24 февраля 2017г.

LimonKG

Личность Кыргызстана: Петр Шубин — дирижер, организовавший первый киргизский оркестр

Limon.KG - Сегодня расскажем о жизни и деятельности одного из видных дирижеров и композиторов нашей страны П.Ф. Шубине — человеке, который посвятил всю свою жизнь делу строительства новой музыкальной культуры и воспитанию киргизской интеллигенции в области музыки.

Шубин

Народный артист СССР, член Союза композиторов Киргизской ССР, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР, организатор и руководитель первого оркестра народных инструментов Петр Федорович Шубин родился 10 июня 1894 года в деревне Ташла Троицкого района Оренбургской губернии в бедной крестьянской семье. В детстве маленький Петр проявил себя необычайным ребенком, и в 1908 году мальчика родители отдали на музыкальные курсы профессора Смоленского. После 4-х лет учебы будущий музыкант занимается сомообразованием, и в 1915 году экстерном заканчивает Высшие музыкальные курсы Ронгов по классу теории, композиции и фортепиано. Начав строительство своей новой жизни, молодой Шубин был готов к новым свершениям. Так в 1918 году он получает свою первую премию Пролеткульта за сочинение «Русской песни».

Начиная с 1915 по 1928 гг. Петр Федорович проработал учителем по музыке в Ленинграде, Башкорстане и Оренбурге, а в годы Гражданской войны в качестве капельмейстера и начальником курсов Революционного Совета Башкирских войск. В 1922 году его демобилизуют, он возвращается в родную губернию, где посвятил себя новым работам и гастролям. Наиболее крупными сочинениями стали трехактный балет «Освобожденная Россия», симфония «Гибель богов», фантазия «Октябрьский переворот» (1922–1925 гг.); «Траурный марш» (1924 г.), посвященный памяти В.И. Ленина.

Весной 1928 года правительство Москвы отправляет Петра Федоровича в далекую Киргизию, где он навсегда оставшись здесь, связывает свою судьбу с развитием киргизского профессионального искусства. Свои первые годы пребывания он посвятил театру рабочей молодежи. Здесь и произошло знакомство двух молодых и талантливых композиторов А. Малдыбаева и П. Шубина. После реорганизации студии в Киргостеатр и музтехникум Шубин переходит в последний, где в течение пяти лет преподает музыкально-теоретические предметы, готовя к практической деятельности национальные кадры музыкантов. В освоении музыкальной грамоты у Петра Федоровича учатся будущие крупнейшие деятели музыкального искусства республики, среди которых были А. Тулеев, М. Абдраев, А. Аманбаев, Ф. Назаров и многие другие.

шубин3

Петр Шубин со своей семьей

В 1935 году его приглашают в киргизский театр в качестве дирижера и композитора. В этом же году Петр Шубин возглавил музыкально-драматический театр и совместно с А. Малдыбаевым написал музыку к драме «Карачач» по сценарию К. Джантошева.

В музыкальной традиции кыргызов не существовало ансамблей или оркестров. Единственный ансамбль, который был знаком кыргызским музыкантам - сольное пение в сопровождении комуза, ведь чаще всего акыны выступали в состязаниях.
Создать оркестр было делом не из простых. Но тем не менее Петру Федоровичу удалось собрать оркестр воедино, добиться высших результатов и внести значимый вклад в развитие киргизского искусства.

А в 1936 году на базе небольшого театрального ансамбля Шубин организовал оркестр киргизских народных инструментов, в котором в качестве руководителя оставался до конца жизни. В составе оркестра было 22 музыканта, среди которых видные мастера народной музыки М. Куренкеев, К. Орозов, Ы. Туманов, К. Акиев, М. Мусурманкулов, А. Усенбаев, Ш. Термечиков, А. Огомбаев, М. Баетов, О. Болеболаев, С. Бекмуратов и другие. Это был первый в стране национальный оркестр, исполняющий произведения по нотам. Осенью 1936 года оркестр выходит из состава театра и начинает самостоятельный художественный коллектив, Шубин возглавляет Республиканскую филармонию. Этот оркестр совместно с филармонией стали настоящей кузницей кадров для талантливых музыкантов, в котором воспитывались первые национальные дирижеры К. Молдобасанов, Н. Давлесов и многие другие.

Стоит заметить тот факт, что такие народные инструменты как комуз, кыл-кыяк и чоор были модернизированы и усовершенствованы с помощью музыкального мастера К. Верхоглядова. Вскоре была получена и быстро освоена партия реконструированных комузов пяти видов: пикколо, прима, альт, тенор и бас, а также введены в состав оркестра флейта, гобой и фагот. Еще одним интересным моментом стал случай, когда 60–70-летние старики терпеливо изучали ноты и прекрасно исполняли сложные музыкальные номера.

