Кара-Балта — один из самых молодых городов Кыргызстана

24/07/14, 13:27   |  Просмотров: 29155

Limon.KG - Кара-Балта — один из самых молодых городов Кыргызстана. Город уютно размещен у подножия северного склона Ала-Тоо.

87303767

В период правления СССР верхняя часть города была закрытым «почтовым городом» с засекреченными производствами, включая Кара-Балтинский горнорудный комбинат, который является крупнейшим предприятием в Центральной Азии по переработке ураносодержащей руды. Несмотря на то, что многие из этих предприятий в настоящее время закрыты, сократили объемы производства или перепрофилировались на выпуск другой продукции для продолжения работы, до настоящего времени Кара-Балта продолжает обеспечивать 70% промышленного выпуска Чуйской области.

Сосновский поворот  

Нузкет — цепь, связывающая Чуйскую область с внешним миром

Сохранившиеся различные арабские и китайские источники свидетельствуют, что на Великом шелковом пути в 6-7 веках нашей эры в Чуйской долине зарождались торгово-ремесленные поселения. В арабских источниках упомянуты их названия: Тараз (Джамбул), Кулан (Мерке), Нузкет (Карабалта), Харон (Беловодское), Джул (Сокулук), Сарыг, Суйаб, Навкат.

Нузкет (Кара-Балта) был одним из самых крупных средневековых поселений Чуйской долины. С целью защиты от грабителей купеческие караваны находили ночлег в этом городе. На базарах города шла бурная торговля и обмен товарами. А работы ремесленников Нузкета уходили в дальние страны по Шелковому пути. Можно сказать, что Нузкет был прочным звеном в цепи, связующей Чуйскую область с широким внешним миром.

3ea7965dfbf2a25c6c9916624fda1103

Первая крепость

Археологические раскопки показывают, что город был не маленьким, он состоял из цитадели и шахристана общей площадью около 1 км2 и располагался на месте нынешних нижних рынков. Нузкет был средоточием культуры. В городе изготавливали керамические изделия как ручным способом, так и на гончарном круге. Мастера-художники Нузкета отличались своим виртуозностью. В ходе археологических раскопок были найдены предметы с ручками крышек в виде птиц, животных, человек. Более шести веков кочевники обходили Нузкет стороной, так как на месте города не возникало поселений, и только после образования Кокандского ханства при Мадалы хане была построена крепость Шиш-Дебе (Шиш-Тепе).

Ул.Учительская

ул.Учительская

Знаменитый путешественник В.В. Бартольд посетил Кыргызстан и в своем отчете путешественник писал следующее: «Около двух следующих станций Чалдыбара и Карабалты есть остатки больших кокандских укреплений. Обе крепости имеют вполне аналогичное устройство: крепость окружена валом в виде неправильного четырехугольника: внутри ее, именно в северо-западном углу, находится еще возвышение, окруженное стеной из сырцовых кирпичей, среди сырца встречаются также целые обожженные кирпичи и их обломки. Вход в крепость одна – в восточной стороне, кроме этого пространства крепости со всех сторон были окружены непроходимыми болотами; болото около Карабалты теперь отчасти уже высохло Карабалтинская крепость носит у местных жителей название Шиш-Тепе, основание ее приписывается Соломону. Нет сомнения, что в обеих крепостях цитадели с сырцовыми стенами возведены сартами в самое недавнее время; но самые крепости могут быть гораздо более древнего происхождения… мы кроме укреплений осматривали и каменные бабы… курганы почти всегда расположены к югу от дороги, по направлению к ущельям, у самого входа в ущелье почти всегда есть курганы – явление, которое нам потом пришлось встречать и в Семиречье. Каменные бабы обычного типа находятсяоколо дороги, верстах в 5 от Чалдовара и около крестьянских домов в Николаевке и Карабалты».

ул.Узбекская

ул.Узбекская

Промышленное производство города

Численность населения поселка Кара-Балта к 1912 году составляла около двух тысяч человек. В поселке были саманные дома, покрытые камышом и обнесенные глинобитными дувалами. Потихоньку развивались мелкие кустарные предприятия с двумя или тремя рабочими: мельницы, сапожные, портняжные мастерские. А становление поселка, как будущего города, началось в 1924 году с завершением строительства железнодорожной ветки Пишпек-Луговая, проходящей через город. Кстати, в строительстве железнодорожной дороги участвовали многие карабалтинцы. С завершением этой железнодорожной дороги начало развиваться промышленное производство. Люди начали изготавливать конные брички, колеса, гвозди, столярные изделия, бочки, точнее все, что связано с сельским хозяйством. С 8 марта 1933 года начал работать крупный сахарный завод со всеми вспомогательными службами, теплоэлектроцентралью, жилым поселком. Завод дал мощный толчок развитию свекловодства, животноводства и других отраслей сельского хозяйства. В суровые годы Великой Отечественной войны завод обеспечивал сахаром армию рабочих. В годы войны при сахарном заводе был построен глицериновый завод. Глицерин нужен был фронту, как основа для производства каучука. В то же время шло строительство спиртового завода. Первый спирт в городе был получен в 1943 году. В 1972 году был построен мощный комбинат хлебопродуктов емкостью хранения 56 тысяч тонн зерна, ныне ГП «Буудай — Карабалта».

Памятник В.Ленину в ЦПКиО

памятник Ленину в ЦПКиО

Образование города Кара-Балта

Наличие огромного промышленного потенциала требовало для поселка Кара-Балта статуса города. В 1974 году председатель исполкома райсовета Мухамед Тургунович Ибрагимов и первый секретарь райкома партии Асан Камалович Камалов обратились с аргументированным письмом к республиканским властям. Турдакун Усубалиев поддержал инициативу, и 9 сентября 1975 года Верховный Совет республики издал указ об образовании города Кара-Балта.

103360a7507bdebe32948f41f631e75e

Город должен был стать спутником столицы

В самом начале Кара-Балта должен был стать спутником столицы. Под руководством главного архитектора института «Киргизпромстрой» Карпенко Н.В. был разработан его генеральный план до 2000 года с расчетом на 100 000 населения. Но, к сожалению, в годы перестройки начал разрабатываться другой план города в институте «Кыргыз НИИП Градостроительства» под руководством архитектора Туговой Т.А. на 56 000 населения.

Кара-Балта

Численность населения города на 2013 год составляет 46 596 человек. Кара-Балта — многонациональный город, в котором проживают кыргызы, русские, уйгуры, узбеки, корейцы, казахи, немцы и татары. В 1991-1993 годах численность населения составляла 54 200 человек. Стремительный отток за пределы республики привело к этой цифре. На сегодня миграционный процесс значительно снижен.

Памятник Жайылу Баатыру

Жайыл Баатыр

Спорткомплекс «Манас». Здесь проводятся футбольные, баскетбольные, волейбольные и другие соревнования районного и республиканского уровня.

5ccd71df8cb2bb9284086b2c1ab08576

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.
Поделись своим мнением

Обсуждаемое в соцсетях