18 января 2017г.

LimonKG

За объективом: Особый взгляд фотографа Андрея Костикина

Limon.KG - Если вам знакомо имя, приведенное в заголовке, то наверняка вы либо фотограф, либо модель, либо друг или член семьи этого человека, потому что большинству людей оно вряд ли о чем расскажет. Но в то же время каждый хотя бы раз видел его работы: соблазнительные красотки на страницах глянца, аппетитная еда на рекламных баннерах кафе и ресторанов, стильные дизайны интерьера – если это выглядит по-настоящему «вкусно», то, скорее всего, дело рук Андрея.

1

Limon.KG решил узнать секреты удачных кадров и вызвал Андрея на откровенный разговор. Фотограф долго сопротивлялся, и, надо сказать, нашему журналисту пришлось немало помучаться, прежде чем Андрей сказал что-то определенное. Более того, шокировал заявлением, что не является профессиональным фотографом в общепринятом смысле, а также тем, что в Кыргызстане отсутствует возможность профессионального роста. Хотя ладно, давайте обо всем по порядку…

L. Андрей, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, почему вы решили заниматься фотографией?

На самом деле, что-то поздновато я ею занялся, но фотографировать начал где-то в 16. Отец подарил мне зеркальный советский фотоаппарат, сначала «Фэд», потом «Зенит», на которые я фотографировал в основном своих друзей и семейные сабантуи. Пленка тогда была дорогой и все свои деньги я тратил на распечатку. Это было прикольно, но у меня не было ни учителя, ни специализированных книг, кроме одной книги какого-то американского фотографа, чтобы учиться лучше фотографировать, и через год-полтора я это дело забросил. Снова начал фотографировать я где-то 2 года назад. До этого работал в IT-сфере. Я просто устал от всех этих компьютеров, их настроек, серверов, маршрутизаторов и решил вернуться к тому, что мне больше нравится.

2
Здесь и далее представлены фотоработы Андрея Костикина

L. Вы где-то учились фотографировать?

Я самоучка. У нас даже не было школ, в которых преподают фотографию. Получилось так, что я купил камеру, объектив и просто год фотографировал всякую фигню. Это то время, когда ты не ставишь перед собой никаких задач, фотографируешь для себя. Как некоторые фотографируют тусовки, берут свою подружку, снимают там ее на фоне елочек, не знаю… Более серьезно и за деньги я стал работать в глянцевом журнале. Параллельно я стал читать материалы по технике съемок, стал смотреть видеоуроки и интернет-курсы онлайн, общаться с людьми из-за рубежа.

3

L. Как вы поняли, что имеете уже достаточный опыт, чтобы работать в этой сфере?

Наверное, благодаря отзывам. Мне говорили: «Вот это хорошо получается, вот это плохо». Как только человек начинает снимать не просто для себя, а с какой-то целью, тогда и происходит какой-то переломный момент.

L. Сейчас вы являетесь довольно востребованным фотографом, в каком жанре вы снимаете?

Кхм, а как бы вы назвали мои фотографии?

L. Я видела много ваших фотографий еды, интерьера и студийных съемок. Можно ли назвать вас гламурным фотографом?

Я работаю в разных направлениях и снимаю практически все. Хочу развиваться и получать больше опыта. Но студийные съемки все-таки мои любимые. И фэшн, еда, интерьеры – это то, что я часто снимаю.

4

L. Почему, за такие съемки хорошо платят?

С одной стороны речь идет о доходе, но на самом деле это не такие уж и большие деньги. Либо ты снимаешь много и дешево, либо мало, но дорого. А дорого у нас только свадебная съемка выходит, которой я пока не хочу заниматься по ряду причин. За свою деятельность я отснял 4-5 свадеб, и то это были знакомые.

L. А есть ли такой фотопроект, которым вы гордитесь?

Да, периодически такое происходит. Для меня фотография измеряется опытом и я понимаю, что год назад снимал хуже. Сейчас я вижу, что мои работы стали лучше, техническая сторона улучшилась. Когда я вижу хороший результат, то понимаю, что он стоит потраченных сил, времени и денег. Если я отснял материал и не увидел прогресса, то тогда я, наверное, не горжусь этим.

