На месте! (улыбается). Это было крутое ощущение. Первый день не могла поверить в то, что это действительно происходит со мной, казалось, будто все во сне. Я то и дело ходила и восклицала внутри себя «О, боже я здесь!», «Вот красная дорожка», «Это Канны!». Я радовалась как маленький ребенок. Я не думала, что моя мечта просто попасть как зритель на Каннский фестиваль осуществится.

Как ранее я говорила, Short film corner — это не конкурс, а дополнительная секция в рамках Каннского фестиваля. Я никогда никому не говорила, что попала в конкурс. Хочу сказать и дать совет, эта секция предназначена для тех, кто начал свой путь и хочет знать больше о мире кино. Наверное, для тех, кто говорит, что участие бесполезно и опыт пребывания там для них ничего не значит, скорее всего это те люди, которые уже уверены в своем таланте и считают себя профессионалами. А я лишь набираю опыт и далека от того, чтобы называть себя режиссером.

ef6e2fbe60c4db106a6e5d3fa0ec915d

L. Расскажи, как все происходило?

Фестиваль проходил с 11 по 22 мая. Мы получили аккредитацию с 15 мая – в день, когда открывается секция Short Film Corner. Она находится в том же здании, где проходит основной конкурс, это огромная секция, в которой представлены многие страны. На улице, например, находились павильоны, в каждом из которых отдельная страна презентовала свою кинокультуру. А внутри Short Film Corner были уголки, где страны представляли свои фильмы, своего рода это киномаркет.
Перед поездкой я старалась узнать побольше о своей секции, но все равно когда попадаешь в эту среду, все совсем по-другому предстает. В Corner есть экраны, на которых можно показывать свои фильмы. Там очень много людей с кинолентами, и нужно продавать свой фильм, т.е. знакомиться, рассказывать о своей работе. Я ходила с визитками и просто предлагала ознакомиться с картиной. Главная задача — самостоятельно продвигать свою работу.

В Digital library собраны все фильмы секции Short Film Corner. В библиотеку собирается большая очередь, чтобы посмотреть картины.

Я, к сожалению, не успела показать свой фильм в кинотеатре, потому что там нужно было заплатить около 60-70 евро. У меня было туго с финансами, и пока я нашла деньги, свободного сеанса не осталось и я не успела. Но я не расстроилась. С собой я повезла диски, визитки, всю информацию о фильме. К моему удивлению, на четвертый или пятый день, когда я пошла в эту библиотеку поинтересоваться качеством и состоянием киноленты, у меня было 200 просмотров. Столько просмотров короткометражки собирают редко, ведь фильмов очень много. Я подумала, что это благодаря тому, что я ходила и приглашала гостей посмотреть свою короткометражку.

498ff6ec2ecd09c5fcddaf587e4c13cb

Мне приятно, что хоть эти люди посмотрели «Таксиста». Я знакомила людей со своим творчеством, знакомила со страной. Очень много людей спрашивали, что это за страна и где она находится, переспрашивали: «Курдистан?» (улыбается). Многие знают о Казахстане, и когда начинаешь объяснять, что мы находимся рядом с этой страной, становится более или менее понятно. Однако Центральная Азия остается для европейцев неразгаданной тайной. Я показывала на телефоне ролик о Кыргызстане, который снимали для ЭКСПО-2015 в Милане. Они были очень удивлены, некоторые захотели к нам приехать, восхищаясь природой.

Может, я заинтересовала всего пять человек, но мне было приятно, что я рассказала о своей стране. Находясь за границей чувствуешь себя неофициальным послом и осознаешь ответственность, представляя свою родину. В любом случае, я вижу только плюсы в этой поездке. Тем более я познакомилась с людьми, с которыми потенциально могу работать в будущем над совместными проектами.

L. Каждый день ходила на фестиваль?

Да, ходила как на работу (улыбается). Утром рано вставала. Получить билеты на киносмотры, оказалось, довольно трудно. Благо, у нас были бейджики, которые открывали нам двери любого мероприятия фестиваля. На сеансы нужно было дополнительно бронировать билеты. На вечерние попасть оказалось труднее. Чаще я ходила на утренние сеансы. Мне повезло, потому что я попадала на главную дорожку, и у меня была возможность посмотреть все фильмы участников в зале «Люмьер». Это было здорово! Кто-то может сказать, что фильмы можно посмотреть и после, уже дома. Но это особая атмосфера, когда ты смотришь фильмы вместе с режиссерами, слушаешь их речи – мне кажется, это ничем не заменить.

С Нуржамал Дамир

Нуржамал Дамир

С восьми утра смотрела фильмы, затем ходила на Short Film Corner, там смотрела короткометражки. Знакомилась со студенческими фильмами в «Синефондасьон»; конкурсными работами в Short Film Competition.

