29 июня 2017г.

LimonKG

Личность Кыргызстана: Калый Молдобасанов

Limon.KG - Калый Молдобасанов вошел в историю кыргызской музыки как композитор яркого и своеобразного дарования. Стиль К. Молдобасанова самобытен, мелодии легко узнаваемы. Его музыка представляет органичный сплав национальных истоков и современных методов профессиональной композиторской техники. В ней были отражены гордый и свободолюбивый дух кыргызского народа, его история, традиции, быт и менталитет.

1364404458_20012

Композитора поразили двухэтажные здания в городе

Молдобасанов Калый Молдобасанович родился 28 сентября 1929 года в селе Терек Акталинского района Нарынской области. Путь в искусство композитор начал с практики, а не с теории. Отец Калыя Молдобасан Мусулманкулов был известным певцом, комузистом и манасчи. В 1932 году власти решили создать первую филармонию в республике. Молдобасана Мусулманкулова пригласили работать во Фрунзе, так как он был одним из первых артистов-кыргызов. Спустя три года М. Мусулманкулов и М. Куренкеев первыми получили звание народного артиста Киргизской ССР. «Когда я приехал с отцом в столицу, меня поразили двухэтажные здания. Впечатление было, как у человека, впервые увидевшего в Нью–Йорке Эмпайр Стейтс Билдинг»,- говорил Калый Молдобасанов. Благодаря своему отцу будущий композитор познакомился с знаменитыми акынами, певцами и музыкантами. В их числе были Мураталы Куренкеев, Карамолдо Орозов, Атай Огонбаев и Муса Баетов.

52ec7e76822f5

Солист в оркестре народных инструментов

В суровые годы Великой Отечественной войны 13-летний ученик школы им. А.С. Пушкина Калый начал играть в оркестре народных инструментов, которым руководил Петр Федорович Шубин. В то время профессиональные музыканты уходили на фронт и творческому коллективу нужны были свежие силы. П. Шубин, заметив дарования мальчика, пригласил его работать к себе солистом. Юный Калый вместе с оркестром побывал в самых отдаленных уголках Киргизии. Особенно незабываемыми были концерты под открытым небом, ночлег на джайлоо в чабанской юрте. Концерты обычно давали поздним вечером после возвращения местных жителей с полей и из кошар. Нередко зрители от усталости засыпали посреди представления. Остальные слушали молодых музыкантов, исполняющих при бледном свете факелов на комузах вальс из «Лебединого озера» Чайковского. К. Молодобасанов вспоминал: «Сейчас я понимаю, как нам было трудно. Хотелось побыстрее бросить комуз и погонять мячик со своими сверстниками. Но это не всегда удавалось». В эти времена окружающие звуки природы запечатлелись в сознании подростка. Несколько лет спустя, он смог создать мелодии, воссоздающие поэтичные картины родной земли.

78538971_Moldobasanov_

Встреча Саякбая Каралева и Калыя Молдобасанова

В конце этих выступлений наступало время признанных аксакалов–манасчи. Среди них был и легендарный манасчи Саякбай Каралаев. Люди то плакали, то смеялись во время выступлений манасчи. В каждом селе музыканты становились свидетелями горькой сцены, когда почтальон приносил в дом «черные» письма с фронта. Они не раз слышали горькие слезы матерей и жен погибших солдат. Про встречу Саякбая Каралаева и Калыя Молдобасанова композитор рассказывал: « В обычной жизни он запомнился мне человеком общительным, ярким, великолепным рассказчиком. Люди, которые ежедневно разговаривали с ним, пили чай, не осознавали, что живут с гением. Только позднее усилиями Ч.Айтматова многие поняли, как поистине велик был этот человек. Он и стал моим первым учителем».

1356069968_karalaev-1

Постепенно приходит опыт и мастерство

После войны Калый Молдобасанов поступил в музыкальное училище имени Куренкеева и с успехом закончил его. В 1950 году министерство культуры направило его учиться в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского. Московские преподаватели узнав о том, что он получил специальность скрипача и дирижера, сказали: «У нас скрипачей много, будешь дирижировать». И приняли на второй курс.

