«Элес». Адиль Чекилов: «Если бы И.Пригожин поработал с «Элес», то они бы покорили Москву»

06/10/15, 14:32   |  Просмотров: 15696

Limon.KG - В 90-е годы прошлого века ребята из «Элес» буквально завоевали сердца всех меломанов. В то время их творческий взгляд был абсолютно новым для отечественной музыкальной культуры. Они показали направление новой незнакомой музыки. «Ты мне нужна», «Никогда», «Кайдасын», «Ты мне подари любовь», «В последний раз» эти и многие другие композиции когда-то поселились в наших сердцах и остались там навсегда. Несомненно, каждый кыргызстанец знает легендарную группу «Элес» и подпевает, потому что знает слова песен наизусть.

При одном упоминании названий этих песен в вашей голове просыпаются давно забытые воспоминания о первой любви, свиданиях, прогулках под луной и поцелуях на берегу Иссык-Куля. Интересует судьба самой группы «Элес». Наверняка, каждый из вас про себя думал: «Да, отличная группа была. Интересно, куда они делись, чем занимаются и почему она распалась». Нас преследовали те же мысли, и Limon.KG в поисках ответов отправился на встречу к музыкантам, некогда участникам группы «Элес» Адилю Чекилову и Актану Исабаеву.

2ec182c1c41726db2803d3b3c46bdafc

Начало великой истории
Музыкальная группа «Элес» образовалась, по одним источникам, в 1985 году, а по другим, - в конце 1983 года. Говорят, тогда каскадер Алишер Ишимов продал свою белую «шестерку», на вырученные средства приобрел музыкальную аппаратуру, диковинную на тот момент в Советской Киргизии. Также большой вклад в становление группы внес известный кыргызский каскадер Усен Кудайбергенов.

История Адиля Чекилова: «Мы зарабатывали баснословную сумму, столько даже академики не получали»

L. Адиль, расскажите кто был инициатором создания группы «Элес»?
Каскадеры, выдающийся Усен Кудайбергенов и Алишер Ишимов, были хорошими друзьями. И у них была большая общая мечта, одна на двоих. Друзья мечтали о том, чтобы в Кыргызстане была популярная группа, которая могла бы стоять в одном ряду с такими ансамблями, как «Ялла», «Гунеш», «Арай». Они многое сделали для этого. Нам повезло, что у нас была крутая фирменная аппаратура, которой на тот момент никто не обладал. У Алишера было продюсерское мышление и дикое желание прославить страну.

L. Кто придумал название «Элес»?
Изначально Алишер Ишимов хотел назвать группу «Деемит», но отец еще одного из создателей Эркина Салиева предложил другое название — «Элес». Этот вариант устроил всех и решили остановиться на нем. Также А.Салиев предоставил нам помещение в стенах тогда единственного университета, в котором мы проводили репетиции. Именно он оформил документы, доказывающие официальное существование музыкального состава.

11999376_890745097647324_289495433_o  

L. Адиль, каким образом вы пришли в «Элес»?
Я пришел в группу в 1986 году сразу после армии. Меня здесь уже ждали ребята. Они мне написали в Нижний Новгород, где я проходил службу. Мы тогда играли в парке Дружбы, это была самая популярная дискотека того времени. Естественно, это было местом, где собиралась вся молодежь Фрунзе. «Элес» в основном играл песни только популярных исполнителей. Ведь в то время за всем, что ни делали, велся тщательный контроль, все проходило через цензуру. Но иногда мы исполняли композиции собственного сочинения. Зарабатывали мы, по меркам того времени, громадную сумму, даже академики не получали столько.

Моя музыкальная карьера началась в 14 лет. Я играл в парке «Пишпек» на танцах, также в парке Фучика. Вообще играл во многих группах, для меня это было хорошим профессиональным ростом. Учился в музыкальном училище имени М.Куренкеева. Семья большая: старший брат, две младшие сестренки и четверо младших братьев. Нужно было поднимать их, поэтому играл в ресторанах, тем более для меня было честью зарабатывать деньги.