шубин4

Источник фотографии: foto.kg

Выступления оркестра пользовались большим успехом не только в столице, но и в отдаленных местностях республики. Оркестранты проходили нотную грамоту: пели сольфеджио и играли по нотам. Киргизский оркестр был построен тремя основными группами инструментов: деревянные духовые – чоор (флейта), сурнай (гобой), смычковые – кыяки и щипковые – комузы. П.Ф. Шубин обработал и сочинил более восьмидесяти народных мелодий и оригинальных произведений, среди которых числятся известные пьесы: «Беш ыргай», «Комузчу», «Киргизский шуточный» и многие другие.

Весной 1939 года в декаде Киргизского искусства, которая проходила в Москве, оркестр вызвал восторженные отзывы у видных советских композиторов и дирижеров, особенное внимание москвичей привлекло исполнение оркестрантов «Мураз-Кербез».

16 января 1948 года преждевременная смерть дирижера и композитора оказалась большим ударом для всей республики. Киргизское музыкальное искусство лишилось своей яркой звезды.

П.Ф. Шубин был депутатом Верховного Совета Киргизской ССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак почета», Почетными грамотами и Грамотами Верховного Совета Киргизской ССР. Отмечая его большие заслуги в развитии кыргызского музыкального искусства, правительство республики присвоило одной из центральных музыкальных школ столицы имя Петра Федоровича Шубина.

шубин2

Первый состав оркестра народных инструментов Киргизии

Музыка к спектаклям: «Ажал ордуна» (1934 г.), «Карачач» (1935 г.), «Джапалак Джатпасов» (1936 г.), «Столица» (1935–1937 гг.), «Платон Кречет» (1936–1938 гг. «Джаныл» (1946 г. – не окончена), «Коварство и любовь» (1947–1948 гг. – не окончена).

Для оркестра: музыка для спортивной делегации Киргизии к параду на Красной площади в честь 20-летия Октября (6 номеров, из которых наиболее известен Марш Киркавполка (1937 г.); фантазия на киргизские темы (1938 г.).

Увертюра «Молодая мечта» («Жаш тилек»); сюита «БЧК»; сюита на темы М. Куренкеева; киргизский танец девушек; «Мин кыял» на темы Токтогула; марш Киркавдивизии и др.

Для камерных оркестров: серенада, романс, каватина для скрипки с фортепиано; песни без слов; мелодия для виолончели и скрипки с фортепиано (все сочинения до 1928 г.); квартет на тему С. Медетова «Пахтачы кыздын бийи» («Танец девушек-хлопкоробов»); «Возвращение» (киргизский танец) для струнного квартета; 3 киргизские пьесы для квартета деревянных духовых; 3 пьесы для виолончели с фортепиано на темы киргизских песен «Ляйлихан», «Акимбай» «Куйомун»; пьеса для скрипки и фортепиано на тему «Ажырашуу»; «В часы досуга» – две пьесы для виолончели и фортепиано; сюита «Песни без слов» – шесть пьес для скрипки и фортепиано.

Для фортепиано: пьесы «Похоронный марш» (1924 г.), Испанский танец, полонез, два вальса (все до 1928 г.); пьесы «Шутка» (1940 г.), 7 киргизских танцев; обработка мелодии А. Темирова «Пять рябин» («Беш ыргай») и др.

Вокальные сочинения: свыше 25 романсов и дуэтов на слова А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Корецкого и П. Шубина; свыше 30 песен на слова В. Лебедева-Кумача, В. Винникова, М. Голодного, П. Шиплевого, М. Исаковского, С. Маршака; 6 песен на слова Токтогула, 6 песен на слова А. Токомбаева, Т. Уметалиева, К. Кумушалиева, И. Байтемирова, К. Маликова, К. Акиева; 6 песен на народные киргизские тексты.

Вокальные обработки: песен М. Баетова, Д. Шералиева, А. Малдыбаева, А. Огонбаева; обработки казахских, киргизских, узбекских, татарских, молдавских народных песен.

Обработки для оркестра: «Керме-Тоо» (народная), «Эски камбаркан» (мелодия Токтогула), «Такмаза» (мелодия А. Кумамбетова) и др.

Посмотреть еще:

Личность Кыргызстана: Трагичная судьба видного ученого-просветителя Ишеналы Арабаева

Личность Кыргызстана: Насыр Давлесов - рожденный быть великим композитором

Жестокий, но честный фильм Б.Шамшиева «Волчья яма», получивший признание всего СССР

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.
Поделись своим мнением чуть ниже
Обсуждения закрыты
еще...

Творите и меняйте этот мир к лучшему вместе с нами!
Закрыть
вверх
×