«Манкурт»: ты родился свободным, так не стань рабом!

10/12/15, 11:35   |  Просмотров: 23094

Limon.KG - По мотивам романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день»

Есть книги, после прочтения которых ты уже никогда не будешь прежним — они меняют сознание. Не будет преувеличением, если сказать, что роман великого Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» относится именно к таким. Его книги были переведены на многие иностранные языки, пересказывались из поколения в поколение, снимались фильмы.

111   

 Сегодня поговорим о фильме «Манкурт», снятый по одноименному   роману Айтматова. Я бы сказала, что это самый яркий отрывок книги, «выворачивающий душу наизнанку». Любопытно, что в 1990 году на экране героев оживил не отечественный режиссер, а Ходжакули Нарлиев, турецкий режиссер. Производство: Туркменфильм, Тугра фильм-Йылмас дуру, Народный комитет по кинематографии СНЛАД (Ливия), Союзкиносервис. Причем, премьера фильма состоялась в Турции в 1988 году и только спустя 2 года, в 1990 году жители тогда еще СССР получили возможность пережить сильнейшие эмоции, которые дарили актеры с голубых экранов.

Если коротко о содержании, позвольте, дорогие читатели, напомнить, что по жанру это философская притча о существе, лишенном памяти о своих корнях, родных, матери, лишенном чувств любви, ненависти, вообще каких-либо эмоций, который испытывает абсолютное безразличие и признает только своего хозяина. Согласно Айтматову, этого рабовладельцы добивались следующим образом: предназначенному в рабство пленнику обривали голову и надевали на неё шири — кусок шкуры с выйной части только что убитого верблюда. После этого ему связывали руки и ноги и надевали на шею колодку, чтобы он не мог коснуться головой земли, и оставляли в пустыне на несколько дней. На палящем солнце шири съёживалась, сдавливая голову, волосы врастали в кожу, причиняя невыносимые страдания, усиливаемые жаждой.

Через какое-то время жертва либо гибла, либо теряла память о прошедшей жизни и становилась идеальным рабом, лишённым собственной воли и безгранично покорным хозяину. Рабы-манкурты ценились гораздо выше обычных.
...Несется конница. С гиканьем скачут, поднимая тучи пыли, воины в остроконечных кожаных шлемах. Во время жестокого налета врага на мирный аул герой ленты попадает в плен, становится человеком без памяти и - в страшном неведении - убивает свою мать...

image12192134_1f5f9992bcfe5a7ebd6eca9e5b1acb19

Как и тысячи молодых, выносливых пленных, молодой парень Жоламан подвергся нечеловеческим пыткам, после чего стал манкуртом. Он пас стадо своего хозяина. Его мать пришла за ним, но он ее не узнал. Напрасно мать пыталась ему все напомнить, рассказывала об отце, о том, как они жили... Но ни один мускул не дрогнул на лице сына, которому когда-то несчастная женщина дала жизнь. Он не помнил ничего. Пока они разговаривали, женщину заметили жуаньжуаны. Найман эне скрылась, но хозяева сказали пасуху, что эта женщина приехала для того, чтобы отпарить ему голову. Это было самым страшным для манкурта. Ему дали лук и стрелы, которым сын убил свою мать, когда та на верблюдице возвращалась, чтобы уговорить сына бежать с ней. Платок на голове женщины превратился в птицу и улетел с криком: «Вспомни, чей ты!»

hqdefault

Фильм снят на высоком профессиональном уровне, актерская игра великолепна. Для более яркого отображения о том, каково было побежденным народам, сценарист фильма Мария Урматова включила в картину сцену, где в начале фильма пленным старикам выкалывают глаза, чего нет в оригинале романа.

444681

«Человеческая глупость и Вселенная бесконечны, хотя о Вселенной я не уверен», - сказал как-то один философ. Я, конечно, согласна с этим мудрым мужчиной, но хотелось бы его перефразировать: «Человеческая жестокость безгранична». Ни один наидичайший зверь не способен на такое.

261107

Есть мнение, что Чингиз Айтматов через этот отрывок хотел показать читателям, что сталинская власть делает из людей манкуртов. Народ, не имеющий своего мнения, слепо живущий по шаблонам властей, скорее напоминает добровольного раба.

1344339799_mankurt.1

Легко жить в зоне комфорта, легко жить и ничего не менять, ведь все большие перемены наступали после того, как кто-то набирался смелости сказать, что это несправедливо, нечестно и сумел повести за собой народ. Может быть, в этом и был посыл гениального автора — заставить нас задуматься и не быть рабами, ведь иногда мы становимся рабами или заложникам даже своих мыслей и стереотипов.

444683

Посмотреть еще: 

Трагическая судьба человека в фильме «Трудная переправа»

Как появился самый любимый «Очкарик» Кыргызстана

Первому кыргызскому цветному фильму «Салтанат» - 60 лет!

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.
Поделись своим мнением

Обсуждаемое в соцсетях