20 августа 2017г.

LimonKG

Таш-Рабат — сверхъестественный караван-сарай

Limon.KG - Архитектурное сооружение из камня Таш-Рабат, известное в научной литературе советского периода как караван-сарай XV в. считается археологическим памятником полукочевого образа жизни кыргызов. И хотя этому сооружению посвящены множество трудов, ученые вплоть до сегодняшнего дня не могут определить причину его возникновения и функциях. Ч.Ч. Валиханов, В.В. Бартольд и А.М. Фетисов, высказываясь о памятнике, использовали слово «рабат», которое с тюркского языка слова переводится как караван-сарай. Однако ученые мужи полагают, что исследователи употребляли общепринятое определение, составляющее название памятника.

800px-Tash_Rabat

Таш-Рабат считался у кочевников «несомненным чудом»

Вообще, караван-сарай означает дворец на торговом пути, дом отдыха. Постройки такого типа встречаются на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии, в городах, на дорогах и в не населенных пунктах, которые когда-то служили кровом и стоянкой для путешественников, как правило — для торговых караванов.

904_1938984555

Караван-сарай бывает двух видов: открытый и закрытый. Закрытый вид в основном строился вдоль караванных путей, хотя часто такой вид встречался и в городах. Стены представляли возможность отбить нападение и выдержать недолгую осаду. Имеет квадратное или прямоугольное построение в основном с открытым двором и колодцем посередине двора. Внутри находились комнаты для проживания и складские помещения для товара. В обязательном порядке присутствовал загон для вьючных животных. Встречались одно- и двухэтажные караван-сараи. В двухэтажных на втором этаже располагались жилые помещения, а на первом - склады и загоны для животных.

Иногда роскошно выстроенные, но без утвари, вследствие чего путешественники должны были иметь с собой постель и ковры, равно как и жизненные припасы для себя и своих животных. Часто имелась лишь вода, иногда привезенная издалека, с большими издержками. В крупных городах караван-сараи представляли собой полноценные подобия современных гостиниц, с предоставлением дополнительных услуг — питания (чайхана), бань, денежных обменных пунктов и т. п.

2

Таш-Рабат расположен на территории Ат-Башинский района Нарынской области недалеко от границы с Китаем. Сооружение расположено на берегу извилистой речки Таш-Рабат, притока реки Кара-Коюн, на высоте более 3500 м над уровнем моря. Здесь, в долине реки Кара-Коюн, проходил древний караванный путь, связывавший Семиречье и Фергану с Кашгаром. Политическое и торговое значение этой дороги отмечено для II—I вв. до н. э. и в I—II вв. н. эры, затем она уступает свою роль северному пути.

1329237185_tash-rabad

Считается, что Таш-Рабат был ключевым пунктом при переходе через Тянь-Шань, так как не только предоставлял убежище для купцов, но и служил укреплением при набегах грабителей.
Таш-Рабат считался у кочевников «несомненным чудом», которые присваивали ему «сверхъестественные» свойства. Необычный облик здания породил у окрестного населения множество легенд. Поверье, записанное Ч. Ч. Валихановым, А. Войцеховичем и В. К. Змиевским, о том, что количество комнат в здании меняется с каждым новым счетом, которые существует и поныне. Народные предания, записанные путешественниками, связывают его строительство с различными именами и событиями и, как было отмечено Н. Л. Зеландом, неправдоподобны и противоречивы.

Сказочные и божественные легенды о постройке

В. В. Бартольд в «Очерках истории Семиречья» привел легенду, согласно которой строителем здания является могулистанский правитель XVI в. Абдулла-хан, а в его «Отчете о поездке в Среднюю Азию с научной целью», помещено предание, по которому Таш-Рабат является укреплением китайцев, «вторгшихся в эту местность со стороны Ак-Су». Против них была воздвигнута крепость Кошой-Коргон богатырем Кошоем, сподвижником легендарного Манаса.

Tash-Rabat-4

В статье А. Войцеховича приведены еще две легенды. Одна из них гласит следующее: «Давно, очень давно, жил некий хан, у которого было два сына. Сыновей хан своих одинаково любил и признавал умными и способными унаследовать управление ханством, но так как ему не хотелось разделять свое государство на две части, и он не знал, которому из сыновей отдать предпочтение, то решил испытать их, для чего, призвав к себе, объявил им следующее: «Дети мои! Я люблю вас рано и нахожу достойными управлять ханством, но я не хочу разделять свое государство, а потому вот вам мое решение: идите в разные стороны, поселитесь между своим народом и решите, что нужно для благоденствия и счастья своих подданных». Сыновья разъехались. Прошло достаточно времени.

Старший, придя к мысли, что могущество государства заключается в вооруженной силе, начал строить крепости на границе ханства. Одну построил недалеко от города Оша, а другую — описываемый Таш-Рабат. Младший поступил иначе. Он находил, что того же можно достичь гораздо лучше развитием земледелия, торговли и промышленности, улучшением быта к подданных и распространением грамотности среди них. Своими действиями он заслужил любовь своего народа; а вместе с тем и унаследовал ханский престол».

Вторая легенда повествует, что на жителей этой местности, прогневивших бога, было послано страшное наводнение, в котором погибло все население кроме двух благочестивых отца и сына. В благодарность за спасение отец решил построить в пустыне, неподалеку от города, большое здание в напоминание потомкам о божьей милости. Начавшееся строительство было прервано появлением прекрасной пери, которая увлекла за собой сына.

tash-rabat09

Существует еще множество легенд и преданий, объясняющих возникновение постройки. Особенность же состоит в том, что все они не связываются с деятельностью местного населения.
Оспаривая интерпретацию Таш-Рабата как караван-сарая, Б.Н. Засыпкин считал, что возникновение здания было связано с завоеванием Ферганы в 1414 года Улукбеком и предназначалось для временных остановок вооруженного конного отряда (численностью 40—45 человек). При этом купольный зал рассматривался как помещение для трапез, отправления религиозных обрядов или как мечеть (с михрабом в западной нише).

Экспедиции к почитаемому месту

В 1980 году в связи с намечавшимися работами по реставрации ряда известных средневековых памятников Советской Киргизии Таш-Рабат стал предметом изучения архитекторов Б.В. Чурлява, В.Е. Нусова и В.А. Голубева. Впоследствии была опубликована подробная статья В.Е. Нусова в Трудах ФПИ и издана книга с описанием Таш-Рабата. Автор считает здание укрепленным пунктом для посольских связей Тимуридского государства с Китаем, а примененные при его возведении архитектурно-строительные приемы, формы стрельчатых арок и стиль декора близкими к архитектурной школе Самарканда XV века.

Tash-rabat

Институт истории АН Киргизской ССР организовывала экспедиции для изучения посетительских надписей, оставленных на его стенах, дважды: в 1972 и 1976 годах. Одна из них, датированная 1848 годом, гласит, что некто (имя неразборчиво) в память о любимой жене заказал здесь чтение «хатми-корана». Как и первые исследователи Таш-Рабата, члены Киргизской историко-археологической экспедиции пришли к заключению, что памятник использовался верующими киргизами как почитаемое место: здесь совершались моления, поминки и погребения. При этом ими отмечено, что специально предназначенных для размещения скота и товаров помещений в здании не предусмотрено.

Источником материала послужили отчеты археологов

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.
Поделись своим мнением чуть ниже
Обсуждения закрыты
еще...

вверх
×