Закулисье оперного искусства. Что мы никогда не увидим на сцене театра

12/01/16, 17:27

Limon.KG - Автор идеи нашумевшего оперного флэш-моба в Бишкеке Таир Бейшеев рассказал нашей редакции о важности оперного искусства в культурном развитии человека. Почему кыргызстанцы так мало уделяют внимание опере? Чем отличается человек, вышедший с дискотеки от человека, вышедшего с концерта классической музыки? В чем смысл живого исполнения? Сейчас мы все узнаем.

13269f97-fbf1-4a62-aa24-cf5ab7ac2dcf

Фотограф Адилет Керимбеков

L. Как стать оперным певцом?

Опера – сложнейшее искусство, которое зародилось в Италии. Человек здесь должен быть и музыкантом и певцом и актером. К тому же здесь еще задействованы такие факторы как костюмы, оркестр, осветители – это коллективный продукт.

Концертмейстеры заслуживают отдельного внимания – они готовят певцов, занимаются с нами, все проходит через их руки.

L. Получается, что оперный певец всегда учится?

Тот, кто сказал, что всему научился уже не профессионал. У каждого певца есть свои шероховатости. Из отечественных исполнителей ориентир для певцов – это Булат Минжилкиев, он установил очень высокую планку, до которой нам всем еще расти.

96850d66-b88f-43ac-8168-99f49faeda95

L. С какого возраста надо начать заниматься музыкой, чтобы стать профессионалом?

Я начал заниматься музыкой только в 20 лет. Многие начинают с детства.

L. Получается, что нет возрастных ограничений? Например, как это происходит в спорте

Чтобы образовалась музыкальная форма нужно лет 10, еще 10 лет, чтобы отшлифовать свои навыки, а потом наступает звездный час.

Но я бы сказал, что женщинам надо раньше начинать, потому что они в основном играют молодых девушек, не может выйти певица в 50-60 лет и петь о любви. Но случаются исключения.

Мужчина же может сыграть и старика, и царя, и воина.

8fe17122-a935-4b37-a05a-1775af38f029  

L. Наверное, чтобы петь оперу требуется большая энергия, но с возрастом она уходит, как сохранить силу голоса?

Оперу можно сравнить со спортом. Это те же мышцы, те же тренировки. И да, действительно со временем это уходит. Но многие пели и до самого позднего времени, Елена Образцова выступала на сцене до самого конца, а ушла из жизни она в 75 лет.

Но это все возможно только при правильном пении, если спортсмен неправильно поднимет штангу, получит травму, также и у нас, можно получить травму мышц, при помощи которых мы поем.

L. Почему вы решили петь в 20 лет?

Как-то мы с друзьями проходили мимо института искусств, я спросил, что это за здание, друзья мне объяснили и сказали, что меня туда все равно не возьмут. Меня это задело, и я там же в шортах и майке зашел в институт. Меня послушали, и оказалось, что у меня хороший голос, я поступил туда на бюджет. Хотя у меня уже было экономическое образование.

Два года проучился на дирижера, потом перевелся в консерваторию, потому что в глубине души хотел петь. И перевелся я к самому Темирбекову Марлену Болоталиевичу - это народный артист СССР.

73f586fc-1723-4e26-8a84-5753366e27be  

L. При поступлении смотрят не на навыки, а на талант?

Мне сказали, что у меня есть талант, но это один процент, нужно вложить 99 процентов труда, чтобы что-то получилось. Что в принципе я и сделал. Я почувствовал, что это действительно мое.

L. Почему вы выбрали оперу?

В хоре я очень выделялся, были иллюстраторы, которые говорили, что мне надо в консерваторию. Мне нравилось петь и рок и рэп и лирические эстрадные жанры. Но меня зацепила сложность жанра в опере.

Мне мой преподаватель говорил, что они за один спектакль меняют по три рубашки. Многие думают, что певец пришел, рот открыл и все.

Один час пения равносилен тому, что ты выкопаешь один кубометр земли.

L. Бывает, что после концерта вы устали и просто не можете говорить?

Да, в позапрошлом году, была премьера Дон Жуана, я исполнял партию Лепорелло, для меня это самая большая партия. После двух спектаклей подряд, я ходил как зомби. Ведь при исполнении певец выплёскивает сколько эмоций. Мне рассказывают анекдот, а мне не смешно. Долго восстанавливался, два-три дня.

46727b3e-00f2-4460-933e-09c59bc6cf5d

Профессиональный грим для спектакля 

L. Перед важными спектаклями как вы готовитесь?

У нас день молчания перед спектаклем. По идее так должно быть, но в силу того, что в театре маленькая зарплата, здесь каждый работает на трех-четырех работах. Так что полностью отдаться искусству не получается.

Перед спектаклем надо съесть мясо, чтобы были силы, и выпить кофе.

Мясо для силы, кофе для страсти, как говорят у нас.

L. Энергетика от зрителей важна для исполнителей?

Когда зал полон всегда лучше, ну а если он пустой – как будто чего-то не хватает. Аплодисменты - лучшая награда для артиста.

L. Не жалели ли вы что выбрали эту профессию? Ведь сфера искусства очень мало финансируется, и творческие деятели не получают того, что они заслуживают.

Наше творчество мало оценивается. Ценит его сейчас только та интеллигенция, которая осталась с советского времени. И даже мои друзья порой не понимают, чем я занимаюсь

Этот год в Кыргызстане посвящен культуре и истории. Я надеюсь, со стороны правительства будет какая-то поддержка. Мы планируем концерты и хотим рассказать людям, что такое классическое исполнение и что такое настоящий живой звук. Когда музыка исполняется живьем , передается тот нерв, который компьютер не способен передать. Певцы, которые поют под минус, не передадут ту вибрацию, звук и эмоции, а это самое главное.