В Short Film Corner проходили также мастер-классы. Профессионалы европейских киношкол рассказывали, как продвигать свой фильм, где брать идеи, как развивать, как снимать картины.

L. Какой режиссер стал для тебя открытием?

Режиссер-участник Брильянте Мендоса (Brillante Mendoza) представлял фильм «Мама Роза». Этот режиссер стал для меня открытием на Каннском кинофестивале. Желающих попасть на встречу с ним было очень много, я пришла за три часа. Была возможность лично с ним познакомиться, передать диск с фильмом, обменяться визитками, поговорить, предложить посмотреть фильм. Он оказался очень простым и дружелюбным человеком. На его мастер-классе я поняла, что нужно постоянно учиться. Мне раньше часто говорили, что я многого не знаю, некоторые критики, в том числе и здесь, не воспринимали меня серьезно, некоторые называли меня выскочкой, которая возомнила себя режиссером – всю эту критику я отпустила после встречи с ним. Я поняла, что многого не знаю и не умею, он произнес замечательную мысль, что ты просто должен трудиться – заниматься тем, чем хочешь. Ты просто продолжаешь снимать. Мендоса снимает в год одну картину. Готовится очень долго и тщательно, и снимает очень быстро. Этот человек дал мне понять, неважно, какой у тебя уровень знаний и подготовки на тот момент, когда ты ступил на путь режиссуры. Ты просто рассказываешь то, что внутри тебя. Я вдохновилась его идеями, его взглядами на жизнь. Сейчас я просто хочу рассказывать истории. И потом невозможно всем понравиться, кто-то обязательно будет тебя критиковать.

С Брильянте Мендоса

With Brillante Mendoza

L. Как проходят мастер-классы? Скорее всего это встречи?

Да. Обычно режиссеры делятся своими знаниями, как работать с актерами, искать команду. Возможно, он не сказал ничего нового, но когда смотришь на ситуацию через призму режиссера, любая информация воспринимается по-другому. Кроме известных режиссеров, выступали профессионалы с различных киношкол. Я нисколько не пожалела, что поехала.

L. Как думаешь, могли бы кыргызстанские режиссеры каждый год подавать заявки и принимать участие в этом фестивале?

Да, я в этом уверена, потому что европейскому зрителю это интересно. Я слышала отзывы по своей картине – практически не было критики, очень многие были удивлены узнав, что здесь снимают такие фильмы, включая организатора. Именно он повлиял на то, чтобы я приехала в Канны. Он сказал: «Я же тебе говорил, что твой фильм имеет смысл находиться здесь в Каннах». Его коллеги после просмотра тоже делились хорошим отзывами, и для меня это было тоже хорошим стимулом дальше продвигать наше кино.

Знакомилась с павильонами. Это хороший шанс говорить не только о кино, но и стране в целом. Внутри меня проснулось патриотическое вдохновение и захотелось увидеть свой павильон. Думаю, у нас есть большие шансы попасть туда. Открыть свой уголок, это один из путей для развития страны. Думаю, у наших режиссеров есть большие шансы попасть на Каннский фестиваль, просто нам нужно продолжать работать и, наверное, уметь поддерживать друг друга и общими силами рваться туда.

Павильоны

павильоны

L. Расскажи, как сами французы относятся к фестивалю?

Меня очень удивили французы, обычные жители, которые сильно поддерживают свое искусство. Они просто приходят и фанатично поддерживают фестиваль. Например, наши зрители очень редко ходят на фестивали, чтобы просто интересоваться, поддерживать культуру. На наши фестивали ходят те же киношники, родственники, которые приходят поддержать тебя. На Каннский фестиваль приезжают с разных уголков Франции, ну и туристы, конечно, которые просто покупают билеты, снимают отели за бешеные деньги – для них находиться в эпицентре культурного мероприятия имеет большое значение.

У нас была возможность попасть на главную ковровую дорожку, зайти на премьеру фильмов вместе со звездами. Обычные зрители, которые встречали кинозвезд, красиво одевались, приходили, стояли в очереди. Есть такое понятие как last minute – последняя минута, возможность. В зал проходят все актеры, звезды, и если остаются места, пропускают обычных людей. И несмотря на то, есть ли у них шанс или нет, у киноманов такой большой интерес, что они могут стоять в очереди несколько часов в надежде, что фортуна может улыбнуться им.

13220583_1709148812659781_6716197921837429797_o

L. Какие еще впечатления у тебя остались?

Я не успевала все осознать. Приходила поздно (некоторые фильмы шли до двух часов ночи), целый день ходила на мастер-классы, знакомилась с людьми — я получила столько информации, эмоции просто переполняют! И только в последние дни, когда все потихоньку улеглось, мы втроем с режиссерами сидели у окна, был прекрасный вид на море, только тогда мы осознали «Ой, а мы же здесь в Каннах!». Это хороший жизненный опыт, который подарил стимул многим начинающим режиссерам и киношникам, которые хотят дальше развиваться.

