Акын-импровизатор Кубат Тукешов: «Когда-нибудь я тоже стану великим культурным деятелем своей эпохи»

26/04/16, 10:16   |  Просмотров: 16350

Limon.KG - Вспомните фильмы «Раймалы менен Бегимай», «Алымкан», где воспевается любовь. В этих картинах зритель видит исконное-культурное ремесло айтыш — импровизация. Сегодня в гостях у Limon.KG известный молодой акын-импровизатор Кубат Тукешов, который рассказал о тонкостях своего творческого ремесла.

11903789_428537087271096_6570762508484972299_n

L. Кубат, когда начали проявляться способности к импровизации? От кого вы унаследовали этот талант?

Я вырос в семье медиков. Нас двое: я и моя сестра. Можно даже сказать, что моя семья — династия медиков: папа, мама, дедушка, бабушка — все врачи и медики. Казалось бы, люди, занимающиеся точными науками, как медицина, не могут заниматься творчеством. Поистине талантливым человеком является мой дедушка. Часто бывало так, что он брал меня с собой на мероприятия или посиделки, а сам выступал, импровизируя и играя на комузе. В первый раз, когда я увидел, как он играет, я будто завороженный стоял, смотрю, а вокруг все люди застыли с улыбками на лицах. Увидев, как он стал центром внимания, я загорелся желанием заниматься айтыш — импровизацией.

L. Сколько лет вы уже выступаете? В каких странах побывали?

Впервые выступать я начал, рассказывая «Манас» в первом классе. Даже ездил на гастроли на разные конкурсы. В то время для меня казалось невозможным научиться играть на комузе. Ведь я левша. Передо мной возникли серьезные физические барьеры. Но жгучее желание научиться играть на инструменте придавало мне сил, и я вопреки всему научился играть. Днем и ночью играл, не переставая.

Когда я учился в 10 классе, мой отец повел меня на конкурс. Это было соревнование международного масштаба. Сюда съезжались акыны-импровизаторы со всего Кыргызстана, Казахстана. Сейчас я понимаю, что это и была судьба! Увидев профессиональных акынов, я понял, в чем состоит мое призвание. После выступления я уже не был прежним, я жил своей мечтой. Если я видел, что по телевизору транслируют выступления акынов-импровизаторов, я все бросал и бежал, дабы успеть все увидеть. Ночами слушал и записывал импровизации и поэтические состязания великих акынов.

10689968_1476406095937480_6817555799457753988_n

В 2010 году я поступил на факультет Международных отношений при КГНУ им. Ж.Баласагына. В тот же год я вступил в фонд «Айтыш». Основателем общественного фонда является Садык Шер-Нияз. Каждый, кто мечтает и видит себя в поэтических состязаниях или импровизациях, вправе стать полноценным членом этого фонда. За месяц мы встречались три раза, а нашими наставниками и учителями были гении искусства айтыш, такие как Элмирбек Иманалиев, Амантай Кутманалиев, Аалы Туткучев. В рамках общественного фонда они учат нас состязаться, играть на комузе, петь, советуют, что нужно дополнительно читать. Учат заниматься самообразованием.

L. Когда вы начали выступать в конкурсах международного масштаба?

Официально я начал участвовать в конкурсах международного масштаба с 2011 года. Ездили в Турцию, Москву. Даже в Боснию и Герцеговину, где мы представляли Кыргызстан. Но самым запоминающимся событием был конкурс, организованный в честь 135-летия Калыка Акиева, где я занял второе место. А также конкурс, организованный в честь 150-летия Т. Сатылганова, в котором я занял 4-е место. Я очень горжусь тем, что участвовал в этом состязании. Принимало участие всего 44 акына-импровизатора из Кыргызстана и Казахстана.

12321289_640628226079895_1464465557619199191_n

L. Мы знаем, что каждому акыну народ дает свое прозвище. А как зовут вас?

Если вспомнить историю, то нашего великого наставника Т. Сатылганова народ прозвал «Той-ырчы» (в переводе «певец праздника») или же «Тоо-булбулу» (в переводе значит «горный соловей»). Только народ может дать какое-либо прозвище своему акыну. У Амантая Кутманалиева — «Сарыкашка» в силу того, что он сам рыжий. У Аалы Туткучева — «Айкашка», потому что он светлый, а у меня — «Сологой-акын» (в переводе значит «левша»).

L. Возникают ли казусные ситуации среди акынов-импровизаторов?

Все акыны-импровизаторы имеют отличное чувство юмора. Зачастую у нас случаются казусные и смешные ситуации. Однажды, когда мы готовились к очередному уроку по импровизации, мы ждали нашего наставника Амантая Кутманалиева. А его комуз лежал на столе. Мы по очереди играли на нем, и вдруг каким-то образом акын по имени Кадырбек сломал инструмент учителя. Естественно, «шейка» комуза сломалась. Не зная, как поступить, мы в спешке приклеили ее кое-как, ожидая своего наставника. Через некоторое время зашел Амантай Кутманалиев. Ничего не подозревая, он осматривался. Тут я начал играть грустную и лиричную песню, напевая: «Столдун чети кырс этти... Комуздун моюну тырс этти...». В ту же секунду он все понял, его инструменту пришел конец.