Moscow_Cnservatory_1940-e

В 1954 году он закончил консерваторию по классу дирижирования профессора Л. Гинзбурга. После приезда на Родину его заметили и пригласили на торжественное открытие Киргизского театра оперы и балета. Молодой дирижер на всю жизнь запомнил роскошный зрительный зал и ослепительный свет рамп. Но тогда он не знал, что всю жизнь будет выступать в таких роскошных залах под аплодисменты зрителей. С 1954 года композитор начал работать дирижером в Киргизском театре оперы и балета. Его первой крупной работой стала опера Б. Сметаны «Проданная невеста». 15 мая 1955 года на открытии нового здания Молдобасанов с большим успехом продирижировал оперу «Айчурек».

Сцена из оперы «Проданная невеста»

000014

 Дебют композитора

В середине 1950-х годов Калый Молдобасанов дебютировал как композитор. Это были песни «Красный мяч», «Бабочка», «На джайлоо». Сочинял он и раньше, еще в студенческие годы, но первые опыты кроме близких друзей никому не показывал. Первой крупной работой композитора стал балет «Куйручук», написанный им в соавторстве с композитором Г. Окуневым в 1959 году.

7a

Вклад в развитие музыкального театрального искусства Кыргызстана

Свыше трех десятилетий творческая жизнь композитора Калыя Молдобасанова связана с коллективом театра. Он внес огромный вклад в развитие музыкального театрального искусства республики, им успешно поставлены и продирижированы десятки национальных, классических и современных спектаклей, осуществлен ряд значительных премьер, среди которых оперы: «Отелло», «Борис Годунов», «Манас», балеты: «Куйручук», «Асель», балет-оратория «Материнское поле», которые являются значительными вехами в культурной жизни Кыргызстана. Композитор так же являлся активным пропагандистом симфонической музыки зарубежных, русских и советских композиторов. Целый ряд оркестровых произведений мировой классики и современных кыргызских композиторов получил популярность в республике, благодаря их исполнению именно Калыем Молдобасановым.

52ec7df9c307d

Что говорил Булат Минжилкиев о композиторе?

О работе с дирижером вспоминал выдающийся кыргызский певец, народный артист СССР Булат Минжилкиев: «Мне приходилось петь со многими выдающимися дирижерами как нашей страны, так и зарубежными, но общение с Калыем Молдобасановичем останется как яркое и незабываемое впечатление. Работа его отличается тонким чувством стиля, проникновением в замысел композитора и в то же время нетрадиционностью подхода. Меня подкупает именно такая сбалансированность своего, личностного с композиторским замыслом и традицией. Молдобасанов всегда идет от музыки и с ним приятно работать потому, что остается главное – музыка, музыкальный образ, который нужно «вылепить» и донести до слушателя. Особенно памятна мне работа над операми «Борис Годунов», «Риголетто», «Манас», «Севильский цирюльник». Партию Бориса я пел впоследствии на многих сценах мира, но впервые работал над ней и дебютировал под руководством Молдобасанова».

Булат

Великолепный знаток законов сцены

В балете-ораторие «Материнское поле» Молдобасанов предстал как мастер музыкальной драматургии и знаток оркестра. Премьера спектакля состоялась в канун празднования 30-летия победы в Великой Отечественной войне и стала значительным событием в культурной жизни страны. Спектакль получил восторженную оценку критиков. Театровед В. Майниеце писала: «Композитор и дирижер К. Молдобасанов – великолепный знаток законов сцены, создал содержательную, большую по мысли и звучанию музыкальную партитуру. Глубокой психологической характеристикой он одарил 61 центральные образы произведения, опираясь при этом на неисчерпаемое богатство киргизского музыкального фольклора». Вскоре балет был поставлен на сценах многих театров за рубежа. А его создатели – К. Молдобасанов, балетмейстер У. Сарбагишев, А. Токомбаева и Р. Чокоева – были удостоены высокого звания лауреатов Государственной премии СССР в области театрального искусства.

Сцена из балета-оратории К. Молдобасанова «Материнское поле»

bazarbaev_matpole2

Смерть композитора

Калый Молдобасанов умер в 2006 году в возрасте 76 лет. Как-то журналисты задали ему вопрос, что ему не хватает для полного счастья. Композитор ответил: «Если бы мне Бог дал немного здоровья, то я был бы абсолютно счастливым человеком».

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.
Поделись своим мнением чуть ниже
Обсуждения закрыты
еще...

Творите и меняйте этот мир к лучшему вместе с нами!
Закрыть
вверх
×