L. Что ты узнала о себе?

Каждый раз, когда я еду на фестивали, убеждаюсь в том, что очень многого не знаю, что хочу учиться дальше. И когда мне люди в шутку говорят, «ой ну что с Канн приехала, где пальмовая ветвь», с одной стороны, это звучит забавно. Такие фестивали делают меня более приземленной, потому что там я встречаю очень талантливых людей, узнаю что-то новое. Short Film Corner это хорошая возможность сравнить себя с другими, понять, чего не хватает для роста, как лучше преподнести свою историю. Опыт общения с такими же молодыми киношниками дал мне хороший стимул учиться и развиваться дальше.

С организатором Tom Bnde

Tom Bnde.

L. Какие отзывы ты получила о фильме?

Я получала хорошие отзывы, многим понравилось, что у нас в стране есть свой взгляд на кино. Кто-то отмечал операторскую работу, и я просто рассказывала, кто у нас был оператором, рассказывала о команде. Отзывы были в основном положительные.

L. В Канны ездил и Эрнест Абдыжапаров. Удалось пересечься?

Да, мы встретились, они нас пригласили, мол, как кыргызы встретились в Каннах (улыбается). Мы им очень благодарны. Эрнест Абдыжапаров и Саматбек Ибраев были в киномаркете Марше дю фильм (Marche du film), где продаются фильмы до создания или готовые картины.

13174082_10209934828432657_7305397615583183197_n

L. Было время увидеть город?

В Каннах у меня не было времени, график был загруженный. В последний день я съездила в Монако, перед прилетом Ниццу увидела, съездила в Париж на два дня. Пока была возможность хотела ощутить дух Франции. В Каннах в последний день я искупалась в море. Я подумала, наш Иссык-Куль просто изумительный! Вода совсем другая. После я приглашала всех приехать на Иссык-Куль.

Пыталась узнать французскую культуру. Мне очень понравились взаимоотношения мужчин и женщин. Мужчины очень уважительно относятся к своим женщинам, ухаживают, заботятся. Французы говорили, что я очень молодая, хотя у нас 25 лет я уже не молодая (улыбается), а уже со своим жизненным взглядом, конечно, приятно получать восхищение и уважение чужого народа.

Париж

Париж

L. Что у тебя планах?

После Канн я решила, что историю «Таксиста» я переверну на другую страницу и начну новую. За год он объездил много фестивалей и получил много положительных отзывов, он продолжает проходить в фестивали, я до сих пор получаю приглашения. Наверное, больше я не поеду с «Таксистом». Перед отъездом и после приезда с Канн мне было неприятно слышать от людей то, что я пиарюсь за счет фильма. Я больше не хочу говорить на публику, рассказывать журналистам о том, что собираюсь делать, потому что наши люди по-другому воспринимают то, что ты пытаешься сделать. Люди многое переворачивают с ног на голову. Я решила стать более закрытой от всего этого и просто снимать кино, делать то, что мне нравится. У меня такое впечатление сложилось.

Ницца

Ницца

Я, наверное, по своей простой наивности хотела поделиться с людьми своими впечатлениями о пребывании в Каннах. Люди восприняли это по-другому. Я, может, расстроилась немного, но не зацикливаюсь на этом. У каждого свой путь, эти люди не знают, через какой путь я прошла, чтобы моя мечта осуществилась. Может, для кого-то это все и не имеет значения. Поездка дала мне возможность поверить в свое будущее, будущее своей страны, будущее кино. Я бы очень хотела пожелать всем режиссерам удачи, чтобы они не боялись, участвовали в фестивалях. Участие это не только награды, в первую очередь это опыт, который обогащает творчество. Это польза для твоей страны. Надеюсь, другие журналисты, которым обещала дать интервью, поймут меня. Подумают еще, звездной болезнью заразилась. Абсолютно нет. Как говорят люди, просто «пиариться» не хочу (улыбается).

Хотела бы поблагодарить своих близких, друзей за их поддержку, поблагодарить спонсора, который оплатил поездку и всех людей, которые оказали мне финансовую поддержку. Я благодарна Турату байке, Шаир эже и Динаре эже - людям, у которых я жила в Ницце и Париже. Важна поддержка для меня значит многое. Спасибо большое!

Посмотреть еще:

Кымбат Адылбекова о том, как ее картину пригласили в Канны — лучший кинофестиваль мира

Алфавит мая: 12 хэштегов, которые наделали шума

Фото дня: Кыргызстанские кинорежиссеры отправились на Каннский фестиваль

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.
Поделись своим мнением

Обсуждаемое в соцсетях