L. Что должно быть в фотографии, чтобы она вам понравилась?

Идея, образ, техническая сторона съемки. Чтобы фотография хорошо смотрелась. Когда я снял задумку грамотно, нет проблем с цветом, освещением и прочим. Знаете, это сложно объяснить, но мы же смотрим на фотографию и либо одобряем ее, либо она нам не нравится. Мне хочется, чтобы мои фотографии получали отклик людей. Чтобы вы смотрели на них, чтобы что-то в них вас зацепило и вы сказали: «Вау! Это-хорошая идея, это хороший цвет!» Но люди обычно не заморачиваются на таких мелочах.

5

L. А вы заморачиваетесь?

Я, пожалуй, даже слишком заморачиваюсь. Многие знакомые фотографы считают меня немного... извращенцем. Cчитают, что я слишком придираюсь к мелочам. Заморачиваюсь на цвете, трачу много времени на то, чтобы попробовать какие-то сложные съемки…

L. Считаете свой педантизм хорошим качеством, или же это скорее мешает работе?

Оно дает стимул двигаться дальше, так что я считаю педантизм хорошим качеством. Правда он тоже должен быть умеренным. Пока человек развивается, у него возникают новые идеи. И так далее, в общем, сами там допишете (смеется).

Наверное, всегда в интервью есть некий дискомфорт? Прочитаю, и подумаю «Андрей, ну ты и дурак!» Наверное, все так, да?

L. Не переживайте. Лучше посоветуйте, что нужно делать человеку, мечтающему заниматься фотографией, как научиться?

Ну, сейчас все думают, что стоит только купить фотоаппарат и ты сразу попадешь в ранг фотографов. Техника – это достаточно важно, но суммарно существует множество пунктиков, которые делают человека фотографом. Я, как бы, не отношу себя к профессионалам. Мне еще расти и расти, просто совесть не позволяет сказать: «О, я супер фотограф!»

L. Стоп, стоп! Как это – не относите себя к профессионалам? Многие считают вас одним из лучших фотографов в городе!

Нет, я не думаю, что меня считают прям уж таким профи. Ну, может, кто-то и считает, но он же со своей колокольни смотрит, верно? Особенно если человек далек от фотографии. У нас есть много хороших ребят, которые серьезно подходят к этому делу. Мне есть куда расти.

Хотя в последнее время я не пытаюсь сравнивать себя с другими коллегами по цеху. Нет смысла, потому что получается, что каждый фотограф проходит свой путь. Даже если мы все пытаемся снимать одно и то же – девушек, свадьбы, каждый находит свой стиль, какую-то свою фишку и в этом ключе работает дальше.

6

L. А вы нашли уже свою фишку? Если да, то в чем она заключается?

Если бы я знал. Наверное, я до сих пор ее ищу. Ммм… (задумывается), хотя, многие говорят, что узнают мои фотографии среди других. Может, по обработке, может, по идее. Я, конечно, не люблю хвалиться, но за последние полтора года считаю, что я вырос профессионально. Я ведь начинал работать в журнале, где просто снимал интервью с людьми. Всяких бизнесменов, медийных персон. И вот, постепенно-постепенно, я заметил, что круг тех, кто видит мои работы, стал больше, люди стали узнавать меня, начались творческие съемки. Многие знают меня как человека, который неплохо снимает. Так сложилось. В основном звонят и просят поснимать еду для меню или рекламу, провести в студии интересные съемки. Вот такое амплуа прилепилось.

7

L. Да, кстати, почему именно девушки и еда? Это ваши главные объекты для съемки?

Да нет, на самом деле, не только эти темы! Просто есть вещи, которые снимать у нас бессмысленно. К примеру, я всегда хотел снимать автомобили, но у нас нет ни автоконцернов, ни спроса на это. Допустим, я делаю какие-то работы, но в стране на это, опять-таки, нет спроса. По секрету, я многие вещи делаю наперед, чтобы получить опыт, который я буду использовать в Европе или Америке. Может, это и не нужно будет писать, но…

L. Так вы планируете уезжать? Почему? Неужели здесь нет перспектив?

Просто здесь у нас фотографом быть очень легко. Наши люди не обладают достаточным пониманием, чтобы говорить: «Вот это – супер фотография, а это – моветон». Снимаешь девушек – всем нравится, вот и все. Нет лучших, всех любят одинаково.