В 1989 году в Бишкек с концертом приезжала Алла Пугачева со своим театром. Нам помог с ней встретиться Б.Айталиев. Мы отнесли ей записи «Элес», она их послушала, понравилось. Пугачева даже пригласила нас в Москву. Но у нас на тот момент, к сожалению, не было финансов. Так и остались здесь.

11994020_890744904314010_1629300974_o

Знакомство с Суйменкулом Чокморовым
После 1986 года ребят забрали в армию, и оставшиеся пошли играть в рестораны города. В одном из них я, собственно говоря, познакомился с талантливым художником и великолепным актером С.Чокморовым. Он там отдыхал со своими друзьями, Рустамом Ибрагимбековым — автором сценария фильма «Белое солнце пустыни» и с сыном Константина Симонова — Аркадием. Чокморов попросил исполнить нас песню Расула Гамзатова «Журавли». Я был рад, что мне выпала такая честь спеть специально для Чокморова и его именитых друзей. После работы он даже отвез меня домой, хотя я вежливо отказывал, но актер хотел таким образом отблагодарить меня.

Катание на «Чайке» и деликатес «Гашеное утиное яйцо» в Москве
В 88 году Азамат Аширбеков, Эрмек Муканбетов и Адиль Чекилов ездили в московскую студию на повышение квалификации. «Нас встретил Усен Кудайбергенов на «Чайке» (авторитетная машина, на которой ездили преимущественно правящие слои населения). Он повез нас в один из самых крутых и, соответственно, дорогих ресторанов Москвы «Пекин». Для того, чтобы туда попасть, нужно было бронировать столы за несколько месяцев. Усену же это удалось решить одним звонком. Помню, мы заказали гашеное утиное яйцо. Вкус был специфический, но нам понравилось, это же был деликатес».

12001759_890744994314001_1816370025_o

L. Вы принимали участие в конкурсах?
В 1989 году «Элес» впервые принял участие в масштабном конкурсе Средней Азии и Казахстана «Иссык-Куль-89», исполняли песни «Асель», «Туулган жер». На нем мы заняли второе место. Но это не было важным. Нам больше всего запомнилось то, что солист известной группы «Ялла» Фаррух Закиров сказал, что «Элес» хорошая группа и стоит послушать наши песни. Тогда в составе были Айдин Жумалиев, Таалай Бейшеев, Эрмек Муканбетов, Азамат Аширбеков и я. После этого конкурса о нас узнали, приглашали на ТВ и радио. Но с 1986 по 1989 годы состав часто менялся. Много хороших именитых музыкантов прошло через «Элес».

До распада СССР ребята успели принять участие в молодежном международном фестивале слете студентов. Это был один из авторитетных фестивалей, где «Элес выступал на одной сцене с начинающим Дмитрием Маликовым, с Тамарой Гвердцители, Александром Малининым. Также они выступали на международном конкурсе «Голос Азии» («Азия Дауысы»). Адиль Чекилов вспомнил историю, которая произошла с ними в Казахстане. «Все конкурсанты жили в одной гостинице и помню, как мы встретили солиста «Гюнеш» Ришада Шафиева. Он подпевал «Сколько в жизни дорог», «Асель». Признаюсь, нам было очень приятно. До этого ведь считали, что в Кыргызстане нет достойного музыкального коллектива, но мнение изменилось».

12039653_1193702050656499_761640374473241389_n

L. Практически у всех музыкантов есть поклонники, вы помните особые истории, связанные с ними?
В Казахстане, оказывается, думали, что мы казахстанская группа, и как-то нам Нагима Искалиева, народная артистка Казахстана, рассказала, что приходили многочисленные письма от наших поклонников, но они не дошли до нас. А вообще историй было очень много, так сразу и не вспомнишь.

Актан Исабаев и «Элес». «Алишер Ишимов решил вкладывать деньги в музыку, это был нонсенс для того времени»
Состав группы часто менялся: ребята приходили, уходили. А с 1990 до 1995 годы был определенный спад. После 1995 года в музыкальный коллектив пришел Актан Исабаев. А в конце 2000-го ушел и сам Адиль Чекилов.