10366094_1390656124512478_7256314176160489417_n

L. Какими качествами должен обладать человек, желающий стать акыном-импровизатором?

Чтобы быть акыном недостаточно просто умение играть на инструменте. Очень важно и необходимо быть остроумным. Самое главное оружие акына - остроумный поток мыслей в шуточной форме. Посредством остроумия акын доносит до народа суть своих философских мыслей и рассуждений. Воспевая бытовые проблемы, горе и радость, мы по сути стараемся направить на правильный путь свой народ. Кроме того, акын должен быть очень образованным человеком, иметь широкий кругозор, знать философию, историю, психологию людей. Например, если будешь выступать перед людьми преклонного возраста, ты воспеваешь трудности и радости старости, помогаешь вспомнить былые дни. Другое дело — перед молодой публикой, здесь ты больше стараешься шутить. Грубо говоря, ориентируешься на аудиторию.

Айтыш: Кубат и Балгынбек

L. Остается ли осадок после состязаний между вами и вашими оппонентами?

Часто нам задают вопрос: «А какие у вас отношения с вашими оппонентами?» Да, порой у нас бывают жаркие состязания, что со стороны даже кажется, что мы перегнули палку. Но скажу вам честно, то, что происходит на сцене, остается на сцене, а за кулисами мы — друзья. Часто, шутя мы друг другу говорим: «Отлично выступил! Тебе повезло!» У акынов есть отличное качество, как самоирония, благодаря которому выступления никогда не влияют на личную жизнь никоим образом.

12314026_640620262747358_3600678023557159423_n

L. По образованию вы — международник. Как вы собираетесь совмещать свою профессиональную деятельность с творчеством?

Часто мои родители спрашивали меня: «Откуда ты такой акын? Вроде у нас клан медиков!». На что я отвечал: «Вы — медики и врачи. Вы лечите здоровье людей. А я — акын! Я лечу души людей. Вы берете в руки скальпель! А я беру в руки комуз. Так пускай люди приходят на мои концерты, нежели к вам в больницу!». Они смеются и соглашаются, что мы- «коллеги». Как я говорил ранее, я закончил факультет Международных отношений при КГНУ. Мне моя специализация очень нравится. Мечтаю в будущем стать послом, служить своему народу.

L. Какие у вас творческие планы на этот год?

Так как этот год «Год истории и культуры», очень много грандиозных проектов и планов. Думаю, самым торжественным мероприятием будут «Игры кочевников». Большинство фестивалей и конкурсов проводятся осенью. Пока у нас все по наитию, плывем по течению.

12662456_147729835609117_6793582626486781943_n

L. Любому творческому человеку требуется вдохновение, что вы делаете, когда его нет?

Наше искусство — уникально, здесь нужно одновременно воспевать и импровизировать. Порой бывает, что хочешь летать на крыльях ветра и готов горы свернуть, а порой бывает, что через 5 минут выступать, но и в голове, и в душе пусто. Но, как говорил наш акын-импровизатор, народный артист Кыргызстана Ашыралы Айталиев: «Акын не должен ждать вдохновения! Он должен звать свое вдохновение!». Для нас недопустимо сидеть и ждать, когда придет вдохновение, нам нужно создавать условия для его возникновения!

L. Существуют ли отличия между кыргызскими и казахскими импровизаторами?

Поэтические состязания и импровизация практикуются только у кыргызов и у казахов. Честно говоря, явных отличий нет в импровизации. Разве что манера выступления. Казахские акыны больше акцентируют внимание на мелодичность своего воспевания. В Казахстане очень много акынов-импровизаторов, общее количество около 250. В то время как в Кыргызстане около 50. У Назарбаева есть цитата: «Какой аким как работает, я буду спрашивать с акына!». В Казахстане акыны находятся на гособеспечении, а у нас в основном все своими силами. Конечно, жаловаться нам тоже грех, но в идеале хотелось бы, чтобы наше государство устраивало больше мероприятий и фестивалей. Радует, что в наше творчество привлекается все больше людей юного возраста. В нашем фонде есть школьники, учащиеся в 6-х классах.

12274704_640621702747214_7376737932375335566_n

Сравнивая казахских акынов и кыргызских, хочу добавить, что в Кыргызстане не хватает девушек-акынов. В Казахстане их очень много. По своему опыту, считаю, что девушки состязаются более интереснее, чем мужчины. Девушки выступают более лирично, эмоций больше. В свое время Майра Керим кызы старалась развивать течение девушек-акынов. Но после ее смерти все это забылось. Была только Жыпара Кожокеева. Но к счастью, с прошлого года активно начали выступать наши девушки. В их рядах Самара Каримова, Гулкайыр и т.д.

Я понимаю и осознаю, что этот дар от Всевышнего, и не каждому он дается! Поэтому я должен к этому отнестись очень ответственно! У меня есть желание пойти по стопам моих наставников, моих прадедов. Возможно, когда-нибудь я тоже стану великим акыном-импровизатором своей эпохи!

Посмотреть еще:

Состоялся IV Фестиваль образования на тему «Экология и здоровье» (фото)

В столице состоялся четвертый вечер поэзии

Личность Кыргызстана: Народный сын, сказитель-манасчи и поэт Уркаш Мамбеталиев

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.
Поделись своим мнением

Обсуждаемое в соцсетях