67aacf36-a971-4310-876a-e52309ad1231

L. На эстраде тоже есть живое выступление

Эстрада тоже бывает разная. Я слушаю Фрэнка Синатру, советское ретро – это Муслим Магомаев, он оперный певец, но пел и эстрадные вещи.

Когда слушаешь оркестр живьем, и видишь, как синхронно музыканты двигают смычками скрипки – дух захватывает, нежели выходит один человек и поет под минус.

Бывает еще во время выступления, хочешь потянуть ноту и смотришь на дирижера, он это понимает, и он вместе с тобой тянет эту ноту, давая направление всему оркестру. Каждый вдох, каждая нотка вместе.

Мы хотим дать бесплатные концерты, привлечь звезд, их окружение, молодые компании. Когда молодёжь будет развиваться, тогда возможно что-то изменится.

Сейчас зритель смотрит на наши концерты и думает, а где шоу?

Зритель немного потерялся. И очень хочется вновь вернуть былую славу оперному искусству в стране. У нас есть молодые талантливые певцы не хуже европейских, а у азиатов к тому же, тембр голоса гораздо красивее, чем у европейцев.

L. Помните эксперимент о влиянии разных жанров музыки на капли воды, при включении классической музыки молекулы воды приобретали ровную красивую форму. Можете ли вы сказать, что классика также влияет на самого человека?

Вы были на дискотеке?

L. Да.

Вы были на концерте классической музыки?

L. Да.

Согласитесь, что два разных человека выходят после дискотеки и после концерта. После дискотеки человек выходит уставшим, выжатым, а после классического концерта выходит воодушевленным и полным сил и энергии.

У нас будет концерт пятого марта, будем поздравлять всех женщин.

71902533-919d-4693-899b-d264cdcb9cb1

L. На концертах вам удается увидеть кто сидит в зале?

Конечно, если это романс, то очень много бабушек - это самый искренний зритель.

Но народ очень разношёрстный, где-то молодые, иностранцы, бабушки с дедушками сидят.

Есть постоянные зрители, их уже узнаешь в лицо, они подходят и спрашивают, когда будет следующий концерт.

L. С чем связано то, что молодёжь очень мало проявляет интерес к опере?

Мои сверстники мало заинтересованы, они не знают кто солисты оперного театра, их детство выпало на 90-е, когда их родители думали, где взять деньги на кусок хлеба, там уже точно не до музыки. В этом можно было бы многих обвинить, но надо не искать виноватых, а искать пути решения.

Мы делаем бесплатные концерты, правительство обязательно должно помогать нам.

Да, сейчас всем тяжело, но культуру нельзя отбрасывать, тот, народ, которой забывает культуру, может потерять нацию.
Человек, который ходит в театры и на концерты не позволит себе бросать мусор.

L. Какие роли вы любите исполнять?

В основном для басов пишутся роли злодеев и отрицательных героев, но есть благородные персонажи. Сейчас мы готовим новый для меня спектакль «Евгений Онегин», я буду исполнять партию Гремина.

Я люблю игровые роли, Дон Базилио очень нравится в «Севильском цирюльнике», Лепорелло из «Дон Жуана» – это партия, которая мне по душе, исполняется очень легко и непринужденно.

c6d0cfaf-c74e-4f8c-ae65-bb87fb96f099

L. А есть у вас роль-мечта?

Партия Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя». Его предсмертная ария, когда он понимает, что его убьют - это состояние не передать словами. Каждый певец проживает свою партии. Как еще передать эмоции? Только пропустив все через себя.

L. Расскажите о казусах во время выступлений

Когда я играл Дон Базилио, я должен был выйти на сцену и положить зонтик на диван и шляпу на стол, а я совсем забыл про это. В какой-то момент хотел незаметно снять шляпу, но вместе с ней чуть не сорвал с себя парик, стоя на сцене. Парики у нас старые, они все рассыпаются уже, под светом все это видно.

Я растерялся и чуть с текста не выбился, не знаю, заметили ли зрители и как они отреагировали.

L. Что обычно происходит за кулисами?

Каждый сидит и ждет свой выход, бывает, что смешно наблюдать за тем, что происходит на сцене. У нас в «Дон Жуане» играл парень, которого позвали исполнять роль командора. По сюжету его убили, и когда его подняли, он не свесил голову, смотрелось очень неестественно. Мы все за кулисами пытались сказать, чтобы он свесил голову.

L. Сколько готовится один спектакль?

Дон Жуан готовили 3-4 месяца. Мы начали готовить эту постановку в августе, премьера была в декабре. Сейчас готовим спектакль «Князь Игорь».

de3e8a42-fceb-412f-9383-5fd08e4cd26c

L. Если кто-то из наших читателей заинтересовался оперой, что вы ему посоветуете посмотреть? Наверное, не все спектакли подходят для первого похода в оперу.

Я бы посоветовал «Дон Жуана» – это свежий спектакль, свежий взгляд, мы используем даже телефоны в постановке. «Дон Жуан» - что-то новое, комедийное и интересное, там много движения, драки на шпагах и многое другое.

«Севильский цирюльник» тоже очень смешной, комедийный спектакль. Роль Дон Бартоло обычно исполняет народный артист Талгар Жакшылыков, он превосходный актер. У него 10 образов за один спектакль.

У нас много ребят, на которых я посоветовал бы сходить, они уже играют на уровне Европы. Я бы ходил на любой их спектакль, пора уже подводить людей к тому, чтобы они ходили на определенного певца. Например, Заира Раимбекова, Саян Исин и Кундуз Карыпбаева, если будут играть они, то спектакль уже будет другой.

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.