Фото 1900 года. Как выглядели кыргызские невесты, и какими обрядами сопровождалась свадьба

01/02/16, 10:18   |  Просмотров: 16730

Limon.KG - На фото дочь главы Джантая аула в Каинды. Она невеста Калча – главы аула Ирташ, одного из самых богатых людей в этой местности

1365081714_k-1

Фотография была опубликована в 1907 году в книге «Путешествие князя Сципиона Боргезе в Небесные Горы. Земля и народы». Автор: Жюль Брошерел.

В начале прошлого столетия Европа только узнала о существовании в Центральной Азии самого северного ледяного массива Тенгри-Таг, куда входит пирамидальный пик Хан-Тенгри. Многочисленные экспедиции стали штурмовать эту гору с целью изучения этого таинственного места.

Одна из таких экспедиционных групп во главе с князем Чезаре Боргезе также отправилась покорять пик. Князь Боргезе принадлежит к старому итальянскому роду, один из членов которого Камилло Боргезе занимал папский престол под именем Павла V.

Как пишет краевед Владимир Петров, «ледники высокого перевала Тюз путешественники преодолели только благодаря искусству киргизских лошадей лазить по горам».

Во время своего путешествия группа первой сделала фотографии местного населения.

В книге «Путешествие князя Сципиона Боргезе в Небесные Горы. Земля и народы» автор пишет, что свадьба – уникальное явление культуры киргизского народа. К женитьбе относились очень серьёзно и ответственно, старались породниться со знатными семьями, родами – «тектуу эл менен». Отношения – «куда соек» - родственников жениха и невесты у киргизов отличаются подчёркнутым уважением и вниманием. Даже при худших отношениях принято было протягивать руки помощи «Куданын жаманы суу кечирет».

Для свидания будущих молодожёнов специально ставили юрту со всеми убранствами. На свидании устраивались различные молодёжные игры, развлечения – «кыз ойнотоор». Прежде чем войти в юрту, жених с наружной стороны юрты через небольшое отверстие должен был сбить головной убор невесты «шокуле» - «такыя сайуу». Если он не задевал головного убора невесты, то попытка повторялась несколько раз. Всё это сопровождалась весёлыми шутками. Затем устраивалось свидание жениха и невесты – «жар корушуу». Устраивали такие развлечения как «тануу» - подвязывание, «бээ кармоо» - ловля кобылы, «кыз куумай» - догони девушку и т.д. Этот акт, свидание с невестой, продолжался до утра и имел завершающий характер в подготовке к свадьбе. Наконец до свадьбы, за 15 дней до её увоза в свой аил, по обычаю жених давал угощение аилу невесты – «жыгач тушуруу».

Свадьба, и связанные с ней обычаи и обряды, являются самой красочной и содержательной частью всего обрядового комплекса.

Согласно традиции, если девушка выходила замуж, то она навсегда покидала отцовский род, - «кыз башка элдин кишиси (девушка - человек чужого рода) - говорили киргизы и провожали её так, как будто в последний путь.

После переезда в аил жениха, устраивались такие обрядовые действия, как переодевание свадебного головного убора - вместо «шокуло» на её голову одевали «элечек» - белый тюрбан, посвящение огню – «отко киргизуу», заключение брака – «нике кыюу», смотрины невесты – «келин коруу», назначение посаженых родителей – «окул ата, окул эне» и др.

Невестка, по обычаю, не имела права называть по имени родственников мужа – «тергео», заменяла их другими словами. Этот запрет действовал в течение всей жизни невестки.

Посмотреть еще:

История кадра. 22-е Олимпийские игры были самыми удачными для Кыргызстана

Фото 1941 года. Выходной день на табачной фабрике, работа не прекращается

История кадра. «Нет у них ни надгробий, ни могил». Репрессированные кыргызы 30-х годов

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.
Поделись своим мнением

Обсуждаемое в соцсетях