А мне хотелось бы попробовать что-то большее, чтобы в конечном итоге можно было выйти на европейский рынок. Или хотя бы на российский. Я просто считаю, что в той же России и Украине фотографы на порядок выше, нет, даже на десяток порядков! А все потому, что наша «тусовочка» варится в «своей каше» и у людей ничего не происходит, год за годом наши фотографы снимают одно и то же. Конечно, появляется техника, объективы, какие-то навыки, способности, но за это время они могли бы сделать в десять раз больше. Лень, проблемы, занятость, еще что-то…

В той же России каждый день происходит что-то интересное: мероприятия, собрания, тренинги по фотографии. И все друг с другом общаются, развиваются, пробуют что-то новое. У нас же ничего не происходит, повторю, каждый что-то пробует сам, причем одно и то же на протяжении многих лет. Моя же первостепенная задача – пробовать новые вещи, экспериментировать с техникой. Может, именно это стремление и помогло мне за эти полтора года как-то выбиться вперед.

8

L. Считаете ли вы себя амбициозным?

Нет, не считаю. Даже наоборот - мне многие говорят, что я такой стеснительный, скромный. Такой, знаете, принижающий себя. И я на самом деле такой - никогда не буду бить себя в грудь и кричать «Вот - мои работы, я – супер-фотограф!»

L. Вы говорили, что хотите пробовать что-то новое, а можете конкретно сказать – какие у вас планы?

Конкретно я вам ничего не скажу. В общих чертах – есть несколько задумок с автосъемками и парочку таких, достаточно «трэшевых». Можно сказать, немного «черных». Я сам, честно сказать, тяготею к черно-белым фотографиям и съемкам немного таких «мрачных» девушек. Не люблю все эти «ути-пути-мимимишные» съемки нежных девушек в постели, где все такое вкусное и красивое. Я это, конечно, тоже снимаю, но у нас много таких фотографов. Этим никого не удивишь. Хочу делать что-то такое, чтобы человек смотрел на снимок и происходил «вау-эффект». Сейчас таких работ у меня в портфолио не много, но они есть.

9

L. А вы помните свои первые съемки? Можете о них рассказать?

О, поначалу, когда я еще многого не знал и не имел опыта, то очень сильно напрягался. Когда ты снимаешь не свою подружку, которой можешь командовать и говорить: «Встань вот так, встань вот так, к стенке прижмись…», а когда рядом с тобой дядя-бизнесмен, у которого есть 15 минут на съемку…

В начале моей работы был случай, когда приезжал Александр Масляков-младший на КВН, у нас тогда было интервью с ним и меня отправили его пофотографировать. А он такой, очень непростой мужчина. Я его встретил, а он (очень похоже изображает его голос, - прим. Limon): «Проходите, у меня есть вот столько времени, давайте, делайте свою работу». И так, буквально за 10 минут мы его «покрутили»: «А вы вон туда сядьте, а вы вон туда сядьте». В принципе, получились хорошие фотографии, но сама его манера поведения, мне конечно не понравилась.

1111

L. Ну а сейчас вы уже не напрягаетесь?

Уже нет. Это приходит с опытом, когда уже знаешь, как пользоваться техникой, изучил ее чуть ли не досконально. Также когда имеешь представление о композиции, цвете, обретаешь свое видение и вкус. А еще надо заранее приходить на съемки и по возможности быстро соображать, потому что фотографу это необходимо, он должен быть всегда готов.

L. А люди, которых вы фотографируете, тоже ведь должны быть готовы?

Конечно. Люди никогда не бывают готовы к съемкам, им всегда необходимо хотя бы 5-10 минут чтобы раскачаться, раскрыться.