Адиль Чекилов: «Актан Исабаев с новым составом «Элес» улетел в Москву, где их прослушал Иосиф Пригожин. Так получилось, что ему нужно было улететь на несколько месяцев из города, ребята остались его ждать. После отъезда Пригожина прошло несколько месяцев, у ребят закончились деньги, и они вынуждены были вернуться обратно. Я думаю, что если бы «Элес» поработал с Пригожиным, то они бы взорвали Москву так же как и А’Студио, но, к сожалению, обстоятельства помешали. В этот самый период были написаны такие песни, которые до сих пор являются хитами: «Фея», «Ты мне нужна» и многие другие. Потом ушел Актан строить сольную карьеру. Через пару лет группа перестала существовать, умер один из основателей группы Азамат Аширбеков».

10311351_10203604669814813_8942690593081172729_n

Актан Исабаев. «Группу создал Алишер Ишимов, он приехал с Италии и решил создать музыкальный коллектив. Это было весьма необычным в то время. Как это вкладывать деньги в творчество? Нонсенс! В 80-е годы таких профессионалов, как участников группы «Элес», виртуозно владеющих музыкальным инструментом, в Бишкеке было очень мало».

L. Актан, чем вы занимались до того, как начали петь в составе «Элес»?
Я сам с 1993 по 1995 годы работал с другой группой в Алматы. В 95 году по сложившимся обстоятельствам вернулся обратно в Бишкек. В то время, начиная примерно с 90 по 95 годы, в творчестве группы «Элес» наблюдался определенный спад. Музыканты были разбросаны и играли в разных ресторанах города. После моего возвращения Азамат Аширбеков предложил возродить «Элес». Собрались: Сергей Решетников, Адил Чекилов, Сергей Соколов, Игорь Кафанов, Азамат Аширбеков, я, позже присоединился Нурлан Мамбетов. В общем через год мы объявили о возвращении «Элес» на отечественную сцену. Создавали авторские песни, работали над новым репертуаром.

12049545_829578083826863_918521156876297569_n

L. Какое значение имеет в вашей жизни «Элес» и повлияло ли это на дальнейшую вашу судьбу?
Конечно, имеет значение! Это огромный бесценный опыт, который я получил, работая с профессиональными музыкантами. За всю историю моей музыкальной карьеры участие в «Элес» было одним из самых ярких периодов в моей творческой жизни. Хороший творческий тандем сложился у нас.

Творческий процесс. «Мы иногда не могли вспомнить, кто является автором песни «Никогда»
Мы собирали песни пазлами. Они рождались у нас в коллективе, кто-то добавит это, потом еще, кто-то другой что-то от себя добавит. Сейчас, например, мы не можем сказать, кто написал ту или иную песню. А сколько песен, которые так и остались не спетыми, некоторые так никто и не услышал. Сейчас я слушаю эти композиции и понимаю, что они должны жить. Но песни принадлежат группе «Элес». Я не хочу тянуть на себя лямку и говорить, что они мои, они общие. Я считаю, что это неправильно.

Photo3

L. Были ли особые фанаты, которые удивляли своими поступками?
Было очень много историй, связанных с поклонниками нашего творчества. Но мне особо запомнился один случай. Помню, как-то на концерте в Таласе я заметил одно лицо, которое я видел везде, где мы выступали. Позже мы узнали, что она ездит за нами по маршруту всех наших концертов. А один раз тоже очень интересный случай произошел, меня со сцены перетянули вниз. Микрофон я потерял, а песня продолжала играть. Пел-то я, под фонограмму. Но зрители продолжали нам аплодировать несмотря на то, что произошло.

Свободное творческое плавание
В 1999 году я ушел в свободное плавание, в группе остался Нурлан Мамбетов. Сразу же я начал готовиться на конкурс «Иссык-Куль-99», на котором я стал обладателем гран-при. Но тот опыт, который я получил в «Элес», помог мне и дальше заниматься творчеством. На данный момент я работаю над новым проектом. Новый стиль, новая музыка.

После моего ухода в 2000 году собрался старый и новый состав и записал альбом с лучшими песнями. Группа просуществовала до 2002 года.

Фотографии взяты из архивов Адиля Чекилова и Эркина Салиева

10603450_602695829850079_2622514654851028606_n

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.
Поделись своим мнением

Обсуждаемое в соцсетях