11

L. Что надо сделать, чтобы раскрыть человека?

Я думаю, что вся соль в том, что нужно самому быть открытым. Идти на контакт, рассказать шуточку, сделать комплимент, как-то настроить общую атмосферу, а потом просто ловить момент. Это настоящая психология.

Кстати, интересно, сравнивая себя с другими фотографами, я понимаю, что много этапов проскочил. Те, кто занимаются фотографией дольше меня, часто спрашивают: «Андрей, а вот что надо делать, как найти контакт, как настроить человека?»

L. Так может, у вас талант?

Не сказал бы, кстати. Я очень ленивая задница. Если бы я мог реализовать все, что у меня хочется-копится, я бы, наверное, снимал каждый день.
Часто у меня не получается проводить съемки, потому что я занят или времени нет. А возможно, потому что я семейный человек и много времени уходит на семью. Так же с заказами – люди думают, что они десять минут снялись и все. А я ведь потом по 5-10 часов еще должен сидеть и обрабатывать фотографии, так что…

L. Возвращаясь к вопросу о том, каким должен быть хороший фотограф: вы сказали, что он должен быть хорошим психологом, а также дисциплинированным. Что еще?

Быть организованным и ответственным – пожалуй, вот главные качества, которые помогут начинающему фотографу. Нужно подходить к съемкам со всей серьезностью. Ну и конечно нужно любить то, чем ты занимаешься.

12

L. А как же творчество?

Фотограф должен быть ответственным несмотря на свою творческую натуру. У нас есть творческие фотографы, но тут существует очень тонкая грань: можно быть очень творческим, но тогда будешь голодным. Есть у нас такие фотографы: они суперталантливы, у них космическое видение фотографии. Но они сидят и ждут своего чуда. Месяцами без съемок. Да, есть такие ребята.

L. То есть вы коммерческий фотограф? А не хотите ли заниматься больше творческими проектами?

Не знаю, не знаю (смеется). Наверное, свою деятельность в настоящем и будущем я больше связываю с коммерцией. Если бы мне было 15-16 лет, я бы снимал что хочу, но когда речь заходит о том, что ты живешь в современном мире: кругом кафе, рестораны, машины, и все хочется, и хочется жить хорошо, приходится работать.

Просто когда я занимался информационными технологиями, я устал сидеть с утра до ночи, ковыряться в этих компьютерах, не видя людей и не зная, что вокруг происходит. Я понимал, что всю жизнь оно не может так продолжаться.

L. Есть вероятность, что фотография вам тоже вскоре надоест?

Все может быть. Но пока что это действительно такая сфера, которой я наслаждаюсь. Я просыпаюсь с утра и ожидаю чего-то. Мне звонят люди, предлагают съемки и я иду на них с удовольствием. В последнее время появилась возможность выбирать то, с чем мне интересно работать и отказываться от остального.

На самом деле у фотографа еще много преимуществ: по свободному графику жизни, по тому, что ты зависишь только от себя, зарабатываешь столько, сколько хочешь. К примеру, летом полмесяца я провел в России, затем приехал, оставшиеся полмесяца хорошо поработал и получил сумму, сравнимую с двумя-тремя месяцами работы. В этом есть смысл. Сравнивая себя со своими коллегами, которые сидят в офисах, получая фиксированную зарплату… Я этого наелся. 7 лет, нет, даже больше, я так жил и теперь точно знаю, что не вернусь к этому графику. Фриланс, особенно для фотографа – это очень большой плюс.

13

L. Вы сказали, что можете отказаться от каких-то работ. Можете привести пример, что бы вы не стали снимать ни за какие деньги?

(Задумывается) Такого нет. Я во всем вижу развитие. Более того, чем сложнее для меня задача – тем охотнее я за нее возьмусь. Я люблю непростые проекты и заказы, над которыми нужно кропотливо работать. Конечно, могу остаться недоволен своим результатам, но я не от чего не отказываюсь.

Как-то раз один магазин попросил меня поснимать сырое мясо для рекламы. Просто есть такие продукты питания, которые абсолютно «нефотогеничны» - это каши, сыры, молоко, масло, сахар пюре – очень сложно передать их цвет и фактуру, на фотографии получается просто однородное месиво. Мясо бы я тоже отнес к этой категории – непонятный цвет, некрасивое, бесформенное. В итоге, я полдня просто мучился с ним. И так его вертел, и так. В итоге сказал заказчику: «Давай, по минимальной оплате, я сделаю что смогу». Не потому, что не умею, просто есть вещи, которые очень сложно реализовать качественно. Конечно, можно было бы что-то придумать, но это требовало бы больших финансовых и временных затрат.

14

L. Хорошо, а за какие проекты, наоборот, беретесь с охотой?

Те, что мне близки. Если мне нравится идея и человек, ее предложивший, я берусь за съемки бесплатно.
К примеру, я очень люблю делать фотографии в стиле файн-арт. Это, скажем так, немного вычурные фотографии. Такой, готично-трэшаково-депрессивный стиль. Повторюсь, не милые девушки, лежащие на зеленой травке или среди шелковых простыней.

15

L. Интересно, почему вам это близко? Наверное, в вас тоже есть что-то депрессивно-трэшаковое?

Ага (смеется). Хотя, казалось бы... Но действительно, говорят, что то, что снимает фотограф, происходит у него в душе. Конечно, я всячески стараюсь это опровергнуть, но мне уже несколько раз то же самое говорили. Возможно, что-то такое и есть.

Был случай, когда с моей подругой мы снимали один фотосет вместе. В итоге у нее получились яркие, цветные, жизнерадостные снимки. На моих же фотографиях все было темным, серьезным, мрачным, с тяжелой обработкой.

16

L. Можете поделиться своими планами, скажем, на ближайшие лет пять?

Хочу выйти на большой европейский и американский рынок. Заниматься рекламной фотографией, хорошей журнальной фотографией. Наконец-то пофотографировать авто. У нас проблема в том, что у людей маленький спрос, а значит – маленькие предложения. Наши заказчики довольствуются малым. В той же Европе каждый день снимается огромное количество каталогов, рекламы, фэшн съемок. Я считаю, чтобы достичь европейского уровня съемок, нужно учиться и развиваться каждый день.

L. Вы всегда думаете о работе?

На самом деле, нет. Я в любой момент могу свернуть лавочку и уехать отдыхать. Не хочу работать – не буду работать. У меня нет плана, четких рамок, что в месяц я должен провести столько-то съемок и столько-то денег заработать. Есть работа – я самый счастливый человек, нет работы – я самый счастливый человек. У меня есть много увлечений – я люблю читать, также, занимаюсь веб-дизайном, создаю сайты. С женой мы очень любим играть в шахматы. Я никогда не зацикливался на работе, у меня нет глобальных целей. Если бы они были, я, наверное, был бы другим человеком.

17

L. Спасибо, Андрей! Напоследок можете дать совет начинающим фотографам?

Начинающим фотографам от начинающего фотографа (смеется)? Два года заниматься фотографией – это очень мало. У меня в России есть знакомая, которая довольно подкована в плане фотографии, с большим опытом. Я ее спросил: «есть ли у меня шанс устроиться в какое-то профессиональное агентство или серьезный журнал?» А она мне отвечает: «Андрей, если честно, пока нет» и скидывает мне работы российских фотографов. Так что, если человек склонен к самобичеванию, он пойдет и после такого вообще застрелится (смеется).

По поводу совета начинающим фотографам, никогда не останавливаться на достигнутом, изучать, спрашивать чужое мнение, с разумной долей критики относиться к своей работе. Себя нельзя недооценивать и переоценивать, нужен некий баланс. Сейчас я понимаю, что огромную роль играют знания по техникам съемки, по использованию оборудования, по обработке фотографий. Всего этого полно в Интернете, есть онлайн-школы и закрытые онлайн-курсы по развитию новых навыков и знаний. Человеку просто нужно протянуть руку и взять все это…

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.
Поделись своим мнением чуть ниже
Обсуждения закрыты
Нет аватара
stinbeas
21:03, 05 ноября 2014
Well-done, keep going,
I wish you all the best.
еще...

Творите и меняйте этот мир к лучшему вместе с нами!
Закрыть
вверх